Решение по делу № 2-1175/2018 ~ М-961/2018 от 26.04.2018

...

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2018 года город Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Русиной Л.Г.,

при секретаре судебного заседания Ахтаровой Ю.Р.,

с участием истца Раджовой З.А.к и её представителя – адвоката Виноградова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1175/2018 по исковому заявлению Раджовой З.А.к. к Управлению социальной защиты населения Администрации МО города Ноябрьск о признании права на получение материнского (семейного) капитала за счет средств окружного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа,

У С Т А Н О В И Л:

Раджова З.А.к обратилась в суд к УСЗН Администрации МО г. Ноябрьска (далее - УСЗН) с иском о признании за ней права на получение материнского (семейного) капитала за счет средств окружного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа, а также обязании УСЗН выдать истице Свидетельство на получение материнского капитала. Мотивирует свои требования тем, что с 2008 года проживает в городе Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа. В феврале 2018 года обратилась к ответчику за выдачей Свидетельства на материнский капитал в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка. Истице было отказано по причине отсутствия у неё в 2015 году гражданства Российской Федерации, что она считает незаконным, противоречащим Закону ЯНАО от 01.07.2011 № 73-ЗАО "О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе».

В судебном заседании истец Раджова З.А.к и её представитель – адвокат Виноградов А.В. требования поддержали в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, суду предоставлен письменный отзыв с возражениями на иск.

Третье лицо Департамент финансов Ямало-Ненецкого автономного округа судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав представленные доказательства, материалы дела, суд приходит к следующему.

26 февраля 2008 года истица Раджова З.А.к, являющаяся гражданкой Азербайджана, заключила брак с гражданином Российской Федерации Алиевым Р.Г.о (л.д. 14).

Истица имеет троих детей ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 15-17).

Свидетельства о рождении детей указывают, что местом их рождения является город Ноябрьск, где истица с 21.11.2008 года имеет регистрацию по месту жительства.

В феврале 2018 года Раджовой З.А.к получено гражданство Российской Федерации, после чего, 21 февраля 2018 она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче Свидетельства на получение материнского (семейного) капитала в связи с рождением третьего ребенка ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 7-8).

22 февраля 2018 УСЗН вынесено Решение № 05-2075 об отказе в выдаче Свидетельства на получение материнского (семейного) капитала в связи с отсутствием у Раджовой З.А.к такого права, а именно – отсутствие у истицы гражданства Российской Федерации на дату рождения ребенка (л.д. 9-10).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации независимо от места их жительства.

Закон ЯНАО от 01.07.2011 № 73-ЗАО (ред. от 25.12.2017) "О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе" устанавливает порядок предоставления материнского (семейного) капитала семьям, имеющим детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (статья 1).

Материнский (семейный) капитал - это средства окружного бюджета, предоставляемые по направлениям, установленным настоящим Законом; свидетельство на материнский (семейный) капитал – это именной документ, подтверждающий право на материнский (семейный) капитал (статья 2 Закона № 73-ЗАО).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 73-ЗАО право на материнский (семейный) капитал возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории автономного округа не менее пяти лет.

Между тем, указанная совокупность обязательных условий у истицы отсутствует, поскольку на момент рождения третьего ребенка она не являлась гражданкой Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, Решение УСЗН от 22 февраля 2018 года является обоснованным, законным и соответствующей позиции Конституционного Суда РФ, выраженной им в Определении от 25.01.2018 № 175-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданки Мамедовой Айгюн Ханкиши кызы на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

Так, Конституционным Судом РФ указано, что согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38 часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39 часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со статьей 39 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, определяя гарантии реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления.

В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел в Федеральном законе "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" возможность получения ими государственной поддержки в форме предоставления материнского (семейного) капитала, средства которого могут направляться на улучшение жилищных условий семьи, получение образования детьми, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов, а также повышение уровня пенсионного обеспечения матерей.

При этом право на указанные меры социальной поддержки возникает согласно статье 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" у граждан Российской Федерации, перечисленных в части 1 данной статьи, при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей (части 1 и 7).

Из анализа указанного законоположения в системной связи с иными предписаниями названного Федерального закона (в частности, преамбулой и частью 7 статьи 3, согласно которой право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей) следует, что законодатель, исходя из целей установления дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки факт рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей женщиной - гражданкой Российской Федерации.

Отсутствие у женщин, не являющихся гражданами Российской Федерации на момент рождения второго, третьего ребенка или последующих детей, возможности получения дополнительных мер государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала не может расцениваться как несовместимое с предписаниями положений статей 38 и 39 Конституции Российской Федерации, а также равенством всех перед законом и судом и равенством прав и свобод человека и гражданина (статья 19 части 1 и 2). Принцип равенства, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем (определения от 20 октября 2005 № 392-О, от 24 января 2008 № 40-О-О, от 15 апреля 2008 № 263-О-О и др.).

С учетом названного Определения Конституционного Суда РФ не имеет юридического значения тот факт, что 19 марта 2018 года Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа Раджовой З.А.к был выдан Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (л.д. 11-12).

При вышеизложенных обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных истицей требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Раджовой З.А.к. в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения Администрации МО города Ноябрьск о признании права на получение материнского (семейного) капитала за счет средств окружного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.

Судья (подпись) Русина Л.Г.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 мая 2018 года.

...

...

...

...

...

...

2-1175/2018 ~ М-961/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Раджова Замина Алиш кызы
Ответчики
УСЗН Администрации г. Ноябрьска
Другие
Виноградов А.В.
Департамент финансов ЯНАО
Суд
Ноябрьский городской суд
Судья
Русина Лариса Георгиевна
26.04.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2018[И] Передача материалов судье
03.05.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2018[И] Судебное заседание
28.05.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2018[И] Дело оформлено
27.11.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее