Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2022 года город Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.,
при секретаре АБРОСИМОВОЙ К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле
административное дело № 2а-925 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Самарской области к Солосиченко И. А. о взыскании задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 933 руб., пени в размере 18 руб. 08 коп.,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Самарской области (далее Межрайонная ИФНС России № 11 по Самарской области) обратилась в суд с административным иском к Солосиченко И.А. о взыскании задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 933 руб., пени в размере 18 руб. 08 коп..
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Самарской области не явился, в материалах дела имеется ходатайство представителя административного истца о рассмотрении дела в отсутствии представителя Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области.
Из административного иска Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области следует, что в соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков-физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ). Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ). В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В случае, указанном в абз. 2 данного пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст. 23 НК РФ, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность. Согласно сведениям, полученным налоговым органом в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ, за Солосиченко И.А. зарегистрирован земельный участок площадью 651 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Именно представленные сведения от регистрирующего органа, является основанием для исчисления имущественных налогов, расчет которых проводится по истечении календарного года с направлением единого налогового уведомления в адрес налогоплательщика. Соответственно, у налогоплательщика возникла обязанность уплаты в рассматриваемом налоговом периоде обязательных платежей, в связи с чем, налоговым органом на основании п. 2 ст. 52 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №ДД.ММ.ГГГГ год о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 4 ст. 52 НК РФ). Также датой получения налогоплательщиком налогового уведомления в электронном виде является дата, указанная в подтверждении о получении налогоплательщиком налогового уведомления с использованием Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» (п. 4 ст. 31 НК РФ). Указанное налоговое уведомление получено ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 4 ст. 52 НК РФ. В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных сумм налога, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. В соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области в адрес Солосиченко И.А. было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 933 руб. и пени в размере 18,08 руб.. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, при этом датой получения налогоплательщиком требования об уплате налога в электронном виде является дата, указанная в подтверждении о получении налогоплательщиком требования об уплате налога с использованием интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика». В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 6 ст. 69 НК РФ). Инспекцией в мировой суд судебного участка № 62 Кинельского судебного района Самарской области было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Солосиченко И.А. налоговой задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ года. Мировым судом ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ № о взыскании с Солосиченко И.А. указанных обязательных платежей за несвоевременную уплату задолженности. В связи с поступившими ДД.ММ.ГГГГ возражениями налогоплательщика, судьей ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отмене судебного приказа. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Так по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 933 руб. и пени в сумме 18.08 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Задолженность ответчика по обязательным платежам в настоящее время не оплачена. На основании вышеизложенного Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Самарской области, просит взыскать с Солосиченко И.А. недоимку по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 933 руб., пени в размере 18 руб. 08 коп..
Административный ответчик Солосиченко И.А. в судебное заседание не явился, хотя был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В материалах дела имеется заявление Солосиченко И.А. о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.32).
Из отзыва Солосиченко И.А. на административный иск (л.д.23) следует, что он считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Налоговый орган просит взыскать задолженность по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год, по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 933.00 руб. и пени в сумме 18.08 руб. Срок исполнения требования об уплате налога № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определен ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с абзацем третьим пункта 2 Налогового кодека РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Исходя из положений закрепленных данной нормой следует, что срок давности требований о взыскании задолженности по земельному налогу у Налогового органа истек ДД.ММ.ГГГГ На основании изложенного, просит в заявленных административным истцом требовании отказать.
Изучив материалы дела, суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков физических лиц, относится транспортный налог (глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации), земельный налог (глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации) налог на имущество физических лиц (глава 32 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сведения о наличии у налогоплательщиков – физических лиц объектов налогообложения по указанным выше налогам предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (пункт 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Исчисление налоговой базы производится налоговыми органами по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных (пункт 5 статьи 54 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Из материалов дела следует, что Солосиченко И.А. с ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником площадью 651 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Поскольку Солосиченко И.А. являлся собственником указанного выше земельного участка, таким образом, он является налогоплательщиком земельного налога.
В соответствии с частью 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до налогового периода ДД.ММ.ГГГГ года) сумма налога (земельного) исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В силу части 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
С учетом вышеуказанных требований закона на земельный участок площадью 651 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, собственником которого являлся Солосиченко И.А., подлежал уплате земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 933 руб..
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу пункта 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из представленных административным истцом документов следует, что налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11) было направлено административному ответчику Солосиченко И.А. через личный кабинет налогоплательщика (л.д.12).
В силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из материалов дела следует, что в связи с неуплатой Солосиченко И.А. земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год, административному ответчику направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), в соответствии с которым должнику предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить числящуюся за ним задолженность по налогам и пени за просрочку уплаты налогов. Требование направлено административному ответчику Солосиченко И.А. через личный кабинет налогоплательщика (л.д.14).
Установлено, что до настоящего времени Солосиченко И.А. своей обязанности по уплате налогов, как налогоплательщик, не выполнил.
Несмотря на то, что административный ответчик Солосиченко И.А., как налогоплательщик, не исполнил обязанность по уплате налога, вместе с тем, суд считает, что оснований для удовлетворения административного иска Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области о взыскании с Солосиченко И.А. задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год не имеется в связи с пропуском срока для обращения в суд с соответствующими требованиями.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно приложенным к административному иску документам, требованием № от ДД.ММ.ГГГГ должнику был установлен срок для добровольной оплаты имеющейся задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что в течение трех лет с указанной выше даты, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, сумма налога не превысила 3.000 руб., соответственно, право на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогу возникло у заявителя с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, последним днем подачи заявления в суд о взыскании с должника задолженности по налогу являлось ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что административный истец Межрайонная ИФНС России № 11 по Самарской области обратился в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с Солосиченко И.А. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами административного дела № судебного участка № 62 Кинельского судебного района Самарской области (л.д.36-38).
Мировым судьей судебного участка № 62 Кинельского судебного района Самарской области ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ о взыскании с Солосиченко И.А. задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 933 руб. и пени в размере 18 руб. 08 коп. (л.д.39).
Данный судебный приказ был отменен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями Солосиченко И.А..
При этом, несмотря на то, что мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании недоимки по транспортному налогу с Солосиченко И.А., и после отмены судебного приказа административный истец обратился в суд с административным иском в течение 6 месяцев после отмены судебного приказа, однако данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения административного иска, поскольку судебный приказ был выдан мировым судьей за пределами срока, установленного для обращения административного истца в суд с соответствующим заявлением.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может. Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, установленный факт несоблюдения налоговым органом установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням со дня истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога и пеней, является основанием для вынесения на обсуждение обстоятельств, связанных с причинами пропуска этого срока и основаниями для его восстановления.
Вместе с тем, Межрайонная ИФНС России № 11 по Самарской области с заявлением о восстановлении пропущенного срока для подачи административного иска не обращалась и такие основания судом не установлены.
Таким образом, суд считает, что административный иск Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о взыскании с Солосиченко И.А. задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 933 руб. и пени на недоимку по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 18 руб. 08 коп. удовлетворению не подлежит, а потому административному истцу в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Самарской области к Солосиченко И. А. о взыскании задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 933 руб., пени в размере 18 руб. 08 коп. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26 мая 2022 года.
председательствующий –