РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2014 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаева В.П.,
при секретаре Лисициной Н.В.,
с участием заместителя прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области Коваленко Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2055/2014 по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Нижнетагильские Компьютерные Сети» о возложении обязанности по совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дзержинского района города Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Нижнетагильские Компьютерные Сети», в котором просил обязать ответчика ограничить доступ к Интернет-сайту по адресу: <...>, путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адреса указанного сайта.
В обосновании заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности, проведенной прокуратурой Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области установлено, что ООО «Нижнетагильские Компьютерные Сети», действуя на основании лицензии № и №, осуществляет соединение юридических и физических лиц с сетью Интернет, в том числе на территории г. Нижний Тагил Свердловской области. В ходе проверки соблюдения законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности, в сети Интернет выявлен сайт: <...>, признанный экстремистским (решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 20 февраля 2014 года), который под № включен в Федеральный список экстремистских материалов, размещенный в международной компьютерной сети «Интернет» на сайте Министерства юстиции Российской Федерации. В связи с чем, прокурор считает, что доступ к указанному сайту должен быть ограничен.
В судебном заседании заместитель прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области Коваленко Н.Н. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представительответчика ООО «Нижнетагильские Компьютерные Сети» всудебноезаседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении ДД.ММ.ГГГГ судебной повестки, в адрес суда направил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В письменном отзыве представитель ответчика указал, что исковые требования прокурора не признают, просят в иске отказать. В обоснование своей позиции указали, что в соответствии с требованиями статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с 01 ноября 2012 года создана и ведется автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено». В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы, которыми регламентируются основания внесения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено». На основании ч. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи настоящей статьи являются: 1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»: а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера; б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений; в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства; г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами; 2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Другие законные основания для ограничения доступа к сайту http://www.911-truth.net/Adolf_Hitler_Mein_Kampf_Russian_translation.pdfу ООО «Нижнетагильские Компьютерные Сети», как у оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет отсутствуют. Кроме того, прокурор предъявляет требования только к оператору связи ООО «Нижнетагильские Компьютерные Сети», в то время как на территории города Нижний Тагил операторов связи, предоставляющих аналогичные услуги связи около 10, к которым прокурор подобных требований не предъявляет. Своими действиями прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области создает для ООО «Нижнетагильские Компьютерные Сети» дискриминационные условия, то есть такие условия доступа на товарный рынок, при которых ООО «Нижнетагильские Компьютерные Сети» поставлено в неравное положение по сравнению с другими операторами связи, в то время, как ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций.
Представитель третьего лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении ДД.ММ.ГГГГ судебной повестки, в адрес суда направил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В письменном отзыве представитель третьего лица - «Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу» указал, что в соответствии с требованиями ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с 01 ноября 2012 года создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора. В настоящее время деятельность по ведению единого реестра осуществляет центральный аппарат Роскомнадзора. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В соответствии с пунктом 5 Правил, основаниями для включения в единый реестр, являются: а) решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: ФСКН России - в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений; Роспотребнадзора - в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства; Роскомнадзора - в отношении: материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети «Интернет»; информации о распространении наркотиков, а также о способах совершения самоубийства, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет»; информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом; б) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п. 9 Правил в течении суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной. Внесение в единый реестр реестровых записей на основании информации о судебных решениях Правилами не предусматривается. Судебные решения о признании информации запрещенной должны отвечать следующим требованиям: - должны содержать отметку о вступлении в законную силу; - информация должна признаваться запрещенной на всей территории Российской Федерации; - вступившее в законную силу судебное решение должно содержать доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию; - обязанность по ограничению доступа к запрещенной информации должна распространяться на всех операторов связи; - в судебном решении должно содержаться описание запрещенной информации. Ввиду ограниченности ресурса сетевых адресов указание в судебных решениях обязанности по ограничению доступа к ним может привести к их исчерпанию и повлечь нарушение прав и законных интересов неограниченного числа лиц. Признание информации запрещенной на определенной территории Российской Федерации и обязание ее ограничения со стороны определенного оператора связи является недостаточно эффективной мерой, поскольку не повлечет последствий, связанных с возможностью внесения запрещенной информации в единый реестр. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в Генеральную прокуратуру Российской Федерации Роскомнадзором в рамках исполнения пункта 5 протокола заседания межведомственной рабочей группы по противодействию распространению запрещенной информации в средствах массовой информации и сети «Интернет» от ДД.ММ.ГГГГ был направлен образец искового заявления о признании информации запрещенной в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, позволяющий унифицировать требования органов прокуратуры при подаче соответствующих исковых заявлений.
Заслушав прокурора, огласив позициюпредставителя ответчика и представителятретьего лица, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ, экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ, один из основных принципов противодействия экстремистской деятельности - приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.
Согласно ст. 3 указанного Закона, противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года, информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года, вРоссийской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с п.6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Так ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации.
Кроме того, ст. 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов.
Статьей 9 Федерального закона Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 3 статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги, либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
При этом, освобождение законом ответчика от гражданско-правовой ответственности, как одной из форм государственного принуждения, не исключает возможности применения к ответчику иных мер государственно-принудительного порядка, не обладающих признаками гражданско-правовой ответственности.
В силу пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 года № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Соответственно, услуги, предоставляемые пользователям, включая передачу информации посредством сети Интернет, должны отвечать требованиям закона.
Предоставление возможности доступа к информации, содержащей экстремистский материал с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением информации, связанной с экстремистской деятельностью.
Факт нарушения ответчиком законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности, в сети Интернет, нашел свое подтверждение в судебном заседании, подтверждается письменными материалам дела, а именно: актом проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Дзержинского района г.Нижний Тагил, согласно которому в информационно-телекомуникационной сети Интернет, с предоставлением услуг Интернет-провайдера ООО «Нижнетагильские Компьютерные Сети», был обнаружен интернет-сайт: <...>. На указанном сайте имеется экстремистская информация.
Согласно копии лицензии №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ООО «Нижнетагильские Компьютерные Сети» приобрело право на осуществление деятельности по оказанию телематических услуг связи, а также приобрело статус оператора связи, осуществляющего прием и передачу телематических электронных сообщений, доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, пропуск и учет трафика от (на) сетей связи других операторов в соответствии с перечнем лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 года № 87.
Следовательно, ООО «Нижнетагильские Компьютерные Сети» обязался соблюдать ограничения, предусмотренные законом, и препятствовать осуществлению доступа своих абонентов к запрещенной законом информации. Предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, в частности к интернет-сайтам, на которых содержится экстремистская информация, ответчик фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц.
Факт размещения экстремистских сведений на Интернет-сайтах представителем ответчика не оспаривался.
Ответчиком также не было опровергнуто, что организации, осуществляющие деятельность по оказанию телематических услуг, имеют техническую возможность ограничить доступ к указанным материалам.
С учетом указанных обстоятельств, исходя из анализа приведенных норм законодательства, суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что при подаче иска в суд прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере <...> рублей подлежит взысканию с ответчика в доход государства.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Нижнетагильские Компьютерные Сети» ограничить доступ к Интернет-сайту по адресу: <...> путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адреса указанного сайта.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Нижнетагильские Компьютерные Сети» пошлину в доход государства в размере <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья: