Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2433/2023 ~ М-1158/2023 от 16.03.2023

63RS0039-01-2023-001285-86

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 июня 2023 года                                г.Самара

Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2433/2023 по административному исковому заявлению Скворцовой Юлии Петровны, Скворцова Романа Андреевича, Скворцова Арсения Романовича, Скворцова Матвея Романовича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения,

установил:

Скворцова Ю.П., Скворцов Р.А., действующие также в интересах несовершеннолетних детей Скворцова А.Р., Скворцова М.Р., обратились в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В обоснование заявления указано, что административным истцам принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером площадью 200 кв.м по адресу: <адрес>, и смежный земельный участок по тому же адресу с кадастровым номером , площадью 300 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. На данном земельном участке расположен жилой дом, площадью 170,6 кв.м, кадастровый номер , принадлежащий истцам на праве собственности.

17.11.2022 административные истцы обратились в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Распоряжением от 16.12.2022 № РД-2317 Департамент отказал в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на том основании, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, топографическим материалам Департамента, а также представленным документам возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также в связи с тем, что согласно топографическим материалам Департамента на образуемом земельном участке расположен объект недвижимости - здание (сооружение). Данные о правообладателях на объект недвижимости в ЕГРН отсутствуют.

Полагая причины отказа необоснованными, административные истца просят признать указанное распоряжение незаконным и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить нарушение прав истцов, возобновив работу по их заявлению о перераспределении земельных участков.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенностям Исаева В.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара не явился, ранее в судебном заседании просил в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лица, участвующего в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Пунктом 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).

Из материалов дела следует, что административным истцам принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером площадью 200 кв.м по адресу: <адрес>, и смежный земельный участок по тому же адресу с кадастровым номером , площадью 300 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

На данном земельном участке расположен жилой дом, площадью 170,6 кв.м, кадастровый номер , принадлежащий истцам на праве собственности, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Указанные объекты недвижимости приобретены административными истцами у Бушуевой В.И. по договору купли-продажи от 29.04.2022.

17.11.2022 административные истцы обратились в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 279 кв.м и находящегося в их собственности земельного участка с кадастровым номером .

Распоряжением от 16.12.2022 № РД-2317 Департамент отказал в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании подп. 9 п. 9 ст. 39.29, п. 1, 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, ст. 14 Правил землепользования и застройки г.о. Самара, поскольку согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, топографическим материалам Департамента, а также представленным документам возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также на основании подп. 3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, поскольку согласно топографическим материалам Департамента на образуемом земельном участке расположен объект недвижимости - здание (сооружение). Данные о правообладателях на объект недвижимости в ЕГРН отсутствуют.

С таким решением нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с подп. 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.

В силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.

Также одним из требований к образуемым земельным участкам является обеспечение доступа к землям общего пользования.

В соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, образуемый земельный участок расположен в подзоне зоны застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3.1). Предельный минимальный размер земельного участка для ИЖС в данной зоне составляет 300 кв.м.

Из заключения кадастрового инженера Исаевой Н.Д. от 08.06.2023 следует, что границы образуемого земельного участка определены с учётом существующих на местности иных земельных участков и строений. Формирование земельного участка в конфигурации, отличающейся от представленного плана границ земельного участка, неизбежно приведёт к тому, что будут затронуты интересы иных лиц, использующих смежные земельные участки в фактических границах этих участков. В том числе будет затруднен подъезд к земельному участку с кадастровым номером , в том числе полностью или частично будет перегорожен въезд в гараж, расположенный на этом участке.

Суд находит указанное заключение обоснованным, поскольку оно подготовлено специалистом, имеющим соответствующую квалификацию, его выводы подтверждаются планом границ земельного участка, копией планшета № 5048 управления Главного архитектора г.о. Самара, спутниковыми снимками местности.

Таким образом, доводы административного ответчика о возможности образования самостоятельного земельного участка на рассматриваемой территории без нарушения прав третьих лиц не нашли подтверждения.

Ссылка на наличие на образуемом земельном участке объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, также приведена необоснованно.

В соответствии с подп. 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.

Из буквального содержания данной нормы следует, что лицу не может быть предоставлен в порядке перераспределения земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий другим гражданам или юридическим лицам либо находящийся в публичной собственности.

Доказательства того, что расположенные на испрашиваемом земельном участке строения находится в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, что является условием применения подпункта 3 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, административным ответчиком не представлены.

Напротив, из материалов дела следует, что расположенные на испрашиваемом земельном участке кирпичный гараж и бассейн находятся в пользовании административных истцов, ранее принадлежали предыдущему собственнику земельных участков Бушуевой В.И., у которой истцы приобрели земельные участки. Данные обстоятельства подтверждают сами истцы, а также это следует из апелляционного определения Самарского областного суда от 24.12.2021 по делу № 2а-2213/2021 по административному иску Бушуевой В.И. и из заключения кадастрового инженера Чуричевой С.Г. от 06.03.2023.

Таким образом, поскольку строения, расположенные на испрашиваемом земельном участке принадлежат административным истцам, перераспределение земельных участков не приведет к нарушению прав третьих лиц.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по приведенным в нем основаниям не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административных истцов, что является основанием для признания распоряжения незаконным.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).

Поскольку суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса, и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав истцов на административного ответчика следует возложить обязанность возобновить рассмотрение заявления о перераспределении земельных участков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 16.12.2022 № РД-2317 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть заявление административных истцов о перераспределении земельных участков.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                      (подпись)             А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 05.07.2023.

2а-2433/2023 ~ М-1158/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Скворцов Р.А.
Скворцова Ю.П.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
16.03.2023Регистрация административного искового заявления
17.03.2023Передача материалов судье
17.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
17.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2023Судебное заседание
16.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Судебное заседание
21.06.2023Судебное заседание
05.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее