Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-278/2011 (2-2094/2010;) ~ М-2019/2010 от 18.11.2010

                                   Дело № 2-278/2011

               

                                                           

                                                                 РЕШЕНИЕ

                                         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    

05 сентября 2011 года                             п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Ежелевой Е.А., при секретаре Баженовой В.И., с участием представителя истца Евсиной В.К., представителя ответчика - администрации Емельяновского района Ососковой Ю.А., представителя третьего лица - Михайловского сельсовета Лузгина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назаровой Анастасии Анатольевны к Администрации Емельяновского района о признании права на получение жилого помещения по программе «Переселение Михайловского сельсовета» и обязании администрации Емельяновского района выделить жилое помещение в <адрес>,             

                                                     УСТАНОВИЛ:

Назарова А.А. обратилась в суд с иском к Администрации Емельяновского района, в котором просит обязать администрацию Емельяновского района выделить ей жилое помещение в <адрес> или в <адрес>.

В обоснование иска указано, что Назарова А.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ее мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - лишен родительских прав; с 04 июня 2002 года она находилась под опекой Андреевой Т.Н.; раннее с родителями Назарова А.А. проживала по адресу: <адрес>; данное жилое помещение закреплено за ней на основании постановления главы района от 04 июня 2002 года № 506; решением Емельяновского районного Совета депутатов от 10 декабря 2003 года № 21-206 Р «О помощи гражданам, переселяющимся из д. Михайловка в другие населенные пункты Емельяновского района» утверждена была программа «Переселение Михайловского сельсовета»; в соответствии с указанной программой Назарова А.А. была поставлена на учет на получение жилья; однако до настоящего времени Назарова А.А. жильем не обеспечена.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истец дополнила иск требованием о признании за ней права на получение жилого помещения по программе «Переселение Михайловского сельсовета».

В судебном заседании представитель истца Евсина В.К. исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика Ососкова Ю.А. иск не признала, поддержала возражения, изложенные в письменной форме, из которых следует, что Администрация Емельяновского района не согласна с иском Назаровой, так как считает, что Назарова, относящаяся к категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, имеет право получить жилье не в рамках программы «Переселение Михайловского сельсовета», а в порядке, предусмотренном ФЗ от 12 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000 N 12-961, Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения». Названными актами устанавливаются условия, выполнение которых, по мнению ответчика, предшествует возникновению у органов местного самоуправления обязанности по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. В соответствии с Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 органы местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

Что касается самой программы, то в связи с отсутствием финансирования и отсутствием в распоряжении администрации Емельяновского района жилого фонда 3 февраля 2010 года Емельяновским районным Советом депутатов было принято решение «О признании утратившим силу решения районного Совета депутатов от 27 декабря 2006 года № 28-166р «Об утверждении районной целевой социально-инвестиционной программы «Оказание помощи гражданам, переселяющимся из Михайловского сельсовета с последующими изменениями и дополнениями» № 78-387р. В последующем 19 мая 2010 года было принято решение районного Совета депутатов «О работе и.о. заместителя главы администрации района по вопросам безопасности по переселению граждан, проживающих на территории Михайловского сельсовета» № 4-20 р, в соответствии с которым администрации района рекомендовано продолжить работу по переселению граждан, проживающих в настоящее время на территории Михайловского сельсовета. В данном решении указан список жителей, проживающих в настоящее время на территории Михайловского сельсовета.

Дополнительно представитель ответчика пояснила, что, поскольку Назарова в этом списке не указана, у Администрации отсутствуют основания для предоставления ей жилого помещения.

Представитель третьего лица - Михайловского сельсовета Лузгин А.В. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражал, ссылаясь на то, что Назарова не была включена в вышеуказанный список, поскольку являясь несовершеннолетней, была передана под опеку и проживала в семье опекуна, хотя ранее она действительно вместе с родителями проживала в д. Михайловка, поэтому ее право на получение жилья по программе «Переселение Михайловского сельсовета» Михайловский сельсовет не оспаривает.

Третьи лица - Управление образования администрации Емельяновского района, Министерство образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явились, хотя были извещены о нем надлежащим образом, о причине неявки не сообщили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении третьих лиц, последние об отложении рассмотрения дела не просили, сведения о причинах неявки не представили, суд нашел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ к такой категории относятся граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

По делу установлено, что Назарова А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>; там же зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12, 13).

ДД.ММ.ГГГГ мать Назаровой - Назарова Е.В. умерла (л.д. 12).

Решением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отец Назаровой А.А. лишен родительских прав (л.д. 47).

Постановлением администрации Емельяновского района от 04 июня 2002 года опекуном Назаровой А.А. назначена Андреева Т.Н.; за Назаровой А.А. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 35).

Согласно справке о семейном положении Назарова А.А. проживала в семье опекуна Андреевой Т.Н. по адресу: <адрес>

Решением Емельяновского районного суда от 05 февраля 2010 года Андреева Т.Н. со всеми членами семьи, включая Назарову А.А., была выселена из вышеуказанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения (л.д. 26-31).

Согласно сообщению УФРС от 01 июня 2009 года за Назаровой А.А. какое-либо недвижимое имущество на праве собственности не зарегистрировано (л.д. 32).

10 декабря 2003 года Емельяновский районный совет депутатов Красноярского края принял решение № 21-206 р «О помощи гражданам, переселяющимся из Михайловского сельсовета в другие населенные пункты Емельяновского района и утверждении районной целевой социально-инвестиционной программы «Переселение Михайловского сельсовета».

Согласно п. 1 раздела 1 указанного решения имеющими право на получение муниципальной помощи в соответствии с программой являются пенсионеры, инвалиды 1-й и 2-й группы, а также иные лица, проживающие и прописанные в районе отселения не менее 3 лет, предшествующих принятию программы.

Согласно разделу 2 указанного решения учет участников программы осуществляется администрацией Емельяновского района совместно с органами местного самоуправления района отселения (администрацией Михайловского сельсовета). Администрация Емельяновского района ведет единые списки участников программы.

Принятие на учет участников программы производится по решению администрации Емельяновского района на основании личного заявления данных лиц.

Заявление подается заявителем в администрацию Михайловского сельсовета вместе с документами, обосновывающими право заявителя на получение муниципальной помощи при переселении и др.

Администрация Михайловского сельсовета осуществляет проверку представленных заявителем документов и в случае отсутствия препятствий к получению муниципальной помощи направляет данные документы в администрацию района для постановки на учет.

Администрация района, рассмотрев документы заявителя, в течение 10 дней должна принять решение о постановке заявителя на учет участников программы либо вынести мотивированное решение об отказе в постановке на учет, которое может быть обжаловано в суд (л.д. 83-86).

Решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 27 декабря 2006 года № 28-166р утверждена районная целевая социально-инвестиционная программа «Оказание помощи гражданам, переселяющимся из Михайловского сельсовета» (л.д. 81-82).

Решением Емельяновского районного Совета депутатов от 03 февраля 2010 года № 78-387р признано утратившим силу решение районного Совета депутатов от 27 декабря 2006 года № 28-166 р «Об утверждении районной целевой социально-инвестиционной программы «Оказание помощи гражданам, переселяющимся из Михайловского сельсовета» и рекомендовано администрации района продолжить работу по оказанию помощи по переселению граждан, проживающих на территории Михайловского сельсовета (л.д. 76).

Решением Емельяновского районного Совета депутатов от 19 мая 2010 года № 4-20 р вновь рекомендовано администрации района продолжить работу по переселению граждан, проживающих в настоящее время на территории Михайловского сельсовета (л.д. 74).

Согласно списку, утвержденному заместителем председателя районного Совета депутатов, и.о. Заместителя Главы администрации района по безопасности, Главой Михайловского сельсовета, на территории Михайловского сельсовета проживают 15 человек.

Из объяснений главы Михайловского сельсовета Лузгина А.В. следует, что именно тем гражданам, которые указаны в списке и проживают на территории Михайловского сельсовета, будут предоставлены в первую очередь жилые помещения.

В то же время глава Михайловского сельсовета не отрицал тот факт, что несовершеннолетняя Назарова имела право на получение жилья по программе «Переселение Михайловского сельсовета», однако, поскольку она была передана под опеку Андреевой и выехала из <адрес> она не была включена в список лиц, имеющих право на получение жилья по указанной программе.

Не оспаривалось право Назаровой на получение жилья по программе «Переселение Михайловского сельсовета», начиная с 2007 года и Администрацией Емельяновского района, о чем свидетельствует длительная переписка между последней и опекуном Назаровой - Андреевой.

В частности, в письме от 24 сентября 2009 года Андреевой сообщалось об отсутствии свободного жилья и разъяснялось о том, что при появлении возможности предоставления квартиры Назаровой А.А. Андреева будет поставлена в известность (л.д. 10).

В письме от 18 июня 2009 года Андреевой сообщалось о необходимости представления в Отдел по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района справки о зарегистрированных правах Назаровой А.А. (л.д. 18).

В письме от 06 августа 2007 года Андреевой разъяснялось о необходимости обратиться в Михайловский сельсовет с заявлением, к которому приложить документы, обосновывающие право Назаровой на получение муниципальной помощи (л.д. 23).

И только в письме от 27 апреля 2010 года Андреевой Т.Н. было сообщено о том, что весь жилой фонд администрацией района передан в распоряжение сельсоветов, что программа «Переселение из д. Михайловка» отменена и что по этим причинам выделить жилую площадь Андреевой не представляется возможным (л.д. 37).

В судебном заседании представитель Назаровой А.А. - Евсина В.К. пояснила, что жильем Назарова на день рассмотрения дела в суде не обеспечена.

Согласно заключению межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Емельяновского района от 14 июня 2011 года жилое помещение, закрепленное за несовершеннолетней Назаровой А.А., и расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для постоянного проживания (л.д. 167-168).

Распоряжением Администрации Емельяновского района от 14 июня 2011 года № 363 р вышеуказанное жилое помещение признано непригодным (л.д. 169).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Назарова А.А. имеет право на получение жилого помещения по программе «Переселение Михайловского сельсовета», а также в порядке, предусмотренном ст. 87 ЖК РФ.

Доводы представителя ответчика Ососковой Ю.А. о том, что Администрация не может предоставить Назаровой жилое помещение, так как в распоряжении администрации отсутствует жилой фонд и что помощь продолжает оказываться только тем лицам, которые в настоящее время проживают в <адрес>, а Назарова таким лицом не является, суд оставляет без внимания, так как эти обстоятельства не имеют юридического значения для дела, поскольку, как указывалось выше, в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, а в силу ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Таким образом, статья 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

В силу ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Статья 86 ЖК РФ в свою очередь не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость наличия или отсутствия у органа местного самоуправления жилого фонда.

Как установлено судом решение о закреплении жилого помещения, признанного в настоящее время непригодным для проживания, принимала Администрация Емельяновского района в 2002 году.

Пункт 9 ч 1 ст. 14 ЖК РФ предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам нормам.

Следовательно, именно Администрация Емельяновского района обязана была следить за сохранностью вышеуказанного жилого помещения.

В соответствии со ст. 66 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законом.

Согласно ст. 60 ЖК РФ наймодателем жилого помещения является собственник жилого помещения либо управомоченное им лицо.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение, в котором проживала Назарова, органом местного самоуправления признано непригодным для проживания. В собственность Михайловского сельсовета указанное жилое помещение не передавалось. Следовательно, наймодателем данного жилого помещения по-прежнему остается Администрация Емельяновского района.

Таким образом, ответчик должен исполнить свои обязательства по обеспечению жилым помещением истца, независимо от каких-либо условий, и Назарова А.А. должна быть обеспечена жильем вне очереди.

Доводы представителя ответчика Осоковой Ю.А. о том, что Назарова должна быть обеспечена жильем в порядке, предусмотренном для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, суд находит несостоятельными, поскольку согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Способы защиты гражданских прав предусмотрены в статье 12 ГК РФ. Выбор способа защиты права принадлежит истцу.

Решая вопрос о площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено Назаровой, суд исходит из следующего.

Статьей 89 ЖК РФ установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 85 - 88 настоящего кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

По смыслу данной статьи предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Из материалов дела следует, что Назарова проживала в жилом доме, общей площадью 56.9 кв.м., в том числе жилой - 41.9 кв.м., что подтверждается техническим паспортом (л.д. 184-189).

Распоряжением Администрации Емельяновского района от 14 июня 2011 года № 363 р вышеуказанное жилое помещение признано непригодным.

Таким образом, согласно вышеприведенных норм права администрация Емельяновского района обязана предоставить истице жилое помещение не менее 56.9 кв.м..

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

           РЕШИЛ:

Иск Назаровой Анастасии Анатольевны к Администрации Емельяновского района о признании права на получение жилого помещения по программе «Переселение Михайловского сельсовета» и обязании администрации Емельяновского района выделить жилое помещение в <адрес> удовлетворить.

Признать за Назаровой Анастасией Анатольевной право на получение жилого помещения по программе «Переселение Михайловского сельсовета».

Обязать Администрацию Емельяновского района Красноярского края обеспечить Назарову Анастасию Анатольевну вне очереди по договору социального найма на территории <адрес> жилым помещением общей площадью не менее 56.9 кв.м. и соответствующее степени благоустройства указанного населенного пункта.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

2-278/2011 (2-2094/2010;) ~ М-2019/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Назарова Анастасия Анатольевна
Ответчики
Администрация Емельяновского района
Другие
Администрация Михайловского сельсовета
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Ежелева Елена Анатольевна
Дело на странице суда
emel--krk.sudrf.ru
18.11.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2010Передача материалов судье
23.11.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2010Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.12.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2010Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.02.2011Предварительное судебное заседание
10.03.2011Предварительное судебное заседание
31.03.2011Предварительное судебное заседание
25.04.2011Предварительное судебное заседание
24.05.2011Предварительное судебное заседание
23.06.2011Предварительное судебное заседание
05.09.2011Предварительное судебное заседание
05.09.2011Судебное заседание
28.09.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее