2-1587/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июня 2016 года г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи О.
истца Ж.,
представителя ответчика С., действующего на основании доверенности № СФ-26 от --,
при секретаре судебного заседания Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ж. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Свободном Амурской области, отделу Пенсионного фонда РФ в Мазановском районе Амурской области об оспаривании действий должностных лиц по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Ж. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Свободном Амурской области, отделу Пенсионного фонда РФ в Мазановском районе Амурской области об оспаривании действий должностных лиц по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, в котром просила признать решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, обязать включить оспариваемые периоды в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения в пенсионный фонд, взыскать судебные расходы в размере 2800 рублей.
При проведении подготовки дела к судебному разбирательству от истца поступило заявление о дополнении требований, согласно которого она просила включить в счециальный стаж работы период с 18.06.1991 года по 20.06.1991 года.
Свои требования истец мотивировала тем, что с 24 мая 1989 года она начала работать в должности воспитателя детского сада. 26 января 2016 года она обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии в отдел Пенсионного фонда в Мазановском районе Управления Пенсионного фонда Амурской области в городе Свободном. Основанием для обращения послужило то, что она в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» имеет стаж для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Однако решением комиссии -- от 11 февраля 2016 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с недостаточностью специального стажа. Она не согласна с решением пенсионного органа, так как ее стаж работы на педагогических должностях превышает 25 лет. Комиссией не были включены периоды ее работы:
- с 06.02.1991 по 28.02.1991, с 18.06.1991 по 20.06.1991, с 02.12.2005 по 21.12.2005, с 11.05.2010 по 11.05.2010, с 12.09.2011 по 21.09.2011, с 23.03.2015 по 28.03.2015, с 01.07.2015 по 08.07.2015 в связи с нахождением на семинарах, курсах повышения квалификации, учебном отпуске, ремонтом.
- с 01.01.2006 по 10.01.2006 в связи с нахождением в отпуске без сохранения заработной платы,
- с 06.04.1992 по 31.05.1992 - в должности помощника воспитателя, с 01.06.1992 по 31.08.1994 - в должности воспитателя семейной группы, поскольку наименование должностей не предусмотрено Списком профессий и должностей
Полагает отказ в назначении пенсии досрочно незаконный, в связи с чем, она обратилась в суд с иском о признании незаконным решения комиссии, просит суд включить оспариваемые периоды в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию и обязать пенсионный орган назначить пенсию с момента ее обращения, взыскать с ответчика судебные расходы.
В судебном заседании Ж. на доводах и требованиях, изложенных в иске, настаивала.
Представитель ответчика ГУ-Управления пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил следующее.
Из материалов дела следует, что истец обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии 26 января 2016 года. Истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного закона, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста. Для зачета в специальный стаж необходимо, чтобы работа протекала в должностях и учреждениях, предусмотренных вышеуказанными Списками.
Комиссией не включены в льготный стаж периоды работы, поскольку она находилась на курсах повышения квалификации, семинарах, отпусках, в том числе без сохранения заработной платы. Правовых оснований для зачета в специальный стаж оспариваемых периодов не имеется. Также комиссией не включены периоды работы в должностях помощника воспитателя, воспитателя семейной группы, так как указанные должности не предусмотрены Списками профессий и должностей. Что касается судебных расходов, полагает их завышенными, просит уменьшить в случае удовлетворения иска. Просит в иске отказать.
Выслушав доводы истца, представителя ответчика, изучив материалы дела и нормы права, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного закона, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста. Для зачета в специальный стаж необходимо, чтобы работа протекала в должностях и учреждениях, предусмотренных вышеуказанными Списками.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» закон вступил в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Части 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона вступили в силу с 1 января 2016 года.
Со дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Из положений статьи 32 данного закона, следует, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подп. 19 п. 1 ст. 30 закона).
Согласно п. 3 ст. 30 закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п. 3 ст. 30 закона).
Из материалов дела в судебном заседании достоверно установлено, что Ж. 26 января 2016 года обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в Отдел ПФР в --.
Согласно п. 1.1. Положения об Отделе ПФР в Мазановском районе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Свободном Амурской области, отдел без права юридического лица (так указано в Положении) является структурным подразделением ГУ Управления ПФР в городе Свободном Амурской области. Находится в непосредственном подчинении у начальника Управления ПФР.
При таких обстоятельствах, надлежащим ответчиком по делу является Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Свободном Амурской области.
Согласно решения комиссии -- от -- истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с недостаточностью специального стажа, предусмотренного пп.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из специального стажа Ж. пенсионным органом исключены периоды работы в должности воспитателя:
- с 06.02.1991 по 28.02.1991 в связи с нахождение в учебном отпуске,
- с 18.06.1991 по 20.06.1991, с 02.12.2005 по 21.12.2005, с 11.05.2010 по 11.05.2010, с 12.09.2011 по 21.09.2011, с 23.03.2015 по 28.03.2015 в связи с нахождением на семинарах, курсах повышения квалификации,
- с 01.07.2015 по 08.07.2015 в связи с ремонтом.
- с 01.01.2006 по 10.01.2006 в связи с нахождением в отпуске без сохранения заработной платы,
- с 06.04.1992 по 31.05.1992 - в должности помощника воспитателя, с 01.06.1992 по 31.08.1994 - в должности воспитателя семейной группы, поскольку наименование должностей не предусмотрено Списком профессий и должностей.
Принятие к зачету стажа в оспариваемые периоды, по мнению истца, дает ей право на назначение досрочной льготной страховой пенсии.
С 12 ноября 2002 года по настоящее время применяется Список и Правила, утвержденные Постановлением Правительства от 29 октября 2002 года № 781. Расширительному толкованию списки не подлежат.
Решая вопрос о включении в стаж Ж. дающий право на досрочную страховую пенсию, периода работы в должности помощника воспитателя с 06 апреля 1992 года по 31 мая 1992 года в Мазановской школе- интернате № --, суд не находит оснований для удовлетворения иска в данной части в связи со следующим.
Из материалов дела судом достоверно установлено следующее.
Согласно приказу -- от -- Мазановской школы-интерната -- истец К. принята на должность помощника воспитателя семейной группы с --.
Приказом -- от -- переведена на должность воспитателя семейной группы, с нагрузкой 1,5 ставки с 01 июня 1992 года.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление льготных условий приобретения права на страховую (ранее трудовую) пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. В этой связи право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Однако, ни действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "помощник воспитателя".
Таким образом, оснований для включения в специальный стаж рассматриваемого спорного периода работы истца в должности "помощник воспитателя" у пенсионного фонда не имелось.
Согласно Рекомендациям, утвержденным приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 года N 622/1646, в стаж педагогической работы включается время работы в должности младшего воспитателя (помощника воспитателя), если в указанный период работник имел педагогическое образование или обучался в педагогическом учебном заведении и по его окончании приступил к педагогической деятельности.
Однако эти Рекомендации даны для установления разрядов оплаты труда по единой тарифной сетке, а не для исчисления льготного стажа для назначения досрочной трудовой пенсии.
В педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию, всегда включались только периоды работы в должностях и учреждениях, перечень (список) которых определялся постановлением Правительства Российской Федерации.
В связи с изложенным утверждения истицы о фактическом выполнении в спорный период обязанностей воспитателя не могут быть приняты судом.
Обсуждая требование истца о включении в специальный стаж периода работы в должности воспитателя семейной группы с 01 июня 1992 года по 31 августа 1994 года Мазановской школы-интерната № 5, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ст.55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право на назначение пенсии педагогическим работникам (работникам просвещения) за выслугу лет установлено постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года (СП СССР 1960 г. № 1, ст. 2; 1972 г. № 17, ст. 87), а в дальнейшем закреплено Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). В качестве правового основания для пенсионного обеспечения этой категорий трудящихся предусматривалось длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, при этом выполнение такой деятельности не связывалось с наименованием учреждения.
Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» были урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления, назначения и выплаты.
По смыслу статей 2, 3, 77, 80 и 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» во взаимосвязи с другими его положениями право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.
Статьей 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» Правительству РФ было предоставлено право по согласованию с Пенсионным фондом РФ, утверждать Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги.
Из данного Закона не вытекает, что Правительство РФ наделялось полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство РФ не только связано законодательными нормами, регулирующими основные вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет, но и обязано учитывать закрепленные в указанном Законе общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип его всеобщности, а также предписания статьи 15 (часть 1) Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 1999 года № 177-О и от 6 декабря 2001 года №310-О.
Согласно записям в трудовой книжке Ж. содержатся следующие сведения о работе в спорный период времени:
приказом № 91 от 01 июня 1992 года переведена на должность воспитателя семейной группы, с 01 июня 1992 года.
02 января 1993 года присвоен 8 разряд ЕТС, приказ № 262 от 18 декабря 1992 года,
01 сентября 1994 года переведена воспитателем, приказ 55/1 от 12 сентября 2003 года,
01 сентября 1995 года установлен 9 разряд ЕТС, приказ № 81 от 11 сентября 1995 года.
Согласно акта проверки № 1 от 12 января 2016 года, проведенной ГУ –Управление Пенсионного фонда РФ в г. Свободном штатные расписания за 1994, 1995, 1996 года по Мазановской школе-интернату не предусматривают должность «воспитатель семейной группы». В штатных расписаниях имеется наименование должности «воспитатель»
Согласно справке ГАУАО Белогорского центра содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей «Радуга» -- от -- штатные расписания, тарификационные списки за 1992, 1993, 1994 годы отсутствуют.
Согласно сведений администрации Мазановского района (архивного сектора) от 19 апреля 2016 года штатные расписания, тарификационные списки за 1992, 1993, 1994 годы на хранение не поступали.
Из пояснений Ж. в подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании следует, что группы детей в интернате формировались, в том числе не зависимо от возраста детей, а по семейному признаку, то есть из детей одной или нескольких семей попавших в трудную жизненную ситуацию. Целью формирования таких групп было создание более благоприятных условий нахождения для детей, сохранение их привязанностей друг другу, во избежание травмирования детской психики. Поэтому должность воспитателя именовалась как «воспитатель семейной группы».
Списком не предусмотрена должность «воспитатель семейной группы», следовательно, она имеет ошибочное (местное) наименование. Дополнение «семейной группы» указывает на профиль деятельности – с детьми из отдельных семей. Правильное наименование профессии «воспитатель». Из табелей учета рабочего времени за спорный период, следует, что учет рабочего времени -- (Ж.) велся по должности воспитателя.
Из приказа о введении дополнительных единиц по Мазановской школе- интернату -- --а от --, следует что в связи с переходом интерната на новые условия содержания и воспитания детей по семейному типу с -- в штат были введены должности воспитателей 5,8 ед., пом. воспитателя 5 ед., пом.воспитателя по ночному дежурству 10 ед.
Указанное обстоятельство подтверждается и тем, что работодатель 12 сентября 2003 года издал приказ за --, согласно которого правильная должность Ж. воспитатель.
Таким образом, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что период работы истца в должности воспитателя семейной группы с 01 июня 1992 года по 31 августа 1994 года Мазановской школы-интерната -- подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Обсуждая вопрос о включении в стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую работу (подп.19 ч. п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях»), периодов нахождения на курсах повышения квалификации, семинарах, в учебном отпуске:
- с 06.02.1991 по 28.02.1991, с 18.06.1991 по 20.06.1991, с 02.12.2005 по 21.12.2005, с 11.05.2010 по 11.05.2010, с 12.09.2011 по 21.09.2011, с 23.03.2015 по 28.03.2015, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству. Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ст. 27 данного Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и в ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой и страховой пенсии, соответственно, по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления, которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Согласно пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (с изменениями) периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Кроме того, повышение квалификации отдельных категорий работников осуществляется на основании Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 610. Повышение квалификации может быть в форме тематического обучения по конкретным вопросам, тематических и проблемных семинаров.
Статья 167 Трудового кодекса РФ закрепляет, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации, семинарах являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Спорные периоды включены пенсионным органом в общий страховой стаж истца.
Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации, семинарах, учебном отпуске:
- с 06.02.1991 по 28.02.1991, с 18.06.1991 по 20.06.1991, с 02.12.2005 по 21.12.2005, с 11.05.2010 по 11.05.2010, с 12.09.2011 по 21.09.2011, с 23.03.2015 по 28.03.2015 подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст.39 Конституции РФ.
Период с 01.01.2006 года по 10.01.2006 года не подлежит включению в специальный стаж поскольку, работнику в период времени нахождения в отпуске без сохранения заработной платы не начисляется заработная плата, и не производятся отчисления в страховые фонды.
Обсуждая требование истца о включении в специальный стаж периода с 01 июля 2015 года по 08 июля 2015 года, суд приходит к следующим выводам.
Так, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2013 N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ с целью досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665).
В силу п. 9 указанного Постановления, при переводе работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на другую работу, не дающую право на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года, такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу.
Указанный период не превышал месяца в течение года. При таких обстоятельствах суд считает возможным включить период ремонта в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства к спорным правоотношениям повлекло бы ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
На основании изложенного, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд считает, что ранее приобретенные пенсионные права Ж. должны быть сохранены и при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.
Учитывая, что на момент обращения в пенсионный орган (--) педагогический стаж у истца составил установленные законом 25 лет (22г. 6мес. 19 дн. + 2г. 5мес. 11 дн.). Суд считает возможным обязать пенсионный фонд назначить Ж. досрочную пенсию с момента возникновения права, то есть с 27 января 2016 года.
В связи с чем, суд находит иск Ж. обоснованным и подлежащим удовлетворению в части.
Обсуждая вопрос о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные судебные расходы.
В соответствии со ст. ст. 88, 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, в том числе на проезд и проживание сторон, понесенные ими в связи с явкой в суд, расходы на оплату услуг представителей, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из квитанции -- серии АА от --, истец оплатила адвокату Ш. за услуги по составлению искового заявления в суд 2500 рублей.
Данные расходы, суд считает подтвержденными соответствующим документом.
Однако, определяя сумму расходов на оплату услуг по составлению иска, подлежащих взысканию в пользу истца, суд исходит из того, что иск подлежит частичному удовлетворению, поэтому считает необходимым взыскать с ответчика расходы на оплату услуг юриста, частично в размере 1700 рублей, а также понесенные расходы в связи с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей, всего 2000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Ж. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Свободном Амурской области, отделу Пенсионного фонда РФ в Мазановском районе Амурской области об оспаривании действий должностных лиц по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.
Признать решение Отдела в Мазановском районе Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Свободном Амурской области -- от -- об отказе в назначении пенсии Ж. незаконным в части не включения в специальный стаж для досрочной страховой пенсии периодов ее работы в должности воспитателя, воспитателя семейной группы:
с 06.02.1991 года по 28.02.1991 года, с 18.06.1991 года по 20.06.1991 года, с 01.06.1992 года по 31.08.1994 года, с 02.12.2005 года по 21.12.2005 года, с 11.05.2010 года по 11.05.2010 года, с 12.09.2011 года по 21.09.2011 года, с 23.03.2015 года по 28.03.2015 года, с 01.07.2015 года по 08.07.2015 года.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Свободном включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии Ж. периоды ее работы:
с 06.02.1991 года по 28.02.1991 года, с 18.06.1991 года по 20.06.1991 года, с 01.06.1992 года по 31.08.1994 года, с 02.12.2005 года по 21.12.2005 года, с 11.05.2010 года по 11.05.2010 года, с 12.09.2011 года по 21.09.2011 года, с 23.03.2015 года по 28.03.2015 года, с 01.07.2015 года по 08.07.2015 года.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Свободном Амурской области назначить досрочную страховую пенсию Ж. с момента возникновения права, то есть с 27 января 2016 года.
Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Свободном Амурской области в пользу Ж. в счет возмещения судебных расходов 2000 (две тысячи) рублей.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2016 года.
Судья Свободненского
городского суда О.
2-1587/2016
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ
Именем Российской Федерации
27 июня 2016 года г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи О.
истца Ж.,
представителя ответчика С., действующего на основании доверенности № СФ-26 от --,
при секретаре судебного заседания Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ж. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Свободном Амурской области, отделу Пенсионного фонда РФ в Мазановском районе Амурской области об оспаривании действий должностных лиц по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, взыскании судебных расходов,
руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Ж. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Свободном Амурской области, отделу Пенсионного фонда РФ в Мазановском районе Амурской области об оспаривании действий должностных лиц по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.
Признать решение Отдела в Мазановском районе Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Свободном Амурской области -- от 11 февраля 2016 года об отказе в назначении пенсии Ж. незаконным в части не включения в специальный стаж для досрочной страховой пенсии периодов ее работы в должности воспитателя, воспитателя семейной группы:
с 06.02.1991 года по 28.02.1991 года, с 18.06.1991 года по 20.06.1991 года, с 01.06.1992 года по 31.08.1994 года, с 02.12.2005 года по 21.12.2005 года, с 11.05.2010 года по 11.05.2010 года, с 12.09.2011 года по 21.09.2011 года, с 23.03.2015 года по 28.03.2015 года, с 01.07.2015 года по 08.07.2015 года.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Свободном включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии Ж. периоды ее работы:
с 06.02.1991 года по 28.02.1991 года, с 18.06.1991 года по 20.06.1991 года, с 01.06.1992 года по 31.08.1994 года, с 02.12.2005 года по 21.12.2005 года, с 11.05.2010 года по 11.05.2010 года, с 12.09.2011 года по 21.09.2011 года, с 23.03.2015 года по 28.03.2015 года, с 01.07.2015 года по 08.07.2015 года.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Свободном Амурской области назначить досрочную страховую пенсию Ж. с момента возникновения права, то есть с 27 января 2016 года.
Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Свободном Амурской области в пользу Ж. в счет возмещения судебных расходов 2000 (две тысячи) рублей.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение будет изготовлено 01 июля 2016 года.
Судья Свободненского
городского суда О.