Дело № 2-406/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2017 года г. Сокол,
<адрес>
Сокольский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Вахрушевой Е.В.,
при секретаре Садковой М.С.,
с участием истцов Щербаковой Л.Ю., Поповой Н.А., Макаровой Н.Л., Аминовой Н.С., Лукичевой Г.В. и их представителя по устному ходатайству Прахова А.В.,
представителя ответчика МУП «Коммунальные системы» по доверенности Кот Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Майоровой С.И., Щербаковой Л.Ю., Поповой Н.А., Макаровой Н. Л., Аминовой Н.С., Лукичевой Г.В. к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные системы» о защите прав потребителей,
у с т а н о в и л:
Майорова С.И., Щербакова Л.Ю., Попова Н.А., Макарова Н.Л., Аминова Н.С., Лукичева Г.В. являются собственниками жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (том 1 л.д. 17-21), договор на передачу квартиры в собственность гражданина (том 1 л.д. 16).
Согласно информации, предоставленной администрацией города Сокола, жилой дом № № по ул. <адрес> города <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признан (том 1 л.д. 51).
Управление многоквартирным домом осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Водоканалжилсервис» (далее - ООО «Водоканалжилсервис»), которое письмом от 28 февраля 2017 года уведомила суд, что расходы на установку коллективных (общедомовых) приборов учета не включаются в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Между ООО «Водоканалжилсервис» и муниципальным унитарным предприятием «Коммунальные системы» (далее – МУП «Коммунальные системы», ресурсоснабжающая организация) заключены договоры на отпуск тепловой энергии, отпуск питьевой воды и прием сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ с протоколами разногласий, согласно которым платежные документы на оплату коммунальных услуг направляются непосредственно собственникам жилых помещений или нанимателям.
В октябре, декабре ДД.ММ.ГГГГ года в многоквартирном жилом доме № № по ул. <адрес> города <адрес> ресурсоснабжающей организацией установлены и введены в эксплуатацию общедомовые приборы учета холодного водоснабжения, тепловой энергии и горячего водоснабжения, собственникам помещений в жилом доме направлены квитанции с указанием суммы затрат, подлежащей возмещению МУП «Коммунальные системы» в связи с установкой общедомовых приборов учета, в том числе по квартире № 7 (Майорова С.И.) – 11 659 рублей 87 копеек; № (Аминова Н.С.) – 14 857 рублей 31 копейка; № (Попова Н.А.) – 11 804 рубля 11 копеек; № (Щербакова Л.Ю.) – 11 756 рублей 03 копейки; № (Макарова Н.Л.) – 11 876 рублей 23 копейки; № (Лукичева Г.В.) – 11 587 рублей 74 копейки.
Полагая действия МУП «Коммунальные системы» по установке общедомовых приборов учета без согласия собственников жилых помещений незаконными, Майорова С.И., Щербакова Л.Ю., Попова Н.А., Макарова Н.Л., Аминова Н.С., Лукичева Г.В. обратились в суд с иском о:
- признании выставленных им МУП «Коммунальные системы» квитанций на оплату возмещения затрат по установке общедомовых приборов учета не соответствующими требованиям действующего законодательства Российской Федерации;
- взыскании в пользу каждого истца компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей за ущемление прав истцов в связи с указанием в обжалуемых квитанциях термина «долг» в отсутствие договора с ответчиком солидарно;
- взыскании штрафа в размере 50 процентов от суммы, взыскиваемой судом с ответчика, в порядке пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации о защите прав потребителей;
- возложении на ответчика обязанности согласовать с собранием собственников жилья многоквартирного дома, в котором проживают истцы, установку приборов учета и заключить с истцами договоры на установку общедомовых приборов учета, по которым выставлены квитанции;
- взыскании с ответчика в пользу истцов сумм, уплаченных истцами на общедомовые нужды по холодной воде в отсутствие согласования установки общедомовых приборов учета.
В обоснование требований указано, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома № № по ул. <адрес> города <адрес> по вопросу установки общедомовых приборов учета не проводилось; приборы учета, квитанции на возмещение затрат по установке которых предъявлены истцам, в эксплуатацию не приняты, в состав общего имущества многоквартирного дома не включены; в квитанциях расчет сумм затрат не приведен, информация по установке приборов истцам не представлена; договор на установку общедомовых приборов учета с истцами не заключался. Считают, что в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» обязанность по установке общедомовых приборов учета лежит на бывшем наймодателе жилых помещений администрации города Сокола и не может быть возложена на собственников жилых помещений, приобретших жилые помещения в порядке приватизации. Поскольку общедомовые приборы учета установлены МУП «Коммунальные системы» незаконно, начисленные на основании данных приборов расходы по оплате общедомовых нужд на холодную воду, являются убытками истцов и подлежат возмещению на основании пункта 3 статьи 12 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Полагают, что расходы, связанные с установкой общедомовых приборов учета должны быть возложены на МУП «Коммунальные системы», так как ответчик не предоставил истцам права выбора приборов учета и подрядной организации. Кроме того, за нарушение прав истцов как потребителей с ответчика подлежат взысканию моральный вред и штраф.
В ходе судебного разбирательства истцы уточнили исковые требования, дополнительно просили суд возложить на ответчика расходы по установке общедомовых приборов учета. Дополнили основания иска, указав на ветхость сетей в доме, ненадлежащее информирование собственников жилых помещений о необходимости установки общедомовых приборов учета, о мероприятиях по повышению энергетической эффективности, на нарушение сроков установки приборов, отсутствие доказательств направления в адрес управляющей компании и собственников жилых помещений предложений по установке общедомовых приборов учета с указанием их видов, цен и стоимости работ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Сокола.
В судебном заседании истцы Щербакова Л.Ю., Попова Н.А., Макарова Н.Л., Аминова Н.С., Лукичева Г.В. и их представитель по устному ходатайству Прахов А.В. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Прахов А.В. дополнительно пояснил, что МУП «Коммунальные системы» до ДД.ММ.ГГГГ не уведомили собственников жилых помещений о необходимости установки общедомовых приборов учета, предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов по форме, утвержденной приказом Минэнерго России от 16 апреля 2010 года № 178, в указанный срок собственникам не направили, то есть собственники были лишены права самостоятельно установить приборы учета, в связи с чем они подлежат освобождению от расходов по оплате работ по установке общедомовых приборов учета, выполненных ресурсноснабжающей организацией. Просил признать подложным доказательством, представленную ответчиком в материалы дела копию предложения об оснащении приборами учета тепловой энергии, холодного водоснабжения, поскольку на данном письме нет даты и не указан получатель. Предложение направлено с нарушением сроков, установленных Федеральным законом об энергосбережении. Работы по установке приборов учета также выполнены МУП «Коммунальные системы» с нарушением сроков, установленных законом, поэтому требования истцов подлежат удовлетворению.
В судебное заседание истец Майорова С.И. не явилась, извещена надлежащим образом, ранее просила о рассмотрении дела в ее отсутствии.
Представитель ответчика МУП «Коммунальные системы» по доверенности Кот Е.В. в судебном заседании иск не признала по мотивам, изложенным в отзывах. Дополнительно пояснила, что нарушение сроков направления предложений, несвоевременное проведение работ по установке общедомовых приборов учета, не освобождает ресурсоснабжающую организацию от выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом об энергосбережении, по установке общедомовых приборов учета, равно как не освобождает собственников жилых помещений от возмещения расходов по установке данных приборов учета.
Представители третьих лиц администрации города Сокола, ООО «Водоканалжилсервис» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав истцов, их представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу <адрес>, (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой воды, тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, тепловой энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.
В первоначальной редакции части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении срок оснащения собственниками помещений в многоквартирных домах таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, тепловой энергии был установлен до 01 января 2012 года. Федеральным законом от 11 июля 2011 года № 197-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 26 июля 2011 года, указанный срок продлен до 01 июля 2012 года.
Как следует из материалов дела, истцы является собственниками квартир №№ по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Многоквартирный жилой дом № № по ул. <адрес> города <адрес> введен в эксплуатацию до вступления в силу Закона об энергосбережении, ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту непризнан.
В указанном доме в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений обязаны были в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить общедомовой прибор учета тепловой энергии и холодной воды, что сделано не было.
Доводы истцов о том, что приборы учета не могли быть установлены в их доме из-за ветхости сетей, опровергается актом обследования дома на предмет возможности установки общедомового приборов учета тепловой энергии, холодного водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в доме имеется техническая возможность установки приборов учета. При таких обстоятельствах, сам по себе длительный срок эксплуатации сетей препятствием для установки общедомовых приборов учета не является.
Кроме того, Закон об энергосбережении не предусматривает установки общедомовых приборов учета только в домах, признанных ветхими и аварийными, к которым дом № № по ул. <адрес> не относится.
В силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны совершить действия по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, тепловой энергии, которые в нарушение требований части 5 настоящей статьи не были оснащены указанными приборами учета в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Установлено, что организацией, которая осуществляет водоснабжение и теплоснабжение многоквартирного дома по адресу: <адрес> является МУП «Коммунальные системы». Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Поскольку собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> предусмотренный законом срок (до ДД.ММ.ГГГГ) обязанность по оснащению дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемой воды и тепловой энергии не исполнена, МУП «Коммунальные системы» как организация, осуществляющая водоснабжение и теплоснабжение дома, было обязано самостоятельно совершить действия по оснащению такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемой воды и тепловой энергии.
В таких случаях закон не предусматривает заключение между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией либо собственниками жилого помещения договора на установку общедомовых приборов учета.
МУП «Коммунальные системы» предусмотренные законом обязанности по установке в доме № № по ул. <адрес> общедомовых приборов учета воды и тепловой энергии исполнило, что подтверждается представленными в материалы дела контрактами, актами выполненных работ, паспортами на приборы учета и актами допуска в эксплуатацию общедомовых узлов учета холодного водоснабжения, тепловой энергии и горячего водоснабжения у потребителя.
Сумма затрат по установке общедомовых приборов учета составила 678 243 рубля 58 копеек актами выполненных работ, справками по стоимости выполненных работ и счет-фактурами.
Ссылки истцов на то, что акт допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета воды не подписан жильцами дома, цена установки прибора с собственниками не согласовывалась, суд полагает не основанными на нормах права, поскольку такие обязанности ответчика действующим законодательством не предусмотрены, цена подлежала согласованию в случае установки общедомового прибора учета собственниками помещений по собственной инициативе.
Согласно пункту 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Поскольку в рассматриваемом деле расходы на установку общедомовых приборов учета холодной воды и тепловой энергии не входят в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения; сумма возмещения расходов в выставленных истцам счетах, определена исходя из их доли в праве общей собственности на общее имущество; с требованиями об обжаловании выставленного счета ввиду завышенного размера расходов истцы в суд не обращалась, суд, с учетом положений приведенных выше правовых норм, не усматривает оснований для признания выставленных истцам счетов (квитанций) на оплату затрат по установке общедомовых приборов учета воды и тепловой энергии не соответствующими требованиям действующего законодательства Российской Федерации и возложения обязанности по оплате данных расходов на ответчика.
При этом суд также отклоняет ссылку истца на статью 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления холодной воды не была включена в перечень видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, включена только с ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Закона Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в закон области «О регулировании некоторых вопросов в сфере организации обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области»). Обязанность собственников помещений дома по установке общедомового прибора учета должна была быть выполнена до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в областной программе капитального ремонта капитальный ремонт дома запланирован не ранее <адрес> годов.
Доводы истцов, касающиеся обязанности бывшего наймодателя Администрации г. Сокола произвести капитальный ремонт дома, в том числе установить общедомовой прибор учета холодной воды, суд не находит заслуживающими внимания, поскольку собственники помещений жилого дома с соответствующими требованиями в Администрацию г. Сокола не обращались, судебного решения по данному вопросу не принималось.
Суд не находит оснований полагать, что на ответчика в силу Закона о защите прав потребителей возложена обязанность информировать собственников помещений жилого дома об установке общедомового прибора учета и предоставлять им информацию, указанную в статье 10 Закона о защите прав потребителей, поскольку в рассматриваемом случае, обязанность МУП «Коммунальные системы» установить общедомовой прибор учета используемой воды и тепловой энергии предусмотрена специальными нормами права (частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении), которые не предусматривают заключение с собственниками помещений дома договора на установку общедомовых приборов учета и их информирование в рамках данного договора.
В подтверждение исполнения обязательств по информированию управляющих компаний, ТСЖ, собственников жилых помещений о необходимости оснащения многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета МУП «Коммунальные системы» представило суду копии протоколов совещаний, проводимых при администрации г. Сокола в течение 2011-2013 года с представителями управляющих компаний, в том числе по вопросу установки общедомовых приборов учета, копию предложения МУП «Коммунальные системы» собственникам помещений, управляющим компаниям и ТСЖ по установке приборов, распечатки из средств массовой информации, с сайта в сети «Интернет», что свидетельствует о том, что со стороны ответчика принимались меры по информированию населения города Сокола о необходимости исполнитель требования Закона об энергосбережении. При этом обязанность по персональному информированию каждого собственника жилого помещения Закон об энергоснабжении не предусматривает.
Довод представителя истцов о подложности представленного в материалы дела предложения об оснащении приборами учета тепловой энергии, холодного водоснабжения, поскольку на данном предложении нет даты и не указан получатель, суд отклоняет, поскольку факт направления указанных предложений, в том числе ООО «Водоканалжилсервис» подтвердила допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО1., являющаяся секретарем совещаний, проводимых с управляющими компаниями при администрации города Сокола.
То обстоятельство, что предложения об установке приборов учета направлены с нарушением сроков, установленных Законом об энергосбережении, основанием для освобождения МУП «Коммунальные системы» от исполнения обязанностей по установке общедомовых приборов учета не является.
Выполнение работ по установке общедомовых приборов учета с нарушением сроков, установленных законом, не освобождает собственников от их оплаты, поскольку до момента установки приборов учета собственники самостоятельных мер по исполнению требований законодательства не предприняли.
С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований истцам надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Майоровой С.И., Щербаковой Л.Ю., Поповой Н.А., Макаровой Н.Л., Аминовой Н.С., Лукичевой Г.В. к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные системы» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца.
Судья Е.В. Вахрушева
Мотивированное решение составлено 19 мая 2017 года.