РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» октября 2022 года с. Красный Яр
Судья Красноярского районного суда Ключникова И.А.,
при секретаре Карташовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1756/2022 по исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального района Красноярский Самарской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории муниципального района Красноярский Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Красноярский районный суд с вышеуказанным исковым заявлением в связи со следующим.
Распоряжением заместителя Главы муниципального района Красноярский Самарской области от 10.11.2020 года №-р/2 ФИО2 включен в список на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес>. По указанному адресу не проживает, так как данное жилое помещение не пригодно для жилья.
На данный момент проживает по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО5
Между тем, согласно требованиям федерального законодательства право на получения жилья у него возникло ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного просит суд:
Обязать администрацию муниципального района Красноярский предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории муниципального района Красноярский Самарской области.
Михалкин Д.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Красноярский Самарской области по доверенности ФИО6 в судебное заседание не явилась, согласно ходатайства просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель третьего лица- Министерства социально-демографической политики Самарской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Прокурор Красноярского района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения распоряжением заместителя главы муниципального района Красноярский Самарской области №-р/2 от ДД.ММ.ГГГГ включен в список очередности на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес>. По указанному адресу не проживает, так как данное жилое помещение не пригодно для жилья.
На данный момент проживает по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО5
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 2 п. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фондов.
В соответствии со ст. 98.1. ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> (далее - органы местного самоуправления) наделяются настоящим Законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти <адрес>, и отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>», вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» (далее - граждане, уволенные с военной службы), а также государственными полномочиями <адрес> по постановке на учет и учету граждан, указанных в статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона № указано, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Статьями 6, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке населения» предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно ч. 1, 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ч. 5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД, в <адрес> в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.
Согласно ст. <адрес> №-ГД органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно п. 3 ст. 20 ФЗ № органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Таким образом, из содержания указанных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что обязанность государства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений, не ставится в зависимость от своевременности предоставления соответствующих субвенций органам местного самоуправления и от наличия у органов местного самоуправления специализированного жилого фонда.
Из материалов дела видно, что истец ФИО2 включен в Список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Красноярский Самарской области в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом установлено, что ответчик не оспаривает факт нуждаемости истца в жилом помещении муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени ФИО2 жильем не обеспечен.
Доводы о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением в порядке очередности приняты быть не могут, поскольку действующим законодательством момент предоставления лицам указанной категории жилого помещения определен фактом наступления определенного события (достижении возраста 18 лет, приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия и т.д.), то есть, по смыслу закона обязанность государства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений, не может ставиться в зависимость от наличия очереди среди лиц указанной категории.
Также нельзя принять доводы о том, что категория граждан, к которой относится истец, будет обеспечиваться жилыми помещениями по мере поступления средств и об отсутствии у ответчика свободного муниципального жилого фонда, поскольку в силу вышеприведенных норм законодательства, предусматривающих обязанность государства по обеспечению жилыми помещениями из муниципального жилого фонда лиц данной категории, не предусматривают исполнение государством данной обязанности в зависимости от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета Самарской области.
На основании изложенного, оценивая собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку установлено, что ФИО2, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распоряжением Главы муниципального района Красноярский Самарской области №-р/2 от ДД.ММ.ГГГГ признано право ФИО2 на внеочередное предоставление жилья, однако до настоящего времени органами местного самоуправления муниципального района Красноярский Самарской области жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда ему не предоставлено. Бездействие органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения нарушает права ФИО2 В свою очередь недостаточное финансирование переданных государственных полномочий не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 2, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к администрации муниципального района Красноярский Самарской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории муниципального района Красноярский Самарской области- удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Красноярский Самарской области, адрес: 446370, <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>а <адрес>, паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес>, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не ниже установленных социальных норм, расположенное на территории муниципального района Красноярский Самарской области.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2022 года.
Судья - И.А. Ключникова