УИД 26RS0022-01-2020-000221-12
№2-245/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2020 года с.Левокумское †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† Левокумский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Филёвой Е.Н., при секретаре Кривченковой И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (территориальный отдел по Буденновскому району) в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №13» Левокумского муниципального района Ставропольского края,
Левокумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Филёвой Е.Н.,
при секретаре Кривченковой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (территориальный отдел по Буденновскому району) в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №13» Левокумского муниципального района Ставропольского края, отделу образования администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края о возложении определенной обязанности,
у с т а н о в и л:
истец - Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (территориальный отдел по Буденновскому району) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просил:
обязать отдел образования администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края в срок до 01.09.2020 года обеспечить Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» Левокумского муниципального района Ставропольского края соответствующим достаточным финансированием для обеспечения режима проветривания в учебных кабинетах общеобразовательного учреждения путем ремонта или замены оконных блоков;
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» Левокумского муниципального района Ставропольского края в течение 2 месяцев со дня получения достаточного финансирования от отдела образования администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края обеспечить режим проветривания в учебных кабинетах общеобразовательного учреждения путем ремонта или замены оконных блоков.
В обоснование иска указал, что на основании распоряжения заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю №61-07р от 11.02.2019 г. специалистами территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в Буденновском районе была проведена плановая проверка исполнения обязательных требований законодательства в отношении Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13» Левокумского муниципального района Ставропольского края, расположенного по адресу: Ставропольский край, Левокумский район п. Ленинский, ул. Мира, 1 (далее -МКОУ СОШ №13), в ходе которой были выявлены нарушения требований ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п. 6.6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях», а именно: нарушается режим проветривания учебных помещений из-за того, что оконные блоки ветхие, фрамуги и форточки не открываются, заклеены.
По результатам проверки должностное лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.6.7 КоАП РФ, назначено административное наказание, МКОУ СОШ №13 выдано предписание №86 от 29.03.2019г. об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований и обеспечить режим проветривания кабинетов со сроком исполнения до 03.02.2020г.
21.02.2020г. при проведении внеплановой выездной проверки на основании распоряжения заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю №69-07р/в от 10.02.2020 специалистами территориального отдела установлено, что предписание №86 от 29.03.2019г. не выполнено, нарушения санитарно-эпидемиологических требований не устранены, режим проветривания кабинетов не обеспечен. За невыполнение в установленный срок предписания в отношении МКОУ СОШ №13 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Поскольку до настоящего времени меры к устранению нарушений требований федерального законодательства не предприняты, что создает угрозу жизни и здоровья детям, реализуя право, предоставленное ч.1 ст. 46 ГПК РФ, истец обратился в суд с настоящим иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
05.06.2020 г. определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен отдел образования администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края.
23.06.2020 г. протокольным определением суда по письменному заявлению от 22.06.2020г. представителя истца Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (территориальный отдел по Буденновскому району) Марченко А.В., действующего на основании доверенности №1987 от 04.06.2020г., действительной до 31.12.2020 года, администрация Левокумского муниципального района Ставропольского края освобождена от участия в деле в связи с тем, что является ненадлежащим ответчиком.
Истец Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (территориальный отдел по Буденновскому району) своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно письменному ходатайству от 22.06.2020г. начальника ТО Управления Роспотребнадзора по СК в Буденовском районе Пронькина В.В. просили гражданское дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования поддерживают.
Представитель ответчика МКОУ СОШ №13 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, согласно письменному ходатайству от 22.06.2020г. директора МКОУ СОШ №13 Магомедовой З.Г. просили дело рассмотреть без их участия. Согласно письменному объяснению директора МКОУ СОШ №13 Магомедовой З.Г. выявленные Роспотребнадзором нарушения, не обеспечен режим проветривания, допущены из-за отсутствия финансирования на замену оконных блоков, отделом образования выделены денежные средства на замену оконных блоков.
Представитель соответчика отдела образования администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Начальник отдела образования администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края Шевченко Е.А. в письменном заявлении от 23.06.2020г. просила гражданское дело рассмотреть без ее участия, в письменном отзыве от 23.06.2020г. указала, что исполнить предписание №86 от 29.03.2020г. об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований МКОУ СОШ №13 и обеспечить режим проветривания кабинетов не представилось возможным из-за отсутствия финансирования. В настоящее время финансовые средства выделены, заключен контракт №1ЭА между МКОУ СОШ №13 и ООО «Копилка» на выполнение работ по установке оконных блоков и коробок, окон, оконных створок со сроком окончания работ 31.07.2020 года.
Суд в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы гражданского дела, суд пришёл к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 154 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке.
В соответствии с п. 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю, утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 г. № 720, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю предъявляет иск в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Статьей 11 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения установлено ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно ч.1 которой, в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с п.п.2,3 ч.6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: 2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; 3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.6.6 СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.
Вместе с тем, в результате проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (территориальный отдел по Буденновскому району) установлено, что в нарушение указанных требований федерального законодательства в МКОУ СОШ №13 Левокумского муниципального района Ставропольского края, расположенного по адресу: Ставропольский край, Левокумский район п. Ленинский, ул. Мира, 1, нарушается режим проветривания учебных помещений из-за того, что оконные блоки ветхие, фрамуги и форточки не открываются, так как заклеены, что подтверждается материалами плановой проверки от 29.03.2019г. (л.д.18-25), постановлением по делу об административном правонарушении от 11.04.2019г. №173, постановление имеет законную силу (л.д.17), материалами внеплановой выездной проверки от 21.02.2020г. (л.д. 12-16), и соответчиками не оспаривается.
Согласно п.1.1 Положения об отделе образования администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края, утвержденного решением Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края от 22.05.2014 г. № 99 (далее-Положение), являющегося общедоступным документом, размещенным в сети «Интернет», отдел образования администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края (далее- Отдел) является структурным подразделением администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края с правом самостоятельного юридического лица, определяет основные задачи и полномочия в области образования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и Ставропольского края и иными муниципальными нормативными правовыми актами Левокумского муниципального района Ставропольского края.
Согласно п.1.9 Положения в сферу деятельности отдела входят подведомственные ему организации и учреждения всех видов и типов, обеспечивающие различные услуги по функционированию системы образования, в том числе общеобразовательные организации.
Согласно п.2.4, п.2.5 Положения Отдел отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, финансирование деятельности Отдела осуществляется за счёт средств, предусмотренных в бюджете Левокумского муниципального района Ставропольского края.
Согласно п.п.1.5, 1.6,. 1.7,. 8.1, 8.8 Устава МКОУ «СОШ №13» (далее-Устав), являющегося общедоступным документом, размещенным в сети «Интернет», учреждение является казенным учреждением, учредителем которого является администрация Левокумского муниципального района Ставропольского края, а функции и полномочия учредителя в пределах своей компетенции осуществляет отдел образования администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края, осуществляет свою деятельность в соответствии со ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подведомственно отделу образования администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края, который является главным распорядителем бюджетных средств, является получателем бюджетных средств
В соответствии с ч.1 ст.161 БК РФ, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.7 ст.161 БК РФ, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение. (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
обязательств, доведенных учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени муниципального образования отвечает орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя В соответствии п.8.15 Устава, при недостаточности лимитов бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что выделение денежных средств на финансирование мероприятий по обеспечению соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения МКОУ «СОШ №13», возложено на отдел образования администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края как на главного распорядителя бюджетных средств, следовательно, отдел образования является надлежащим ответчиком по делу.
Факт нарушения МКОУ «СОШ №13» режима проветривания учебных помещений влечет нарушение прав обучающихся на защиту и охрану их жизни и здоровья, гарантированных Федеральным законом от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Информация соответчиков о том, что в настоящее время денежные средства выделены и заключен контракт на выполнение работ по установке оконных блоков и коробок, окон, оконных створок, судом в качестве доказательства исполнения ответчиками обязанностей в добровольном порядке до принятия итогового судебного постановления принята быть не может, так как какие-либо документы в подтверждение представленной информации соответчиками суду не предоставлены, в связи с чем, суд находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (территориальный отдел по Буденновскому району) удовлетворить.
Обязать отдел образования администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края в срок до 01.09.2020 года обеспечить Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» Левокумского муниципального района Ставропольского края соответствующим достаточным финансированием для обеспечения режима проветривания в учебных кабинетах общеобразовательного учреждения путем ремонта или замены оконных блоков.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» Левокумского муниципального района Ставропольского края в течение 2 месяцев со дня получения достаточного финансирования от отдела образования администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края обеспечить режим проветривания в учебных кабинетах общеобразовательного учреждения путем ремонта или замены оконных блоков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 30.06.2020г.
Председательствующий судья