Решение по делу № 2-1145/2017 ~ М-574/2017 от 13.03.2017

                

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 сентября 2017 года                               

Клинский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Борща А.П.

при секретаре     Калинине В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1145/2017 по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к АЛЕКСЕЕВУ О.В., АЛЕКСЕЕВОЙ Е.Ю., АЛЕКСЕЕВУ А.О. и несовершеннолетним И. и Д. (в лице их законных представителей О. и Е.) об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительными сведений единого государственного реестра недвижимости,

        Установил

На основании договора безвозмездной передачи объектов недвижимости в собственность Московской области от /дата/ 2011 года, дата регистрации /дата/ 2011 года, Управлением Росреестра по Московской области /дата/ 2011 года зарегистрировано право собственности Московской области на земельный участок общей площадью /площадью/ кв. м с кадастровым номером /номер/:217 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства), расположенный по адресу: /адрес/ (л.д. 74).

/дата/ 2012 года Губернатором Московской области издано постановление № /номер/ «О передаче в собственность городского округа Химки Московской области земельного участка, находящегося в собственности Московской области», которым вышеуказанный земельный участок передан в собственность городского округа Химки Московской области (л.д. 72 обор.).     

/дата/ 2012 года субъект Российской Федерации «Московская область», от имени которого выступает Министерство имущественных отношений Московской области, передал Городскому округу Химки этот земельный участок по передаточному акту (л.д. 73 обор.).

На основании приведённых выше Постановления и Передаточного акта, Управлением Росреестра по Московской области /дата/ 2012 года зарегистрировано право собственности ГО Химки на земельный участок общей площадью 155100 кв. м с кадастровым номером /номер/:217 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства), расположенный по адресу: /адрес/ (л.д. 73).

Постановлением И.о. Руководителя Администрации Клинского муниципального района от /дата/ 2011 года № /номер/ изменено разрешенное использование вышеуказанного земельного участка с вида «для сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства», и /дата/ 2012 года Управлением Росреестра по Московской области выдано повторное, взамен свидетельства от /дата/ 2012 года, свидетельство о государственной регистрации права на тот же земельный участок, но уже с видом разрешенного использования: для дачного строительства (л.д. 72).

Имеется кадастровая выписка от /дата/ 2012 года о земельном участке общей площадью /площадью/ кв. м с кадастровым номером /нмоер/:217 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства), расположенный по адресу: /адрес/; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: /дата/ 2008, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 74 обор.-76).

    /дата/ 2013 года Главой ГО Химки издано постановление № /номер/ об образовании в результате раздела земельного участка с КН /номер/:217 самостоятельных земельных участков, в том числе, с кадастровым номером /номер/:629 площадью /площадью/ кв. м (л.д. 66-71).

/дата/ 2013 года Главой ГО Химки издано постановление № /номер/ «Об утверждении перечня земельных участков, расположенных по адресу: /адрес/, для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям городского округа Химки», в т.ч. и земельного участка с кадастровым номером /номер/:629 площадью /площадью/ кв. м (л.д. 60-65).

/дата/ 2014 года Главой городского округа Химки принято постановление о предоставлении в общую долевую собственность многодетной семье Алексеевых О.В., Е.Ю., А.О., И. и Д., по /доли/ доли, каждому, земельного участка с кадастровым номером /номер/:629, расположенного по адресу: /адрес/ (л.д. 33), на основании которого /дата/ 2014 года между Администрацией ГО Химки и Алексеевыми О.В., Е.Ю., А.О., И. и Д. заключен договор бесплатного приобретения земельного участка № /номер/ (л.д. 34-38), и /дата/ 2014 года Управлением Росреестра по Московской области произведена государственная регистрация права общей долевой собственности Алексеевых О.В., Е.Ю., А.О., И. и Д. на вышеуказанный земельный участок, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от /дата/ 2014 года и выписками из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от /дата/ 2016 года (л.д. 39-43, 13-14).

Границы спорного земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждено кадастровой выпиской от /дата/ 2015 года об этом земельном участке (л.д. 15-20).

/дата/ 2017 года Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к ответчикам об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительными сведений ЕГРН, ссылаясь на то, что ответчикам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером /номер/:629, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, площадью /площадью/ кв. м, расположенный по адресу: /адрес/; при проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах спорного земельного участка и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда квартала 8 Клинского сельского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО «Мособллес», площадь наложения составляет /площадью/ кв. м; однако лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и ограничены в обороте, и, поскольку спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, действия по его образованию, внесению сведений в кадастровый учет и передача земельного участка в собственность иным лицам являются незаконными.

В судебном заседании представитель истца - Комитета лесного хозяйства Московской области - Давыдова С.А. поддержала иск, по изложенному в нём основанию, и просила истребовать спорный земельный участок у ответчиков площадью и в границах, указанных в заключении проведённой по делу судебной экспертизы.

Совершеннолетние ответчики Алексеевы О.В., Е.Ю. и А.О., представители третьих лиц - Администрации городского округа Химки, Управления Росреестра по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области и Правительства Московской области - в судебное заседание не явились и о причинах своей неявки не сообщили; о рассмотрении дела суд известил их надлежащим образом (л.д. 116-121); поэтому суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Ответчица Алексеева Е.Ю. в судебном заседании /дата/ 2017 года иск признала и пояснила, что предоставленный ей и её семье вышеуказанный земельный участок оказался на землях лесного фонда, являющегося федеральной собственностью, в связи с чем она и её семья не вправе использовать его под дачное строительство, в связи с чем она согласна на изъятие у них спорного земельного участка, для дальнейшего восстановления в очереди на льготное приобретение в Администрации другого земельного участка; последствия признания иска ответчице судом были разъяснены (л.д. 44 обор.).

От представителя Администрации городского округа Химки Николаевой Е.М. поступили /дата/ 2017 года письменные возражения на исковое заявление (л.д. 57-58).

Проверив материалы дела, суд удовлетворяет иск, по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 ч. 1 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

По ст. 101 ч. 1 того же Кодекса, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Согласно ст. 27 ч. 5 п. 2 того же Кодекса, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: из состава земель лесного фонда.

По ст. 3 ч. 3 того же Кодекса, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии со ст. 8 ч. 1 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 28 п. 8 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.

По ст. 7 Лесного кодекса РФ, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ, 1. Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.

2. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно «Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Рослесхоза № 516 от 12 декабря 2011 года.

Согласно ст. 69 Лесного кодекса РФ, 1. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.

2. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Как разъяснено в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 ГК РФ.

Согласно ст. 14 п. 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ), в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

По ч. 6 той же Статьи Закона, положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:

1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;

2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;

3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

По заключению проведённой по делу судебной, землеустроительной экспертизы от /дата/ 2017 года, назначенной по ходатайству истца, учитывая предел диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ лесничества (6,92 м), установлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером /номер/:629 площадью /площадью/ кв. м, расположенного по адресу: /адрес/, на границы земель государственного лесного фонда (выделы 1 и 2 квартала 8 Клинского сельского лесхоза АОЗТ «Слободской» Клинского района Московской области), согласно материалам лесоустройства планшет № 4 лесоустройства 1999 г. масштаба 1:10000, площадь наложения составляет /площадью/ кв. м; границы наложения земельного участка с КН /номер/:629 и выделов 1 и 2 квартала 8 Клинского сельского лесхоза АОЗТ «Слободской» графически отображены в Приложении 1 Заключения; по результатам полевого обследования установлено, что на местности земельный участок с КН /номер/:629 расположен в границах лесного массива, покрытого древесной растительностью (л.д. 82-115).

Переданный Администрацией городского округа Химки в общую долевую собственность Алексеевым Е.Ю., О.В., А.О., И. и Д. по договору от /дата/ 2014 года № /номер/ земельный участок с кадастровым номером /номер/:629 площадью /площадью/ кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенный по адресу: /адрес/, имеет, таким образом, наложение на земли государственного лесного фонда выделы 1 и 2 квартала 8 Клинского сельского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО «Мособллес», площадь наложения составляет /площадью/ кв. м, в соответствии     с заключением экспертов от /дата/ 2017 года.

Государственная регистрация права собственности ответчиков на спорный земельный участок состоялась /дата/ 2014 года, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от /дата/ 2014 года (л.д. 39-43), доказательствами неиспользования спорного земельного участка по целевому назначению - для дачного строительства - являются, кроме упомянутого выше заключения экспертизы, справка о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда (л.д. 9-10) и признание иска ответчицей Алексеевой Е.Ю.

Возражения представителя третьего лица - Администрации ГО Химки - против иска судом оцениваются критически, поскольку, как указано выше, закон не предусматривает необходимости при истребовании земельного участка из чужого незаконного владения признания недействительными всех ранее вынесенных органами исполнительной власти Московской области, Клинского района и городского округа Химки актов в отношении спорного земельного участка. Администрация ГО Химки не заявила ходатайство о назначении по делу судебной, землеустроительной экспертизы, для доказывания своих возражений против иска: отнесения спорного земельного участка к категории земель сельхозназначения, а не к лесному фонду.

Таким образом, суд считает заявленный иск обоснованным, законным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 85 ГПК РФ, эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.

В материалы дела в подтверждение проведенных экспертным учреждением работ представлено заключение экспертов от 07.08.2017 г., ходатайство о взыскании стоимости работ в сумме /сумма/ рублей (л.д. 85).

Поскольку исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области были удовлетворены и, с учетом того, что эксперты провели экспертизу без предварительной оплаты, в силу вышеприведенной нормы права, судебные расходы подлежат взысканию с совершеннолетних ответчиков в солидарном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации

На основании ст. 333.36 п. 1 пп. 19 Налогового кодекса РФ, Комитет освобождён судом от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, в связи с чем теперь, при вынесении решения по делу, суд взыскивает с совершеннолетних ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, государственную пошлину в размере по /сумма/ рублей, с каждого.

Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд

Решил

Истребовать из чужого незаконного владения АЛЕКСЕЕВА О.В., АЛЕКСЕЕВОЙ Е.Ю., АЛЕКСЕЕВА А.О., И. и Д.     земельный участок с кадастровым номером /номер/:629 площадью /площадью/ кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенный по адресу: /адрес/, в части наложения на земли государственного лесного фонда выделы 1 и 2 квартала 8 Клинского сельского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО «Мособллес», общая площадь наложения /площадью/ кв. м, в следующих координатах:

Координаты границ наложения земельного участка

             с КН /номер/:629 на выдел 1

                                квартала 8

        X

          Y

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

                площадь наложения = /площадью/ кв. м

Координаты границ наложения земельного участка

          с КН /номер/:629 на выдел 2

                      квартала 8

           №

         X

          Y

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

                площадь наложения = /площадью/ кв. м

Признать недействительными сведения Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером /номер/:629 площадью /площадью/ кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенный по адресу: /адрес/, и исключить их из Единого государственного реестра недвижимости.

Взыскать солидарно с АЛЕКСЕЕВА О.В., АЛЕКСЕЕВОЙ Е.Ю. и АЛЕКСЕЕВА А.О. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Проектно-Изыскательское Предприятие «ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ» расходы по производству судебной экспертизы в размере /сумма/ рублей.

Взыскать с АЛЕКСЕЕВА О.В., АЛЕКСЕЕВОЙ Е.Ю. и АЛЕКСЕЕВА А.О. государственную пошлину в бюджет Клинского муниципального района в размере по /сумма/ рублей, с каждого.

Решение     может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский     областной     суд через Клинский     городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: подпись А. П. Борщ

Мотивированное решение по делу составлено /дата/ 2018 года.

Судья: подпись А. П. Борщ

2-1145/2017 ~ М-574/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комитет Лесного хозяйства Московской области
Ответчики
Алексеев Олег Владимирович
Алексеев Андрей Олегович
Алексеева Елена Юрьевна
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО Клинский отдел
Алексеев Иван Олегович
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра"
Суд
Клинский городской суд Московской области
Судья
Борщ Александр Павлович
Дело на странице суда
klin--mo.sudrf.ru
13.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2017Передача материалов судье
18.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2017Судебное заседание
12.05.2017Судебное заседание
23.08.2017Производство по делу возобновлено
21.09.2017Судебное заседание
05.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2018Дело оформлено
24.07.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее