Дело № 2-178/2019 г.
Мотивированное решение в окончательной
форме изготовлено 10 июня 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июня 2019 года город Нижняя Тура
Нижнетуринский городской суд Свердловской области в составе:
Судьи Мараковой Ю.С.
При секретаре Чернышевой Т.М.
с участием старшего помощника прокурора г.Нижней Туры Чечулиной Л.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боковой ..., действующей в интересах ... к Сысоевой ... о компенсации морального вреда, причиненного преступлением,
УСТАНОВИЛ:
Бокова И.Л., действуя в интересах несовершеннолетней ФИО2, <дата> года рождения, обратилась в Нижнетуринский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к Сысоевой Е.В. о компенсации морального вреда. В обоснование заявленного требования указала, что приговором Нижнетуринского городского суда Свердловской области от <дата> Сысоева Е.В. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.... В результате совершенного ответчиком преступления наступила смерть матери несовершеннолетней ФИО2 - ФИО5 В результате противоправных действий ответчика несовершеннолетней ФИО2 были причинены физические и нравственные страдания, выразившиеся в психологических переживаниях, вызванных смертью матери ФИО5, в связи с чем, истец просит взыскать с ответчика в пользу несовершеннолетней ФИО2 компенсацию морального вреда в размере ... рублей.
Несовершеннолетняя ФИО5 от участия в судебном заседании отказалась, просила рассмотреть дело с участием опекуна Боковой И.Л. и представителя адвоката Хохлова И.А.
Истец Бокова И.Л., действуя в интересах несовершеннолетней ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала, указав, что является опекуном несовершеннолетней. Погибшая в результате виновных действий Сысоевой Е.В. – ФИО5 приходилась несовершеннолетней матерью, а ей приходилась сестрой. Смерть матери явилась для несовершеннолетней ФИО2 сильным переживанием, выразившегося в утрате близкого человека, из-за чего вынуждены были неоднократно обращаться к врачам, проходили лечение. Несмотря на то что ФИО2 была лишена в отношении своих дочерей родительских прав, она поддерживала родственные связи со своими дочерями, приходила к ним.
Представитель Боковой О.В. –адвокат Хохлов И.А. в судебном заседании доводы искового заявления поддержал, указал, что несовершеннолетняя ФИО2 тяжело переживала гибель своей матери, за период с 2014 года неоднократно обращались за помощью к психологу.
Ответчик Сысоева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что заявленная ко взысканию компенсация морального вреда является чрезмерно высокой. Указала, что у нее на иждивении имеются двое несовершеннолетних детей и средняя заработная плата не превышает ... рублей. Также отметила, что погибшая ФИО2 в отношении своих детей была лишена родительских прав.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы уголовного дела №, материалы гражданского дела №, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
К числу наиболее значимых человеческих ценностей относятся жизнь и здоровье, а их защита должна быть приоритетной (статья 3 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Право гражданина на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, относится к числу общепризнанных основных неотчуждаемых прав и свобод человека, поскольку является непосредственно производным от права на жизнь и охрану здоровья, прямо закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Право быть признанным потерпевшим, когда вред причиняется в результате совершения общественно опасного посягательства, запрещенного Уголовным кодексом РФ, предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством.
Так, пунктом 3 статьи 42 УПК РФ закреплено право физического и юридического лица, признанного потерпевшим по уголовному делу, на возмещение имущественного и морального вреда, причиненного непосредственно преступлением.
В силу ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом. Суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении").
Вступившим в законную силу приговором Нижнетуринского городского суда от <дата> Сысоева Е.В. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ..., повлекшее по неосторожности смерть ФИО2 Сысоевой Е.А. назначено наказание в виде ... с применением отсрочки отбытия назначенного наказания до достижения дочерью ФИО8,, <дата> года рождения четырнадцатилетнего возраста.
С Сысоевой Е.В. в пользу потерпевшей ФИО9 взыскано в счет возмещения материального ущерба ... рублей, в счет компенсации морального вреда – ... рублей.
Из материалов дела следует, что истец ФИО2, <дата> г.р. являлась дочерью погибшей ФИО2, что подтверждено свидетельством о рождении.
Решением Нижнетуринского городского суда от <дата> ФИО5 была лишена родительских прав в отношении своих дочерей, в том числе ФИО2,, ....
С <дата> год согласно приказа Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижняя Тура № Бокова И.Л. назначена опекуном несовершеннолетней ФИО2 по договору о приемной семье
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Материалами дела подтверждено, что в результате противоправных действий Сысоевой Е.В. наступила смерть ФИО2, следовательно, имеются основания для удовлетворения требований истца.
Ответчик не оспаривает право истца на возмещение причиненного ей в результате смерти матери морального вреда, оспаривает размер компенсации морального вреда со ссылкой на ее чрезмерность.
Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" предусмотрено, что моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников.
В соответствии с абз. 3 п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", при рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности, членам его семьи, иждивенцам, суду необходимо учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий. Указанные обстоятельства влияют также и на определение размера компенсации этого вреда. Наличие факта родственных отношений само по себе не является достаточным основанием для компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела (абз. 4 п. 32 Постановления).
В судебном заседании Бокова И.Л., пояснила, что несовершеннолетняя ФИО2, <дата> года рождения, ФИО4, тяжело переживала гибель матери и это является для нее является невосполнимой утратой.
Материалами дела подтверждено, что несовершеннолетняя ФИО2 с ... неоднократно обращалась к неврологу, психологу с жалобами на эмоциональную лабильнось, тревожный сон, плаксивость, беспокоящими с ... года на фоне стресса (смерть матери).
Определяя размер компенсации морального вреда, судом учитываются фактические обстоятельства причинения морального вреда, обстоятельства совершения преступления, степень нравственных страданий, причиненных истцу, индивидуальные особенности личности истца, в том числе принято во внимание, что в связи с гибелью матери она испытала эмоциональный стресс, лишена бесценных личных неимущественных прав на материнскую любовь и общение с матерью, тяжелые эмоциональные переживания, что бесспорно свидетельствует о претерпевании истцом нравственных страданий.
Сведения о лишении матери погибшей ФИО2 в ... родительских прав в отношении дочери, не лишает права несовершеннолетней ФИО2 на обращение с иском о возмещении ей компенсации морального вреда в связи с убийством матери, поскольку независимо от данного решения факт родства является неоспоримым, из материалов дела следует, что несовершеннолетняя ФИО2 поддерживали с погибшей родственные отношения.
Вместе с тем, суд пришел к выводу, что требование о взыскании компенсации морального вреда в сумме ... подлежит удовлетворению частично в сумме - ... рублей, что согласуется с принципами разумности и справедливости, позволяющими, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой - не допустить неосновательного обогащения потерпевшего и не поставить в чрезмерно тяжелое имущественное положение лицо, ответственное за возмещение вреда.
Оснований для применения в отношении ответчика положений ст. 1083 ГК РФ, не имеется, поскольку по смыслу п. 3 ст. 1083 ГК РФ основанием для уменьшения размера возмещения вреда являются исключительные обстоятельства, связанные с имущественным положением гражданина, влекущие для него тяжелые, неблагоприятные последствия и признанные таковыми судом, тогда как Сысоевой О.В. в суд не были представлены убедительные доказательства тяжелого материального положения.
Учитывая, что истец при подаче иска в суд освобожден от уплаты судебных расходов, в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, госпошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Боковой ..., действующей в интересах ФИО2 удовлетворить частично.
Взыскать с Сысоевой ... в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере ... рублей.
Взыскать с Сысоевой ... в доход бюджета Нижнетуринского городского округа госпошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижнетуринский городской суд.
Судья: Маракова Ю.С.