Мотивированное решение по делу № 2-149\2018
изготовлено 08.10.2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 октября 2018 года
Бутурлинский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Зиминой Е.Е.,
при секретаре Кашиной С.П.,
а так же с участием представителя истца помощника прокурора Назарова Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Бутурлино гражданское дело по иску прокурора Бутурлинского района Нижегородской области в интересах Тихоновой Татьяны Владимировны к администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда,
у с т а н о в и л :
Прокурор Бутурлинского района Нижегородской области обратился в суд в соответствии со ст. 45 ГПК РФ с иском в интересах Тихоновой Татьяны Владимировны к администрации Бутурлинского муниципального района, в котором просит обязать администрацию Бутурлинского муниципального района Нижегородской области предоставить Тихоновой Татьяне Владимировне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 30 кв.м. Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий - 31 декабря 2019 года.
Исковые требования мотивированы тем, что в прокуратуру Бутурлинского района поступило обращение Тихоновой Т.В. о необеспечении её администрацией Бутурлинского района жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что решением Бутурлинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Тихоновой Т.В. - ФИО3 лишена родительских прав в отношении дочери Тихоновой Т.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На момент проведения проверки Тихонова Т.В. состоит списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Бутурлинского муниципального района Нижегородской области под номером 47, но в нарушение Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» Тихонова Т.В. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, не обеспечена.
В соответствии с п.4 ст. 15.6-1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области», жилые помещения специализированного жилищного фонда Нижегородской области для проживания детей-сирот и лиц из их числа предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу п.2 ст. 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области», норма предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере не менее 30 кв. метров - для одиноко проживающих граждан.
Таким образом, предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроеным и иметь общую площадь не менее 30 кв.м.
Обязанность по обеспечению Тихоновой Т.В. жилым помещением возложена в соотвествтии с Законом Нижегородской области от 30.09.2008 № 116-З «О наделении органов местного самоуправления муницпальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» на администрацию Бутурлинского муниципального района.
В судебном заседании помощник прокурора Бутурлинского района Назаров Ю.А. исковые требования поддержал, привел доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении.
Истец Тихонова Т.В. в судебное заседание не явилась, была уведомленпа о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о чем имеется расписка о вручении судебной повестки, в суд поступило заявление Тихоновой Т.В. о рассмотрении дела в ее отсутствии, в заявлении она указала, что исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика администрации Бутурлинского муниципального района в судебное заседание не явился, были уведомлены о дате, месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, о чем имеется расписка о вручении судебной повестки, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали. Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика админситрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области.
Представитель третьего лица министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, были уведомлены о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о чем имеются сведения об извещении с помощью электронной почты и почтовое уведомление о вручении судебной повестки. В материалах дела имеется отзыв представителя Министерства по доверенности ФИО5, в котором высказаны возражения относительно удовлетворения исковых требований прокурора. Возражения обоснованы тем, что Тихонова Т.В. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, государственными полномочиями по формированию списка наделены органы местного самоуправления муниципальных районов. Обеспечение жильем осуществляется в порядке очередности. Право Тихоновой Т.В. на обеспечение её жилым помещением не нарушено, а принятие судом решения об обязании предоставить жилое помещение, нарушит права других лиц, включенных в указанный список, основания для обеспечения жильем которых наступили ранее, чем основания для обеспечения жильем Тихоновой Т.В. Представитель просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства. Дело рассмотрено в отсутствие министерства социальной политики Нижегородской области.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Судом установлено, что Тихонова Т.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ и достигла возраста 18 лет.
Мать Тихоновой Т.В. - ФИО3 являлась в отношении дочери одинокой матерью, была лишена в отношении Тихоновой Т.В. родительских прав решением Бутурлинского районного суда Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с постановлением администрации Бутурлинского района № 23 от 03.05.2005 г. Тихонова Т.В. была направлена в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этим же постановлением за Тихоновой Т.В. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
23.01.2017 г. жилое помещение, закрепленное за Тихоновой Т.В., расположенное по адресу: <адрес> признано межведомственной комиссией непригодным для проживания, как не отвечающее санитарным и техническим нормам.
На заседании комиссии администрации Бутурлинского муниципального района 03 февраля 2017 г. Тихонова Т.В. была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору специализированного найма.
Постановлением администрации Бутурлинского муниципального района от 15.02.2017 г. № 104 Тихонова Т.В. была включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Бутурлинского района на условиях специализированного найма.
28.12.2017 г. список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Бутурлинского района был направлен администрацией Бутурлинского муниципального района в министерство социальной политики Нижегородской области, в данном списке Тихонова Т.В. значится под номером 47.
В ответ на обращение Тихоновой Т.В. администрация Бутурлинского муниципального района 11.05.2018 г. сообщила о невозможности предоставления Тихоновой Т.В. жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда в связи с отсутствием жилого фонда и отсутствием финансирования.
Жилым помещением Тихонова Т.В. до настоящего времени не обеспечена.
В соответствии с п.1 ст.5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном Законом Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", однократно предоставляются по месту выявления и первичного устройства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 28 мая 2010 года № 315 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета» жилые помещения предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список детей-сирот), по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1.5 Положения о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 № 315).
В соответствии с п.4 ст. 15.6-1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области», жилые помещения специализированного жилищного фонда Нижегородской области для проживания детей-сирот и лиц из их числа предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу п.2 ст. 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области», норма предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере не менее 30 кв. метров - для одиноко проживающих граждан.
Таким образом, предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным и иметь общую площадь не менее 30 кв.м.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 № 116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных правоотношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Проанализировав совокупности изложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению Тихоновой Т.В. жилым помещением по договору специализированного найма, возложена на администрацию Бутурлинского муниципального района. Общая площадь жилого помещения должна быть не менее 30 кв.м.
Тихонова Т.В имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированого жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, как лицо из числа детей-сирот, но до настоящего времени благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормой предоставления ей не предоставлено, что является основанием для удовлетворения иска и возложения на ответчика обязанности предоставить жилое помещение.
Возражений относительно удовлетворения исковых требований, ответчик не высказал, доказательств, опровергающих исковые требования, не представил.
Оценив доводы третьего лица - министерства социальной политики Нижегородской области, суд не находит их заслуживающими удовлетворения.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Довод о том, что при удовлетворении исковых требований будут нарушены права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обратились к ответчику для включения их в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей раньше, чем Тихонова Т.В., не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств, а, следовательно, принятым решением права других лиц нарушены быть не могут.
Обсудив срок, необходимый для исполнения решения суда, учитывая положения ст. 206 ГПК РФ, мнение истца, отсутствие возражений относительно продолжительности данного срока, суд находит возможным установить срок исполнения решения суда - по 31 декабря 2019 года включительно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 30 ░░.░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░