Дело № 2а-168/2020
№М-156/2020
УИД: 28RS0021-01-2020-000242-49
К: 189 а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Назарчука А.В.,
при секретаре Лапиной С.С.,
с участием административного ответчика Кошкарова Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Амурской области к Кошкарову ФИО5 о взыскании задолженности по транспортному налогу, имущественному налогу и пене,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Амурской области обратилась с административным иском к Кошкарову ФИО5, ИНН №, о взыскании задолженности по транспортному налогу, имущественному налогу и пене, в обоснование которого указала, что согласно ст. 357 НК РФ Кошкаров Ю.А. является плательщиком транспортного налога. Кошкаров Ю.А., согласно имеющимся данным в МРИ ФНС РФ № 7 по Амурской области с базы РЭО ГИБДД в 2016-2017 годах являлся пользователем следующего транспортного средства: <данные изъяты> (дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ г.). Задолженность по уплате налога на транспорт за 2016 - 2017 года составила 3000 рублей 00 копеек. В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не выполнил обязанность по уплате налога в соответствии со ст.75 НК РФ начислена пеня в сумме 43 рубля 25 копеек. В установленный ст. 52 НК РФ срок налогоплательщику были направлены налоговое уведомление № 56288457 от 20.09.2017 года и №53892832 от 22.08.2018 года; требование № 1752 от 18.01.2018 со сроком уплаты до 20.02.2018 года (требование вручено налогоплательщику через ЛК 24.01.2018 г.) и №7570 от 06.02.2019 г., со сроком уплаты до 21.05.2019 года (требование вручено налогоплательщику через ЛК 08.02.2019 г.).
Согласно ст. 400 НУ РФ Кошкаров ФИО5 является плательщиком имущественного налога. По данным базы бюро технической инвентаризации в 2016 – 2017 гг. за Кошкаровым Ю.А. зарегистрировано следующее имущество: квартира, по адресу: <адрес> <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. Дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ Задолженность по уплате налога на имущество за 2016-2017 года составила 489 рублей. В установленный ст. 52 НК РФ срок налогоплательщику были направлены налоговое уведомление № 56288457 от 20.09.2017 года и №53892832 от 22.08.2018 года; требование № 1752 от 18.01.2018 со сроком уплаты до 20.02.2018 года (требование вручено налогоплательщику через ЛК 24.01.2018 г.) и №7570 от 06.02.2019 г., со сроком уплаты до 21.05.2019 года (требование вручено налогоплательщику через ЛК 08.02.2019 г.).
Определением суда от 30.10.2019 года Межрайонной инспекции ФНС №7 по Амурской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и сборам с Кошкарова ФИО5. В соответствии с пунктом 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение 6 месяцев с момента истечения срока исполнения об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. Срок исполнения требования №1752 от 18.01.2018 г. – 20.02.2018 г., таким образом, контрольный срок для обращения в суд с исковым заявлением не позднее 20.08.2018 г. Административный истец считает, что срок подачи искового заявления подлежит восстановлению, поскольку он был пропущен в связи с тем, что программный комплекс электронной обработки документов произвел сбой в период выставления требования, в связи с чем сведения о задолженности указанного налогоплательщика во время не были обнаружены налоговым органом, на основании чего, своевременно обратиться в суд инспекции не представилось возможным, что составляет потерю бюджета.
Просит суд: 1) ходатайство Межрайонной ИФНС России №7 по Амурской области о восстановлении пропущенного срока подачи искового заявления удовлетворить, пропущенный срок подачи искового заявления восстановить. 2) взыскать с Кошкарова ФИО5 задолженности за 2016-2017 гг. по уплате: транспортного налога в сумме 3 000 рублей; задолженность по уплате пени по транспортного налога в сумме 43, 25 рублей, задолженность по уплате налога на имущество в сумме 489 рублей, итого к взысканию 3 532 (три тысячи пятьсот тридцать два) рубля 25 копеек.
Административный истец МРИ ФНС №7 Амурской области в судебном заседании участия не принимал, просил суд рассмотреть дело по существу без участия своего представителя.
Административный ответчик Кошкаров Ю.А. в судебном заседании пояснил, что ранее у него уже удерживались задолженности в пользу МРИ ФНС №7, через службу судебных приставов, но не исключает, что взыскания производились за более ранние периоды. В отношении ходатайства административного истца о восстановлении пропуска срока на подачу иска возражает.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
Судом установлено, что Кошкаров Ю.А. состоит на налоговом учете в ИФНС № 7 России по Амурской области и является плательщиком транспортного налога.
На период 2016-2017 год Кошкаров Ю.А. являлся владельцем транспортного средства: <данные изъяты> (дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ). А также, в указанный период, являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>.
В ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Порядок исчисления налогов установлен ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы.
В соответствии ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. В соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: квартира.
Статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
Нормами п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Нормами п. 1, 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации 1. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
Исходя из положений ч.ч. 7, 8 ст. 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Из материалов дела следует, что административный ответчик, как собственник транспортного средства, является плательщиком транспортного налога с физических лиц.
В адрес административного ответчика направлялись налоговые уведомления, которые не были им оплачены.
В связи с неоплатой налогов в установленный срок, налоговый орган начислил административному ответчику пени и направил в его адрес требование об уплате налога, сбора, пени N1752 по состоянию на 18.01.2018 года, то есть за 2016 год, с указанием недоимки по транспортному налогу с физических лиц в размере 1 500 руб., пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 18,61 руб., налогу на имущество физических лиц в размере 233 рублей, со сроком уплаты до 20.02.2018 года.
В связи с отсутствием сведений об исполнении налогоплательщиком требований за 2016 год налогового органа, 15.10.2019 года административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу с физических лиц, пени за счет имущества налогоплательщика, просил восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи заявления в суд.
В соответствии с положениями ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженностей за 2016 год в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, то есть в срок до 20.08.2018 года, исходя из требования N1752 со сроком уплаты до 20.02.2018 года. Определением мирового судьи Амурской области по Сковородинскому районному судебному участку №1 от 10 октября 2019 года было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с нарушением шестимесячного срока, установленного с. 2 ст. 48 НК РФ для обращения налогового органа в суд. Таким образом, административный истец обратился в суд лишь 15.10.2019 год, с пропуском установленного срока обращения в суд.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.
При таких обстоятельствах, установив, что на 15.10.2019 года - дату обращения в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу и пени за счет имущества налогоплательщика за 2016 год, налоговый орган утратил право на принудительное взыскание суммы налога и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, а также доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд в соответствии со ст. 219 КАС РФ приходит к выводу о частичном отказе в удовлетворении заявленных требований административного истца задолженностей за 2016 год.
Доводы административного истца о том, что программный комплекс электронной обработки документов произвел сбой в период выставления требования, в связи с чем сведения о задолженности указанного налогоплательщика во время не были обнаружены налоговым органом, суд отклоняет, в соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ, так как в данном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Кроме этого, административным истцом заявлены требования о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество и пене за 2017 год.
Как следует из материалов дела, в связи с неоплатой налогов в установленный срок, налоговый орган начислил административному ответчику задолженность за 2017 год и направил в его адрес требование об уплате налога, сбора, пени N7570 по состоянию на 06.02.2019 года, то есть за 2017 год, с указанием недоимки по транспортному налогу с физических лиц в размере 1 500 руб. и пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 24,64 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 256 рублей, со сроком уплаты до 21.05.2019 года.
В связи с отсутствием сведений об исполнении налогоплательщиком требований за 2017 год налогового органа, 15.10.2019 года административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу с физических лиц, пени за счет имущества налогоплательщика. Определением мирового судьи Амурской области по Сковородинскому районному судебному участку №1 от 30 октября 2019 года было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с нарушением шестимесячного срока, установленного с. 2 ст. 48 НК РФ для обращения налогового органа в суд.
Таким образом, срок на предъявление административных исковых требований к Кошкарову Ю.А. по транспортному налогу в размере 1 500 руб. и пени по транспортному налогу в размере 24,64 руб., налогу на имущество в размере 256 рублей за 2017 год истекал 21 ноября 2019 года, следовательно, истцом были соблюдены установленные сроки при обращении к мировому судье, соответственно и исковые требования в этой части подлежат удовлетворению, по основаниям указанным ранее.
Кроме того, в силу ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Принимая во внимание вышеизложенное, в силу п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180, 219 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Амурской области к Кошкарову ФИО5 о взыскании задолженности по транспортному налогу, имущественному налогу и пене за 2016-2017 года – удовлетворить частично.
Взыскать с Кошкарова ФИО5, ИНН №, в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Амурской области задолженностей за 2017 год: по уплате транспортного налога в сумме 1 500 рублей; по уплате пени по транспортному налогу в сумме 24 рубля 64 копейки; по уплате налога на имущество 256 рублей, итого взыскать 1 780 (одна тысяча семьсот восемьдесят) рублей 64 копейки.
Взыскать с Кошкарова ФИО5, ИНН №, государственную пошлину в сумме 400 рублей в доход федерального бюджета.
В остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме, а также в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления в Девятый кассационный суд по адресу: 690090 Приморский край г. Владивосток ул. Светланская, 54.
Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2020 года.
Судья Назарчук А.В.