Р Е Ш Е Н И Е дело№2-100/2012
Именем Российской Федерации
05 марта 2012 года гор. Канск
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гришаниной Н.В., при секретаре Смагиной С.В., с участием главного врача МБУЗ «Чечеульская участковая больница» Т.И.Шматовой, представителя-Редколес Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения « Чечеульская участковая больница» об устранении нарушений санитарного законодательства, о признании бездействия, выраженного в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор незаконным и возложении обязанности по выполнению требований санитарного законодательства
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске обратился в суд иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Чечеульская участковая больница», мотивируя тем, что в ходе проведения в январе 2011 года плановой выездной проверки было установлено несоблюдение учреждением санитарного законодательства. С целью устранения выявленных нарушений, юридическому лицу было выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 34 от 24 января 2011 года со сроком исполнения до 17 января 2012 года. По истечении установленного срока 18 января 2012 года при проведении внеплановой проверки юридического лица МБУЗ «Чечеульская участковая больница», выявлено неисполнение в установленный в предписании срок пункта 1 в части обеспечения гладкости и легко доступности для влажной уборки и устойчивости при использовании моющих и дезинфицирующих средств поверхность стен, потолка, в физиотерапевтическом кабинете, т. е. не устранено нарушение требований п.4.2 СанПиН 2.13.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
В связи с неисполнением предписания, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю просит признать бездействие ответчика - муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Чечеульская участковая больница», выраженное в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 34 от 24 января 2011г. незаконным, и обязать муниципальное бюджетное учреждения здравоохранения «Чечеульская участковая больница», устранить допущенное нарушение до 01 августа 2012 года.
В судебное заседание представитель территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске не явился. В письменном ходатайстве, начальник территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске Н.П. Безгодов просит дело рассмотреть в отсутствии представителя Роспотребнадзора.
Главный врач МБУЗ « Чечеульская участковая больница» Т.И. Шматова иск признала частично, пояснив, что для исполнения предписания были приняты все меры, но из-за отсутствия бюджетного финансирования не имелось возможности выполнить предписание в связи с чем, не признает иск в части признания бездействия МБУЗ «Чечеульская участковая больница» незаконным. Что касается требований о возложении обязанности по устранению нарушений требований санитарно- эпидемиологического законодательства, а именно п.1 предписания №34 от 24 января 2011 года, то данное требование признала, пояснив, что для его устранения потребуется длительный срок, поскольку обеспечить поверхность стен и потолка в физиотерапевтическом кабинете гладкой поверхностью, возможно в процессе ремонта здания больницы, который будет проводиться в летнее время года, просит срок установить до 01 октября 2012 года.
Представитель МБУЗ « Чечеульская участковая больница» Редколес Д.В.. требования в части возложения обязанности по устранению нарушения санитарного законодательства признал, требование о признании бездействия незаконным не признал, пояснив суду, что основной причиной неисполнения предписания явилось отсутствие должного финансирования больницы. В смете на 2011 год денег на ремонт здания больницы вообще предусмотрено и выделено не было, хотя заявки о выделении денег на ремонтные работы направлялись и в администрацию Канского района, и в Министерство здравоохранения Красноярского края. Собственных средств у больницы нет.
Выслушав участников судебного заседания и исследовав материалы дела: копию распоряжения о проведении плановой выездной проверки МБУЗ « Чечеульская участковая больница» от 20.12.2010 г. № 808; распоряжение от 29.12.2010 года №845о внесении изменений и дополнении в распоряжение №808 от 20.12.2010 года; предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от 24.01.2011г. № 34; уведомление о проведении 18.01.2012 года проверки (внеплановой); распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 20.12.2011 г. № 640; Акт проверки №35 от 18.01.2012 года; свидетельство о внесении записи в Единый госреестр юридических лиц и свидетельство о постановке на учет организации в налоговом органе; Устав МБУЗ «Чечеульская участковая больница»; письменное обращение начальника МУ « Управления здравоохранения Канского района» в Министерство здравоохранения Красноярского края от 25.08.2011 года о потребности в финансовых средствах для устранения замечаний и предписаний надзорных органов; смету доходов и расходов на 2011 год МБУЗ « Чечеульская участковая больница» и ФАПы, согласно которой в 2011 году денежные средства на проведение текущего ремонта в МБУЗ «Чечеульская участковая больница» не запланированы; письменное ходатайство главного врача Т.И. Шматовой в Управление здравоохранения Администрации Канского района от 14.04.2011 года о выделении денежных средств для устранения нарушений санитарного законодательства; суд считает заявленный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., настоящим законом регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объектом права граждан на благоприятную среду обитания является благоприятная среда обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.
В силу ст.8 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьей 50, настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь комплекс предоставленных полномочий.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства для устранения, несмотря на ранее принятые меры, сохраняющихся нарушений санитарного законодательства.
Из материалов дела следует, что при проведении проверки в МБУЗ «Чечеульская участковая больница» в январе 2011 года было выявлено нарушение санитарно- эпидемиологического законодательства, об устранении которого 24.01.2011 года было вынесено предписание, установлен срок для устранения нарушений до 17.01.2012 года. При проведении проверки исполнения предписания установлено, что предписание не исполнено.
Как пояснила главный врач Шматова Т.И., причиной неисполнения предписания явилось отсутствие бюджетного финансирования лечебного учреждения. Учитывая, что Роспотребнадзором было выдано несколько предписаний по устранению различных нарушений санитарного законодательства, все необходимые расходы на их устранение были подсчитаны и оформлены в виде заявки в Управление здравоохранения администрации Канского района, поскольку больница является бюджетным учреждением, однако на их устранение больнице средства в 2011 году выделены не были. Собственных финансовых средств у больницы нет. Выделение средств запланировано на 2012 год, часть из которых пойдет на устранение нарушений санитарного законодательства, выявленных Роспотребнадзором.
Оценивая в совокупности исследованные в суде доказательства, представленные сторонами, суд находит, что отсутствуют доказательства, подтверждающие бездействие юридического лица, что является основанием в отказе в удовлетворении иска в этой части.
Что касается требования о возложении обязанности устранения нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства, то данное требование суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению. Срок для устранения нарушений, суд, учитывая все обстоятельства по делу, считает необходимым установить до 01.10.2012 года.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 4000 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Чечеульская участковая больница» устранить до 01 октября 2012 года:
- нарушение п. 4.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - обеспечить поверхность стен и потолка в физиотерапевтическом кабинете гладкой поверхностью, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой при использовании моющих и дезинфицирующих средств.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Чечеульская участковая больница» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в месячный срок со дня принятия.
Судья- Н.В.Гришанина.