РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2015 г. Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Тиракьянц Т.И. при секретаре Разогреевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Безрукавого С.И. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> об обязании засчитать в стаж периоды нахождения на инвалидности и восстановить выплату пенсии
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что решением комиссии Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> ему была прекращена выплата пенсии. В своем решении № от ДД.ММ.ГГГГ комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в <адрес> не включила в стаж период нахождения истца на инвалидности и прекратила выплату пенсии по причине недостаточности страхового стажа – менее 25 лет.
Истец считает, что отказ ответчика в зачете в страховой стаж периода нахождения на инвалидности является неправомерным, поскольку, по мнению истца, положения п.1 ст.29 Закона № от ДД.ММ.ГГГГ. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусматривают назначение пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РСФСР» как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. А в силу п.а ст.92 Закона № от ДД.ММ.ГГГГ. «О государственных пенсиях в РФ» в общий трудовой стаж включаются наравне с работой периоды инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством или профессиональным заболеванием.
В связи с этим истец просил суд обязать ответчика включить период нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ. в общий трудовой стаж и восстановить выплату пенсии.
В судебное заседание истец явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика УПФР в <адрес> – Потапова Е.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения периода нахождения на инвалидности в стаж.
Заслушав объяснения истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Безрукавый С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ в УПФР в <адрес> получал досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.3 п.1 ст. 28 Закона №173-ФЗ, согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
При проведении ОПФР по РО тематической проверки пенсионных дел было выявлено необоснованное назначение пенсии Безрукавому С.И., поскольку его страховой стаж на момент назначения пенсии составлял 17 лет 3 мес. 21 день. Решением от ДД.ММ.ГГГГ. № выплата досрочной трудовой пенсии по старости истцу была прекращена с 01.03.2015г.
27.02.2015г. истец обратился в УПФР в <адрес> с заявлением о зачете в страховой стаж периода нахождения на инвалидности и возобновлении выплаты пенсии.
Решением комиссии УПФР в <адрес> по реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в возобновлении выплаты и зачете в страховой стаж периода нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая во включении спорного периода ответчик сослался на отсутствие периода нахождения на инвалидности в перечне иных периодов, содержащемся в ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а так же на то, что период нахождения на инвалидности может быть включен только в случае, если причиной инвалидности является увечье, связанное с производством, или профессиональное заболевание, а инвалидность истца является следствием заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на ЧАЭС.
Как установлено судом и следует из материалов дела и пояснений самого истца, с 19.05.1986г. по 10.07.1986г. истец был призван военным комиссариатом на сборы и принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС
Истцу установлена 2 группа инвалидности (с 2003г.- без переосвидетельствования), причина инвалидности "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военнослужащего, связано с аварией на ЧАЭС", 100% утрата трудоспособности.
Безрукавый С.И. является получателем пенсии по инвалидности (2 группа).
Вопросы пенсионного обеспечения граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются положениями ст. 29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В редакции данной статьи, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ г., предусматривалось, что инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется назначение пенсии по инвалидности как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Таким образом, причина инвалидности, наступившей вследствие чернобыльской катастрофы, фактически приравнивалась к трудовому увечью или профессиональному заболевания.
В новой редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ г., подобного указания не содержится. Указано, что инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется назначение пенсии по инвалидности по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ". Действие данной редакции распространено законом на все отношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ г.
Часть 2 статьи 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы приравнивает к инвалидам вследствие военной травмы и наделяет их правом на одновременное получение двух пенсий.
Так, согласно ч. 2 ст. 29 названного закона, граждане из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравнены в назначении пенсии к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.
В силу пп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, предоставлено право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности (предусмотренную пп. 1 п. 2 ст. 15 данного ФЗ) и трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, учитываемая в календарном порядке, в которую в том числе включается период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
В соответствии с Письмом Министерства труда и социального развития РФ N 1817-16 от ДД.ММ.ГГГГ г., инвалидность, наступившая вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в случаях, определенных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", может считаться инвалидностью вследствие трудового увечья, но не увечья, связанного с производством.
Судом с достоверностью установлено, что причиной инвалидности истца явилось заболевание не вследствие увечья, связанного с производством, а по другому основанию (военная травма).
Доводы искового заявления Безрукавого С.И. не могут быть признаны состоятельными по следующим основаниям.
При назначении истцу пенсии по старости Пенсионный фонд не включил в страховой стаж период нахождения на инвалидности, так как согласно представленным истцом справкам причиной его инвалидности является заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС, а не увечье, связанное с производством.
В соответствии с Разъяснением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", в качестве причин инвалидности предусмотрены: "профессиональное заболевание" (инвалидность наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний - п. 5), "трудовое увечье" (инвалидность наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве - п. 6), "военная травма" (инвалидность наступила вследствие увечья или заболевания, полученных при защите Родины, или при исполнении иных обязанностей военной службы - п. 7), "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" (устанавливается указанным в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1 бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - п. 12).
Основанием для определения причины инвалидности с формулировкой трудовое увечье является акт о несчастном случае на производстве, основанием для определения причины инвалидности с формулировкой профессиональное заболевание является акт о случае профессионального заболевания. Основанием для включения в стаж периодов инвалидности может быть выписка из акта освидетельствования во ВТЭК с причиной инвалидности "трудовое увечье", "профессиональное заболевание".
Инвалидность вследствие военной травмы предполагает, что увечье или заболевание, приведшее к инвалидности, получено при исполнении обязанностей военной службы.
Истец в иске ссылается на положения ст. 39 Федерального закона "О государственных пенсиях в РФ", в соответствии с которой инвалидность трудящегося, выполнявшего работу, указанную в ч. 1 ст. 89 Закона, считается наступившей вследствие трудового увечья, если несчастный случай, вызвавший повреждение здоровья, произошел при исполнении государственных обязанностей, а также задании советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции РФ, а также на ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", в соответствии с которой применяется порядок подтверждения трудового стажа, а также порядок увеличения заработка, который был установлен со дня вступления данного закона в силу.
Вместе с тем, ст. 30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" содержит указание о порядке подтверждения стажа, а не о включении в страховой стаж периодов, предусмотренных ранее действовавшим законодательством. Пункты 3, 4 ст. 30 названного закона содержат исчерпывающий список трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемой в общий трудовой стаж, и расширительному толкованию не подлежит.
Особый характер причин инвалидности у лиц, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, уже учтен законодателем, что выражено в п. 2 ст. 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Включение в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости периода нахождения на инвалидности в случае, когда лицо получает две пенсии как приравненное к инвалидам вследствие военной травмы, являлось бы чрезмерно широкой трактовкой положений Закона "О трудовых пенсиях в РФ" и не соответствовало бы положениям Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Кроме того, со дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" утратили силу Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы: пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости. Право на вторую пенсию возникло у истца в возрасте 55 лет, с 2013 г., то есть в рамках действующего законодательства, не предусматривающего включение в страховой стаж спорного периода.
Ссылка истца на Инструктивное письмо Минсобеса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 1-69 - "О порядке определения рабочим и служащим профессионального заболевания, вызванного событием на ЧАЭС и назначения им пенсии по Списку N 1", которым предусмотрено включение периодов инвалидности в общий стаж, не может быть признана обоснованной, так как в этом письме идет речь о случаях назначения пенсии рабочим и служащим при эксплуатации ЧАЭС, то есть работника производства, на котором произошел несчастный случай.
Из причины инвалидности вытекают определенные права на пенсионное обеспечение, и если в рассматриваемом случае причиной инвалидности является не военная травма, а трудовое увечье, правовые основания для назначения второй пенсии отсутствуют.
Пенсионным законодательством предусмотрено возмещение утраты трудоспособности гражданам, получившим увечье, связанное с производством, или профессиональное заболевание, в виде включения в страховой стаж периода инвалидности, при этом вторая пенсия указанной категории лиц не выплачивается. Для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, предусмотрено пенсионное обеспечение в виде выплаты двух пенсий. Тем самым законодатель предусмотрел для каждой категории лиц определенные механизмы возмещения утраченной трудоспособности.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ <░░░░░> ░\░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ № ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 01.07.2015░.
░░░░░