Дело № 2-486/2015 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Ленинск 04 августа 2015 года
Ленинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Беликова Н.М.
при секретаре Крамской А.И.
с участием истца Рогожкиной Т.Н., действующей в интересах малолетнего Дуюнова И.В.,
представителя ответчика Сукочева И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рогожкиной ФИО7 в интересах малолетнего Дуюнова ФИО8 к администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности предоставить общедоступное бесплатное дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении района,
у с т а н о в и л:
Рогожкина Т.Н. в интересах малолетнего ФИО9 обратилась в суд с иском к администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности предоставить общедоступное бесплатное дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении города Ленинска, указывая, что на основании её заявления от ДД.ММ.ГГГГ года её малолетний сын ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлен на очередь в отделе образования администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области для определения в дошкольное образовательное учреждение.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в отдел образования администрации Ленинского муниципального района о рассмотрении вопроса о предоставлении её малолетнему сыну ФИО11 места в дошкольном образовательном учреждении.
В поступившем в её адрес письме отдела образования администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области № ДД.ММ.ГГГГ года ей было сообщено, что планируемая дата получения места в дошкольном образовательном учреждении – ДД.ММ.ГГГГ. Её сын ФИО12 поставлен в очередь на зачисление в <данные изъяты>» в 1 младшую группу. Позиция в списке очередников в младшую группу – 15. На данный момент очередь в 1 младшей группе <данные изъяты> составляет 33 человек. Из них 17 человек, имеющих право на внеочередное и первоочередное зачисление в детский сад.
Истец полагает, что в данном случае администрацией Ленинского муниципального района Волгоградской области были нарушены как её права, так и права её ребенка.
Она как законный представитель своего ребенка изъявила желание воспользоваться правом предоставленным Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации, на получение её сыном бесплатного дошкольного образования. Следовательно, администрация Ленинского муниципального района Волгоградской области обязана была принять все меры, чтобы данное право реализовывалось без нарушения прав, как её ребенка, так и его законных представителей (родителей). Однако на данный момент этой государственной поддержки её семья лишена.
Реализуя своё право законного представителя на выбор формы получения образования и образовательного учреждения для своего ребенка, она заблаговременно известила об этом учредителя данных учреждений, путем обращения в отдел образования в соответствии с принятым регламентом. Однако до сих пор, место её ребенку в МКДОУ не предоставляется из-за отсутствия (нехватки) свободных мест.
Таким образом, ответчик, не обеспечивая её ребенка свободным местом в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства и вынуждая, таким образом, Отдел образования фактически отказывать ей в поступлении в МКДОУ на основании отсутствия свободных мест, уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на него законодательством.
Истец просит суд обязать администрацию Ленинского муниципального района Волгоградской области предоставить малолетнему ФИО13 место в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории города Ленинска Волгоградской области.
В судебном заседании истец Рогожкина Т.Н.. заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, просит суд возложить обязанность на администрацию Ленинского района Волгоградской области предоставить её малолетнему сыну ФИО14 место в любом дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории города Ленинска. Доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, считает незаконным отказ в предоставлении её сыну места в дошкольном образовательном учреждении. Полагает, что данный отказ нарушает право её ребенка на общедоступное дошкольное образование, а также её права достойно содержать своих детей.
Представитель ответчика - администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области Сукочев И.В. заявленные исковые требования не признал, просит суд отказать в их удовлетворении, поскольку в случае принятия малолетнего <данные изъяты>. вне очереди в дошкольное учреждение будут нарушены нормы СанПиНа, то есть предельное количество группы будет превышено, поскольку в настоящее время места в детских садах расположенных на территории города Ленинска, полностью укомплектованы. Считает, что нарушение прав малолетнего ФИО15 будет начинаться с того момента, как пройдет его очередность на предоставление места в дошкольном учреждении. Доводы, указанные в письменных возражениях подтвердил.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 43 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Положения ч.1 и ч.2 ст.43 Конституции РФ гарантирующей право на дошкольное образование, находится во взаимосвязи с положениями её статьи 38, согласно которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ (редакции от 06.12.2011 г., с изменениями от 07.12.2011 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»- к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;
3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Часть 3 статьи 18 этого же Федерального закона предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
По настоящему делу судом установлено, что родившийся ДД.ММ.ГГГГ ФИО16 был поставлен ДД.ММ.ГГГГ года на учет в отделе образования администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области для определения в дошкольное образовательное учреждение.
ДД.ММ.ГГГГ года истец Рогожкина Т.Н. обратилась с заявлением в отдел образования администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области о рассмотрении вопроса о предоставлении её сына места в дошкольном образовательном учреждении, однако в этом ей было отказано.
В ответе отдела образования администрации Ленинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года указано, что ФИО17 состоит в «Едином электронном реестре учёта очерёдности зачисления детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образовании» с ДД.ММ.ГГГГ года. В данном реестре ФИО18 поставлен в очередь на зачисление в <данные изъяты> На данный момент очередь в первой младшей группе <данные изъяты> составляет 33 человека, из них 17 детей из категории семей льготников. Позиция очерёдности ФИО19 – 15. Планируемая дата получения места в дошкольном образовательном учреждении – ДД.ММ.ГГГГ года
Однако данных об очерёдности в других дошкольных образовательных учреждениях города Ленинска Волгоградской области ответчиком не предоставлено.
Постановлением Главы Администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области от 11.03.2011 года №139 утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Ленинского муниципального района Волгоградской области.
Таким образом, на основании вышеизложенного, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района.
Доводы ответчика об отсутствии свободных мест в дошкольных учреждениях города Ленинска для предоставления места малолетнему ФИО20 не могут быть приняты во внимание, так как не имеют правового значения, поскольку реализуя предоставленные Законом РФ №3266-1 «Об образовании», Законом РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом Ленинского муниципального района, полномочия, администрация Ленинского муниципального района обязана предвидеть существующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях города Ленинска и района и своевременно принимать меры к увеличению вместимости существующих образовательных учреждений, создании новых. Доказательств того, что ответчиком принимались действенные меры по обеспечению права малолетнего ФИО21 на получение дошкольного образования суду не предоставлено.
Доводы ответчика о том, что предоставление малолетнему ФИО22 места в дошкольном учреждении повлечёт нарушение прав третьих лиц, возможность приостановления деятельности дошкольного учреждения, также не может быть принят во внимание, поскольку является предположительным, а нарушенное право малолетнего ФИО23 на общедоступность дошкольного образования, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка в раннем детском возрасте, подлежит судебной защите.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Рогожкиной Т.Н. следует удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Рогожкиной ФИО24 удовлетворить.
Обязать администрацию Ленинского муниципального района Волгоградской области предоставить малолетнему ФИО25 ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории города Ленинска Волгоградской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Ленинский районный суд в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.М. Беликов
Копия верна. Судья: