Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 декабря 2020 года с. Кинель-Черкассы
Кинель–Черкасский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Иноземцевой Е.И.
при секретаре Бондаревой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–1242/2020 по иску Епифанцевой <данные изъяты> к Комитету по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области, Панкратову <данные изъяты> третьим лицам: Управлению Росреестра по Самарской области, ООО «КЧЗК» об определении местоположения границ земельного участка,
у с т а н о в и л:
Истица обратилась с иском в суд, указав, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается записью регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
С целью уточнения границы и площади земельного участка, она обратилась в ООО «КЧЗК». В результате выполнения кадастровых работ ею было получено заключение кадастрового инженера, из которого следует, что нужно обратиться в суд за определением местоположения границ ее земельного участка.
На земельный участок существует план границ от 06.03.2002 года, однако согласно заключению кадастрового инженера: «... план границ не содержит сведений о координатах уточняемого земельного участка, и установить точное местонахождение земельного участка на основании данного плана невозможно. Кроме того, в ходе предварительных кадастровых работ была выявлена ошибка в местоположении смежного земельного участка с кадастровым номером № ранее прошедшего ГКУ. В частности, указанный смежный земельный участок был поставлен на ГКУ со смещением, что мешает проведению кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № так как текущее местоположение данного смежного участка влекло за собой раздробление уточняемого земельного участка на два контура, что не устраивает собственника этого земельного участка.».
В ходе проведения кадастровых работ уточненные границы земельного участка с кадастровым номером № ею согласованы, а также границы ее участка согласованы с собственником смежного земельного участка с кадастровым номером № и представителем муниципального образования (что подтверждают два подписанных акта согласования местоположения границ земельных участков). Права третьих лиц и собственников смежных земельных участков нарушены не были.
Истица просит внести изменения в местоположение границ смежного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в границах АО «Красногорское», согласно план-схеме, подготовленной ООО «КЧЗК» 11.10.2020 года. Определить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, уточненной площадью <данные изъяты> согласно план-схеме, подготовленной ООО «КЧЗК» 11.10.2020 года.
24.12.2020 года истицы уточнила исковое заявление, просит внести изменения в местоположение границ смежного земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, в границах АО «Красногорское», согласно план-схеме, подготовленной ООО «КЧЗК» 11.12.2020 года. Определить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, уточненной площадью <данные изъяты> согласно план-схеме, подготовленной ООО «КЧЗК» 11.12. 2020 года.
В судебное заседание истец Епифанцева В.А. не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, уточненные исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области в судебное заседание не явился, в отзыве указал, что истцом предоставлены доказательства возникновения у нее права собственности на указанный земельный участок в соответствии с данными государственной регистрации прав на недвижимость. Обращение вызвано необходимостью определения местоположения границ, а также площади земельного участка, установленных в результате кадастровых работ, проведённых по инициативе истца. Документы, подтверждающие требования истца имеются в ее распоряжении, а также в государственных органах кадастрового учета объектов недвижимости. Комитет согласовал границы участка и иными доказательствами по делу не располагает. Суду доверяет, конфликта интереса не усматривает.
Соответчик Панкратов А.И. в судебное заседание не явился, в заявлении, поступившем в адрес суда, просил рассмотреть дело без его участия, указал, что спора по границам не имеется, суду доверяет, конфликта интереса не усматривает.
Представитель 3 лица Управления Росреестра по Самарской области и представитель ООО «КЧЗК» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещен о судебном разбирательстве.
Суд находит возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Статья 9 ГК РФ устанавливает, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ст. 64 Земельного Кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" в ст. 8 указывает, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся, помимо иных, описание местоположения объекта недвижимости. В силу ст. 1 указанного Закона единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" в статье 22 указывает, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В статье 43 указанного выше Закона указано, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка). Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (который до 01.01.2017года Закон назывался «О государственном кадастре недвижимости») местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
В силу ст. 40 указанного Закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании установлено, что истец Епифанцева В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 02.02.2015 г. Площадь земельного участка указана <данные изъяты> граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В заключении кадастрового инженера указано, что межевание земельного участка с кадастровым номером № ранее не проводилось, что подтверждается Выпиской из ЕГРН № от 16.05.2020 г. Сведения о координатах характерных точек границ уточняемого земельного участка в указанной выписке отсутствуют. Согласно п. 10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Правоподтверждающим документом является Выписка из ЕГРН № от 16.05.2020 г., сведения о местоположении границ в которой отсутствуют. В качестве подтверждения местоположения границ уточняемого земельного участка на местности собственником уточняемого земельного участка был предоставлен План границ земельного участка от 06.03.2002 г. Однако указанный План границ не подтверждает существование границ уточняемого земельного участка на местности более 15 лет, так как уточненная конфигурация этого земельного участка отличается от сведений, приведенных в данном Плане. Разница между фактической конфигурацией уточняемого земельного участка, полученной в ходе проведения кадастровых работ, и конфигурацией этого земельного участка, приведенной в Плане границ, обусловлена конфигурацией смежных земельных участков, прошедших ГКУ, а также конфигурацией поля (пашни), на котором расположен этот земельный участок, согласно данным инвентаризации. Площадь уточняемого земельного участка, полученная по результатам межевания, составляет <данные изъяты> и соответствует площади этого земельного участка, приведенной в Выписке из ЕГРН № от 16.05.2020 г. Уточненные границы земельного участка с кадастровым номером № были согласованы собственником данного земельного участка, собственником смежного земельного участка с кадастровым номером № и представителем муниципального образования. Кроме того, в ходе предварительных кадастровых работ было выявлена ошибка в местоположении смежного земельного участка с кадастровым номером №, ранее прошедшего ГКУ. В частности, указанный смежный земельный участок был поставлен на ГКУ со смещением, что мешало проведению кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, так как текущее местоположение данного смежного земельного участка влекло за собой раздробление уточняемого земельного участка на два контура, что не устраивало собственника этого земельного участка. По этой причине местоположение данного смежного земельного участка было изменено (участок был смещен несколько южнее изначального местоположения), что привело к изменению его конфигурации, сформированной согласно инвентаризационных данных о границах пашни. Площадь данного смежного земельного участка не изменилась. Собственник этого смежного земельного участка против приведенных выше изменений не возражает, что подтверждается наличием его подписи в Актах согласования. Измененные границы земельного участка с кадастровым номером № были согласованы собственником данного земельного участка, собственником смежного земельного участка с кадастровым номером № и представителем муниципального образования. Разногласия и возражения касательно местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами № и № отсутствуют. Согласование частей границ от т.н1 до т.н2 земельного участка с кадастровым номером № и от т.3 до т.4 земельного участка с кадастровым номером № не проводилось, так как сведения об указанных участках границ содержатся в ГКН как уточненные.
В представленной истцом план-схеме границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, и смеженного земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, в границах АО «Красногорское» от 11.12.2020г. имеются сведения о характерных точках границ уточняемого земельного участка, площадь земельного участка составляет <данные изъяты>
Границы земельного участка истца согласованы с начальником отдела земельных отношений Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Пичкуровым В.А. (точки н2-н4, н5-н1), собственником смежного земельного участка с кадастровым номером № Панкратовым А.И. – соответчиком по делу (в точках н4-н5), земельный участок с кадастровым номером № (в точках н1-н2) стоит на кадастровым учете и согласование не требуется.
Требования истца не оспариваются сторонами по делу, суд, находит возможным определить местоположения границ земельного участка истца, оснований считать, что права третьих лиц нарушены, не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Внести изменения в местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в границах АО «Красногорское», согласно план-схемы, подготовленной ООО «КЧЗК» 11.12. 2020 года, которую считать неотъемлемой часть решения.
Определить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, уточненной площадью <данные изъяты> согласно план - схемы, подготовленной ООО «Кинель - Черкасская землеустроительная компания» 11.12.2020 года, которую считать неотъемлемой частью решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Кинель-Черкасский районный суд в Самарский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в мотивированном виде изготовлено 24.12.2020 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> |