Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1617/2019 ~ М-1431/2019 от 23.10.2019

Мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2019 года

Дело № 2-1617/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2019 года

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Петровой О.С.

при секретаре Ткач Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кириллова Олега Александровича к Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск, Территориальному управлению Росимущества по Мурманской области и Республике Карелия, о включении недвижимого имущества в наследственную массу и признании на него права собственности,

УСТАНОВИЛ:

    Кириллов О.А., действуя через представителя Стадника В.А., обратился в суд к Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск (далее – КИО администрации ЗАТО г. Североморск), о включении недвижимого имущества в наследственную массу и признании на него права собственности.

    Определением суда от 24 октября 2019 года судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Территориальное управление Росимущества по Мурманской области и Республике Карелия.

В обоснование иска указано, что *** года умер ФИО1, его наследником по закону является сын Кириллов Олег Александрович (истец по делу).

Наследник своевременно обратился к нотариусу с заявлением о намерении вступить в наследство, заведено наследственное дело.

На момент смерти наследодателю принадлежали следующие объекты недвижимости: квартира по адресу: ***, а также гараж № ***, расположенный в гаражном кооперативе ***.

Квартира передана ФИО1 на основании договора на бесплатную передачу квартир в собственность граждан от 11 октября 2004 года. Гараж приобретен 13 июля 1998 года у ФИО2 по договору купли-продажи.

При этом указанные квартира и гараж не были зарегистрированы надлежащим образом в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в связи с чем у ФИО1. не возникло право собственности на указанные объекты.

Учитывая изложенное, просил суд включить гараж № ***, расположенный в гаражном кооперативе ***, а также квартиру ***, расположенную в ***, в наследственную массу имущества наследодателя ФИО1.

Истец Кириллов О.А., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, воспользовался правом ведения дела через представителя в соответствии со ст. 48 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Представитель истца Стадник В.А. в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в иске, просил требования удовлетворить в полном объеме.

Пояснил, что супруга умершего отказалась принимать наследство, в связи с чем истец является единственным наследником Кириллова А.В.

Представитель ответчика – КИО администрации ЗАТО г. Североморск Шамшутдинов Р.Ш. в судебном заседании относительно заявленных требований полагался на усмотрение суда.

    Привлеченные судом участию в деле в качестве соответчиков - Территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия и муниципальное образование ЗАТО г.Североморск представителей в судебное заседание не направили, отзыв на иск не представили.

Третье лицо – нотариус Цуканова Е.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражала.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, копии материалов наследственного дела № 100/2018 умершего ФИО1., суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ч. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

Наследование, в силу статьи 1111 ГК РФ, осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях установленных кодексом. По смыслу приведённой нормы наследование по закону возможно во всех случаях, когда имеющееся завещание не будет реализовано, то есть никто из наследников по завещанию не примет наследства, или они откажутся от него, или не будут иметь права наследовать, или будут отстранены от наследования.

Предусмотренное статьей 1112 ГК РФ наследство представляет собой принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Как установлено судом, *** года умер ФИО1, что подтверждается копией свидетельства о смерти серии ***, выданного 23 ноября 2018 года Отделом ЗАГС администрации ЗАТО г.Североморск.

В соответствии с ч. 1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина, то есть наследство после смерти ФИО1. открылось 11 ноября 2018 года. С этого момента начал исчисляться установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства.

На случай своей смерти ФИО1. принадлежащим ему имуществом не распорядился, вследствие чего наследование после его смерти осуществляется по закону.

ФИО1 приходится отцом Кириллову Олегу Александровичу, *** года рождения, что подтверждается копией свидетельства о рождении серии *** от 08 октября 1986 года.

При таких обстоятельствах Кириллов О.А. является наследником по закону первой очереди.

Из копии материалов наследственного дела, представленного нотариусом нотариального округа ЗАТО г.Североморск Цукановой Е.А., усматривается, что наследственное дело к имуществу умершего *** года ФИО1. открыто 14 декабря 2018 года по заявлению Кириллова О.А на получение свидетельства о праве на наследство по закону.

Согласно заявлению ФИО3. (супруги умершего), последняя отказалась по всем основаниям наследования от причитающейся ей доли на наследство, оставшееся после смерти ФИО1

В соответствии с ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признаётся принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда также право подлежит государственной регистрации.

Разрешая заявленные требования о включении недвижимого имущества в состав наследственной массы, суд исходит из следующего.

В силу части 1 и 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации право собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Приведённым конституционным гарантиям корреспондируют нормы действующего гражданского законодательства, в которых законодателем определены различные способы и основания приобретения материального (вещного) права.

Действующим гражданским законодательством предусмотрены различные основания возникновения гражданских прав из договоров и иных сделок, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, из судебного решения, либо в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 20 мая 2019 года, выданного нотариусом Цукановой Е.А., в собственность Кириллова О.А. по наследству перешли денежные вклады, открытые на имя Кириллова А.В. При этом спорная квартира и гараж в состав наследственного имущества включены не были.

Вместе с тем после смерти ФИО1 также осталось имущество, состоящее из однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: ***, общей площадью 32,8 кв.м., а также гаража № ***, расположенного по адресу: *** Жилое помещение на основании договора на бесплатную передачу квартир в собственность граждан от 11 октября 2004 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом ЗАТО г.Североморск передано в собственность ФИО1., а гараж приобретен ФИО1. по договору купли-продажи у иного лица, однако, после заключения указанных договоров ФИО1. не обратился и не зарегистрировал переход права собственности в Североморском участке Мурманского отдела Государственного предприятия технической инвентаризации.

Указанные спорные объекты недвижимого имущества – квартира и гараж формально могли бы входить в состав наследственного имущества ФИО1. и перейти в порядке наследования к наследнику лишь в том случае, если к моменту открытия наследства у наследодателя уже возникло право собственности, условием чего являлась государственная регистрация этого права.

Однако нереализация ФИО1 своего права на регистрацию права собственности не оказывает существенного влияния на объем прав истца, который, как наследник ФИО1., является его правопреемником во всех имущественных отношениях с его участием, и в том числе в отношениях, основанных на наследственном праве, поскольку государственной регистрации подлежат не документы на недвижимость, а подтверждаемые ими гражданские права.

Согласно п.2 ст.17 ГК РФ правоспособность гражданина прекращается его смертью. Соответственно, после смерти гражданина не может быть осуществлена ни государственная регистрация его права, ни государственная регистрация сделки с его участием. В день смерти физического лица утрачивается его правосубъектность, открывается наследство, и возникшие при жизни права и обязанности переходят к наследникам в порядке правопреемства. Если имеющиеся документы подтверждают возникновение права при жизни гражданина, то они являются основанием для включения имущества в наследственную массу.

Выбранный истцом способ защиты права – включение объекта недвижимого имущества в наследственную массу - является допустимым, закону не противоречит.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а также предъявление требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего.

Имущество, принадлежащее наследодателю, переходит к наследникам в соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если оно принадлежало наследодателю независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

Оценивая приведённые доказательства, суд приходит к выводу, что они являются достаточными для включения в наследственную массу, открывшуюся после смерти наследодателя Кириллова А.В., умершего *** года, объекта недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: ***.

Что касается возникновения материального (вещного) права на гараж, такое право, гарантированное частью 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации, обеспечивает переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определяемом гражданским законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на принадлежавшее наследодателю наследственное имущество может перейти к наследникам по закону, либо завещанию, причём лишь в случае смерти наследодателя.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на момент смерти наследодателя ФИО1. ему также на праве собственности принадлежал гараж № ***, расположенный в гаражном кооперативе ***, площадью 30,1 кв.м. Указанный гараж на основании договора купли-продажи гаража от 13 июля 1998 года, удостоверенного нотариусом Ефимовой Г.И., ФИО1. приобрел у ФИО2. В соответствии с п.6 договора гараж находится в гаражном кооперативе «***» на земельном участке, не принадлежащем продавцу (ФИО2.). Технический паспорт гаража на имя ФИО1 составлен 10 февраля 1999 года.

По данным ГОБУ «ЦТИиПД» по реестру собственности объект – гараж № ***, расположенный по адресу: *** значится за ФИО1, регистрация в ГУПТИ произведена 10 февраля 1999 года, книга № 1, реестр № 137.

В соответствии с ч.4 ст.218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Согласно ответу на запрос суда председателя гаражного кооператива «Гольфстрим» ФИО1. являлся членом гаражного кооператива «Гольфстрим» с 23 сентября 1997 года, паевой взнос в кооператив выплатил в полном объеме, задолженности перед кооперативом не имел.

Судом не установлено наличие притязаний прав кого – либо из третьих лиц, претендующих на указанное наследственное имущество. Истец является единственным наследником, заявившим о своих правах на указанное наследственное имущество.

Установленные судом обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что, поскольку Кириллов О.А., являясь единственным наследником первой очереди по закону к имуществу умершего ФИО1., заявил о своих правах на наследственное имущество, считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства, то есть ретроспективно. Поэтому к нему перешло право собственности на гараж № ***, расположенный в гаражном кооперативе «***

    В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проанализировав фактические обстоятельства дела применительно к приведенным выше нормам права, регулирующим спорные правоотношения, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Суд рассматривает данный спор на основании представленных сторонами доказательств согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах заявленных требований.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кириллова Олега Александровича - удовлетворить.

Включить в состав наследственной массы после смерти ФИО1, *** года рождения, уроженца ***, умершего *** года, жилое помещение, расположенное по адресу: ***, общей площадью 32,8 кв.м. и нежилое помещение - гараж № ***, общей площадью 30,1 кв.м., расположенный в ***.

Признать за Кирилловым Олегом Александровичем в порядке наследования право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ***, общей площадью 32,8 кв.м. и нежилое помещение - гараж № ***, общей площадью 30,1 кв.м., расположенный в ***.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий                     О.С. Петрова

2-1617/2019 ~ М-1431/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кириллов Олег Александрович
Ответчики
Муниципальное образование ЗАТО г. Североморск
Территориальное управление Росимущества по Мурманской области и республике Карелия
Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск
Другие
Стадник Виталий Альбертович
Нотариус Цуканова Елена Аркадьевна
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Петрова О.С.
Дело на сайте суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
23.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2019Передача материалов судье
24.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.11.2019Предварительное судебное заседание
05.12.2019Судебное заседание
11.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее