Дело № 2-481/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Переяславка 02 августа 2017 года
Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе председательствующего судьи Сметанникова А.Н.,
с участием истца Савченко В.А.,
при секретаре Кимонко О.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савченко ФИО7 к Администрации Оборского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец Савченко В.А. обратилась с иском к ответчику Администрации Оборского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее – Администрация Оборского сельского поселения) об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, указав, что она с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение правообладателей не имеет. В указанном жилом доме также зарегистрирован ее брат – Савченко С.А. и сестра Савченко О.А. Она является инвалидом с детства и в настоящее время имеет инвалидность 3 группы, в силу имеющегося заболевания находилась длительное время на обследовании, проходила лечебные процедуры, реабилитационные мероприятия в <адрес>, поэтому длительное время не проживала в <адрес>. После прохождения лечения, вернувшись в <адрес> ею было установлено, что дом в настоящее время непригоден для проживания. Согласно письму администрации Оборского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № жилой дом отсутствует, не имеет правообладателей, не состоит на кадастровом учете объектов недвижимости. Считает, что имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма по установленной норме площади жилого помещения. Просит обязать Администрацию Оборского сельского поселения предоставить ей жилое помещение по договору социального найма в пределах п. Обор по норме площади, установленной действующим законодательством.
Истец Савченко В.А. в судебном заседании требования иска поддержала по основаниям, изложенным в нем, пояснив, что указанное жилое помещение было предоставлено ее семье, примерно в 2004 году она выехала из указанного дома в г. Хабаровск на лечение, мер по охране и содержанию жилого помещения не предпринимала. Она предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся, но поскольку ею был собран не весь пакет документов, на учет ее не поставили.
Ответчик Администрация Оборского сельского поселения, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, своего представителя не направили. Согласно телефонограмме, просили дело рассмотреть без их участия, в требованиях иска отказать, поскольку Савченко В.А. на учете в качестве нуждающейся не состоит, оснований для предоставления ей во внеочередном порядке жилого помещения не имеется.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Савченко О.А., надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного заседания, не явилась, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец Савченко В.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 16).
Согласно выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина прав на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, общей площадью 2200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> использовался истцом Савченко В.А. на праве аренды до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Договор аренды на вышеуказанный земельный участок истцом не перезаключался. Указанные обстоятельства судебном заседании не оспаривались.
Из информации администрации Оборского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на балансе администрации Оборского сельского поселения не состоял, фактически отсутствует, разобран несколько лет назад неизвестными лицами. Земельный участок, на котором был расположен дом относится к землям населенных пунктов (л.д. 14).
Статьей 14 ЖК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в числе прочего ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда: малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 - 3 и 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Частями 3 и 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
Согласно части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу состязательного построения процесса представление доказательств возлагается на стороны и других лиц, участвующих в деле.
Стороны сами должны заботиться о подтверждении доказательствами фактов, на которые ссылаются. Суд не уполномочен собирать или истребовать доказательства по собственной инициативе. Суд вправе при недостаточности доказательств, предложить сторонам представить дополнительные доказательства.
Гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, и лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Согласно информации администрации Оборского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № Савченко В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не состоит в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с тем, что ею предоставлен не полный пакет документов для постановки на учет (л.д. 44).
Сведения о том, что истец Савченко В.А. не состоит в качестве нуждающейся в жилом помещении и не признана в установленном законом порядке малоимущей, в судебном заседании истцом не оспаривались.
Доводы истца о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан не пригодным для проживания и указанное обстоятельства являются основанием для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма, судом не могут быть приняты, поскольку материалы дела не содержат сведений о том, что указанное жилое помещение признавалось непригодным для проживания в установленном законом порядке.
Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ распоряжение объектами жилищного фонда относится к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В соответствии с абз. 1 п. 1 Приложения 3 жилищный фонд относится к муниципальной собственности.
Отсутствие документов о принятии жилых помещений в муниципальную собственность не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателей жилого помещения по договору социального найма, однако материалы дела не содержат сведений о том, что между Савченко В.А. и ответчиком фактически сложились отношения, вытекающие из договора социального найма, в связи с чем, доводы истца в указанной части также подлежат отклонению.
Конституционный Суд РФ в Определении от 23.10.2014 N 2329-О указал, что положение части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства.
Обсуждая в судебном заседании заявленные исковые требования истца Савченко В.А. об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, суд находит их не подлежащими удовлетворению, поскольку, как установлено в судебном заседании, истец не была признана в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также малоимущей, сведений о том, что жилое помещение, в котором она имеет регистрацию по месту жительства признано надлежащим образом непригодным для проживания отсутствуют. Вопросы о признании гражданина малоимущим, постановка его на внеочередное предоставление жилого помещение, признании жилого помещения непригодным для проживания, отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые разрешаются в порядке, установленном девствующим Законодательством. Истец, установленный порядок не соблюла, соответствующие заявления и документы, в орган местного самоуправления не представила. В силу ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено надлежащих и достаточных доказательств, которые свидетельствовали об обратном. Законных оснований для удовлетворения требований истца при рассмотрении дела не установлено.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Савченко ФИО7 к Администрации Оборского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня составления мотивированного решения судом – 07.08.2017.
Копия верна
Судья А.Н. Сметанников.