Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4368/2014 ~ М-2556/2014 от 21.05.2014

Дело № 2-4368/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 октября 2014 года

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Федотова О.Ю.,

при секретаре Мустафине О.Ю.,

с участием представителя ответчика Фигильянтовой И.Ю., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коневой Е. Л. к департаменту земельных отношений о признании незаконным действий муниципального органа,

установил:

Конева Е.Л. просит признать незаконным отказ департамента земельных отношений администрации города Перми в выборе земельного участка общей площадью <данные изъяты> и предварительном согласовании места размещения объекта под магазин, расположенного по адресу: <адрес> и возложении обязанности ДЗО администрации города Перми устранить допущенные нарушения путем оформления акта о выборе земельного участка площадью <данные изъяты> и предварительном согласовании места размещения объекта под магазин, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ4 года она обратилась в ДЗО администрации города Перми с заявлением о выборе земельного участка площадью <данные изъяты> и предварительном согласовании места размещения объекта-магазина по адресу: <адрес>, но письмом исх. от ДД.ММ.ГГГГ в выборе земельного участка было отказано в связи с отрицательным заключением о возможности размещения заявленного объекта на земельном участке от департамента градостроительства и архитектуры администрации город Перми, администрации Индустриального района г. Перми, управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми, при этом заключения указанных органов не были приложены к письму, однако их содержание можно установить из текста письма. В качестве причин отказа указано, что земельный участок частично расположен за красными линиями, утвержденными постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ года, объект (магазин) не входит в перечень объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется предварительное согласование места расмещения объекта, на испрашиваемом земельном участке произрастает большое количество зеленых насаждений, которые являются буферной зоной от автодороги, земельный участок накладывается на газонную часть <адрес>. Требования истца основаны на ч.4 ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской федерации, правилах благоутройства и содержания территории в городе Перми, утвержденных решением Пермской городской думы от 29 января 2008 года № 4, статье 254 (ч. 1), 255 ГПК РФ.

Истец в суд не явился, извещен о дне рассмотрения дела, представитель истца на доводах своего доверителя настаивает в полном объеме.

Представитель ответчика в суд не явился, представил письменный отзыв по иску, в котором просит отказать в удовлетворении заявления истца в полном объеме, мотивируя тем, что из смысла статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Для признания ненормативного акта, решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным, необходимо наличие двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение права и свободы гражданина. Со ссылкой на статьи 30, 31 ЗК Российской Федерации представитель указывает, что исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования, поскольку это направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе, возможных претендентов на земельный участок. Кроме того, отрицательное заключение одного из функциональных органов является основанием для отказа в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Департаментом по обращению заявителя были запрошены заключения функциональных и территориального органа о возможности выбора земельного участка, указанного в заявлении и после получения заключений заявление было рассмотрено и принято решение о невозможности оформления акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании.

Третьи лица: департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми, администрация Индустриального района г. Перми в суд своих представителей не направили, но представили отзывы по требованиям Коневой Е.Л. и копии отрицательных заключений по заявлению Коневой Е.Л., просили в удовлетворении её заявления отказать.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ от Коневой Е.Л. в департамент земельных отношений поступило заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта – магазина по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя департаментом земельного отношения было направлено письмо об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии с частью 1 статьи 254 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, частью 5 статьи предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

После обращения Коневой Е.Л. с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта администрация города Перми получила заключения о возможности предоставления выбранного заявителем земельного участка от департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ДГА), управления по экологии и природопользованию администрации города Перми (УЭиП) и администрации Индустриального района с выводами о невозможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.

ДГА в своем заключении указал, что рассматриваемый земельный участок частично расположен за красными линиями, утвержденными постановлением администрации город Перми от 15.11.2010 года № 780. Кроме того, данный объект не входит в перечень объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется предварительное согласование места размещения объекта, предусмотренный пунктом 4.2 положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 года № 315 (в редакции от 22.10.2013 г.).

В заключении УЭиП отмечено, что на испрашиваемой территории произрастают зеленые насаждения в хорошем состоянии (более 40 штук), они являются буферной зоной от автодороги.

Администрацией Индустриального района г. Перми подготовлено заключение о невозможности выбора земельного участка в связи с тем, что данный участок накладывается на газонную часть <адрес>.

В соответствии с пунктом 3.1.2 Постановления администрации города Перми от 12.11.2009 года № 857 "Об утверждении Регламента взаимодействия департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов" предусмотрено, что в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления ДЗО направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключения в следующие функциональные и территориальные органы администрации города:

управление по экологии и природопользованию администрации города Перми (далее - УЭиП),

департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее - ДГА),

управление внешнего благоустройства администрации города Перми (далее - УВБ),

территориальный орган администрации города Перми, на территории которого находится место размещения объекта, указанного в заявлении.

Пунктом 3.2 постановления администрации города Перми от 12.11.2009 года предусмотрено, что 10 календарных дней с даты получения запроса ДЗО:

УЭиП в соответствии с компетенцией анализирует возможность размещения объекта на указанном в заявлении месте размещения объекта, оформляет заключение по форме согласно приложению N 1 к настоящему Регламенту и направляет его в ДЗО,

ДГА в соответствии с компетенцией анализирует возможность размещения объекта на указанном в заявлении месте размещения объекта, оформляет заключение по форме согласно приложению N 2 к настоящему Регламенту и направляет его в ДЗО,

УВБ в соответствии с компетенцией анализирует возможность размещения объекта на указанном в заявлении месте размещения объекта, оформляет заключение по форме согласно приложению N 3 к настоящему Регламенту и направляет его в ДЗО,

территориальный орган, на территории которого находится место размещения объекта, указанного в заявлении, подготавливает заключение по форме согласно приложению N 4 к настоящему Регламенту и направляет его в ДЗО.

На основании пункта 4.2 Постановления администрации города Перми № 857 ДЗО в зависимости от принятого решения в течение 5 календарных дней с даты принятия решения, указанного в пункте 4.1 настоящего Регламента:

подготавливает ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта и направляет его заявителю.

Ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно выводам, содержащимся в заключениях, представленных в соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 настоящего Регламента.

После получения отрицательных заключений функциональных и территориальных органов администрации города департаментом земельных отношений администрации города Перми подготовлен отказ Коневой Е.Л. о выборе земельного участка по адресу: <адрес> и предварительном согласовании места размещения объекта – магазина.

Процедура согласования, предусмотренная постановлением администрации города Перми № 857 об утверждении регламента взаимодействия департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, при подготовке отказа заявителю департаментом земельных отношений соблюдена.

В соответствии с пунктом 2.6 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28 октября 2008 года № 315 по процедуре предварительного согласования места размещения объекта предоставление земельного участка невозможно, если:

2.6.1. испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц;

2.6.2. в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части выдан акт о выборе земельного участка;

2.6.3. испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположение застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;

2.6.4. испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ земельного участка, в отношении которого принято решение о формировании земельного участка на торги;

2.6.5. испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ земельного участка, в отношении которого утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории либо сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;

2.6.6. имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей;

2.6.7. в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории.

При предоставлении истцом заявления о выборе земельного участка, заявителем была приложена схема расположения земельного участка с указанием координат поворотных точек испрашиваемого земельного участка, в связи с чем, доводы представителя департамента земельных отношений в той части, что у ДЗО возникла обязанность по рассмотрению возможности выдачи акта выбора земельного участка для строительства торгового комплекса, именно по конкретному земельному участку, принимаются судом как обоснованные, при этом обязанность по осуществлению выбора земельного участка путем определения различных вариантов размещения объектов у органа местного самоуправления отсутствовала.

В связи с этим, департаментом по обращению заявителя были запрошены исключительно заключения функциональных и территориального органа о возможности выбора определенного заявителем земельного участка.

Департаментом было подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка площадью <данные изъяты>. истцу в аренду на 4 года и 11 месяцев для размещения магазина, которое не было оспорено в судебном порядке.

В заключении указано, что в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утверждена документация по планировке территории постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории кварталов , , ограниченных <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>».

Согласно экспликации земельных участков по проекту межевания, утвержденного постановлением администрации города Перми от 15.11.2010 года № 780, испрашиваемый земельный участок обозначен под номером и имеет площадь <данные изъяты> разрешенное использование под многоквартирный жилой дом. Таким образом, предоставление испрашиваемого земельного участка Коневой Е.А. площадью <данные изъяты>. повлечет нарушение прав и законных интересов собственников помещений многоквартирного дома.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации», в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации возможно только с согласия всех собственников помещений.

Границы спорного земельного участка не соответствуют проекту межевания территории Индустриального района г. Перми, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 15.11.2010 года № 780.

Заключением департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми установлено расположение части земельного участка, запрашиваемого истцом, за красными линиями, утвержденными постановлением администрации г. Перми от 15.11.2010 года № 780., т.е. земельный участок частично находится на территории общего пользования, а в силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

На основании вышеизложенного, испрашиваемый земельный участок площадью <данные изъяты> в Индустриальном районе г. Перми не может быть предоставлен для размещения магазина, поскольку частично находится на территории общего пользования.

Кроме того, предназначенный для строительства объект на испрашиваемом земельном участке, не входит в перечень объектов, поименованных в пункте 4.2 решения Пермской городской Думы от 28.10.2008 года № 315. Этим пунктом утвержден закрытый перечень объектов, для строительства которых осуществляется предварительное согласование места размещения объектов. Предварительное согласование места размещения объектов осуществляется, в том числе, для строительства социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа. Целевое использование испрашиваемого земельного участка не соответствует целям, указанным в пункте 4.2 решения Пермской Думы № 315, который действовал на момент поступления заявления заявителя. Более того, цель использования земельного участка, предоставление земельного участка под строительство торгового комплекса, не была подтверждена заявителем при предоставлении заявления о выборе земельного участка.

Положения пунктов 4.2-4.2-1 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми утратили силу в связи с принятием решения Пермской городской Думы 28.01.2014 года № 11, поэтому с учетом положений статьи 4 гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает действие гражданского законодательства во времени и акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, решение департамента земельных отношений об отказе в удовлетворении заявления Коневой Е.Л. в выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта – магазина, является законным и возложении на департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанности устранить допущенные нарушения путем оформления акта о выборе земельного участка площадью <данные изъяты> и предварительном согласовании места размещения объекта под магазин, расположенного по адресу: <адрес>, не имеется.

Доводы истца о том, что применение пункта 4.2 положения не подлежит применению в соответствии со статьей 12 гражданского кодекса Российской Федерации, не принимаются судом как обоснованные, поскольку положение о предоставлении земельных участков не противоречит статье 2 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 4 статьи на основании и во исполнение Земельного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Положение о предоставлении земельных участков под строительство и иных целей на территории города Перми не противоречит Земельному кодекса Российской Федерации поскольку разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Уставом города Перми, Правилами землепользования и застройки города Перми, а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермской области и Пермского края, города Перми.

Положение определяет единые на территории города Перми условия предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, а также под существующие объекты капитального строительства и объекты, связанные с их обслуживанием.

Положение регулирует вопросы предоставления земельных участков в рамках развития застроенных территорий. Порядок и условия предоставления земельных участков в рамках развития застроенных территорий в границах города Перми определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, решением Пермской городской Думы от 25.09.2007 N 219 "О развитии застроенных территорий города Перми", а также иными муниципальными правовыми актами.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Коневой Е. Л. к департаменту земельных отношений о признании незаконным отказа департамента земельных отношений в выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта – магазина, возложении на департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанности устранить допущенные нарушения путем оформления акта о выборе земельного участка площадью <данные изъяты> и предварительном согласовании места размещения объекта под магазин, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение суда в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.

Судья - О.Ю.Федотов

2-4368/2014 ~ М-2556/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Конева Евлалия Леонидовна
Другие
Управленрие по экологии и природопользованию администрации г.Перми
Администрация Индустриального района г.Перми
Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми
Департамент земельных отношений администрации г.Перми
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Федотов Олег Юрьевич
Дело на странице суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
21.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2014Передача материалов судье
26.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.07.2014Предварительное судебное заседание
01.07.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.08.2014Предварительное судебное заседание
27.08.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.10.2014Предварительное судебное заседание
02.10.2014Судебное заседание
08.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2015Дело оформлено
25.04.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее