Дело № 5(1)-52/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления
оглашена 24 сентября 2015 года
постановление в полной форме
составлено 00.00.00 <адрес>
Судья Сакмарского районного суда Оренбургской области Никитина О.К.,
при секретаре Мятович А.С.,
с участием представителей закрытого акционерного общества «Уральский бройлер» – Мальцевой О.А., Костиной И.В., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении закрытого акционерного общества «Уральский бройлер», расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на учет в налоговом органе 00.00.00.
УСТАНОВИЛ:
В ходе административного расследования, проведенного должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>, выявлено, что на территории Татаро-Каргалинского сельсовета <адрес> на промплощадке ЗАО «Уральский Бройлер» в период с 00.00.00 по 00.00.00 ЗАО «Уральский бройлер», являясь юридическим лицом, осуществляющим деятельность по обезвреживанию отходов содержания животных и птиц ( подстилка загрязненная пометом), а так же отходов из жироотделителей, содержащих животные жировые продукты и отходов органического природного происхождения (животного и растительного), с последующим их использованием в части применения для производства продукции, и обязанным соблюдать законодательство РФ в сфере охраны окружающей среды, осуществляло свою деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства РФ, а именно:
- нарушение ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накоплены и размещены отходы производства и потребления в отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В судебное заседание представитель Управления Росприроднадзора – не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители ЗАО «Уральский бройлер» Мальцева О.А. действующая по доверенности от 00.00.00 и Костина И.В. действующая на основании доверенности от 00.00.00 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ не признали, по обстоятельствам указанным в отзыве.
Согласно отзыва ЗАО «Уральский бройлер» считают не обоснованным его привлечение к административной ответственности по следующим основаниям:
00.00.00г, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> (далее по тексту - Росприродназор) вынес Определение № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в связи с получением обращений жителей <адрес> о запахе горелых перьев и птичьего помета со стороны ЗАО «Уральский бройлер». В соответствии с п. 1.2. Ветеринарно-санитарных правил, утвержденных Главным государственным инспектором Российской Федерации от 04.12,1995г. №, горелые перья и птичий помет относятся к категории биологических отходов. Согласно ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения №52-ФЗ от 30.03.1999г., Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. № «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», контроль за биологическими отходами осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Центральный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> 08.04.2015г. осуществил проверку ЗАО «Уральский бройлер» на факт распространения запаха куриного помета и горелого куриного пера, нарушений не выявлено, согласно акта проверки № от 00.00.00. Считают, что проверка вышеуказанных обращений граждан должна быть проведена Роспотребнадзором, а не Росприроднадзором.
Согласно п.5 ст. 28.7 КоАП РФ, срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен на срок не более одного месяца.
00.00.00г. Росприроднадзор вынес Определение № о продлении срока проведения административного расследования в связи с необходимостью дополнительного изучения представленных ЗАО «Уральский бройлер» материалов, а также необходимостью отбора проб отходов и атмосферного воздуха, до 00.00.00.
Между тем, в течение данного срока дополнительные сведения у Общества не запрашивались, аккредитованные лаборатории для отбора проб отходов и атмосферного воздуха не привлекались.
00.00.00 инспектором Росприроднадзора - ФИО18. был проведен визуальный осмотр территории Общества без использования аккредитованных лабораторий, ольфактометра, в том числе пометохранилища. По окончании осмотра был составлен Протокол №, подтверждающий отсутствие нарушений в плане запаха.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Однако, Протокол об административном правонарушении Росприроднадзором № был составлен 00.00.00г., т.е., с нарушением срока проведения административного расследования.
Кроме того, ЗАО «Уральский бройлер» не было уведомлено о составлении вышеуказанного Протокола.
В связи с этим, ЗАО «Уральский бройлер» был лишен возможности воспользоваться своими правами при производстве по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 28.7 КоАП РФ, административное расследование, как отмечено Росприроднадзором, было назначено с целью истребования и анализа сведений, получения объяснений свидетелей и виновных лиц, сбор иных доказательств, необходимых для проверки указанных в обращении граждан фактов.
Росприроднадзор в Определении № от 00.00.00. указывает, что в ходе ранее проводимых проверок, а также при изучении проектных документов установлено, что источником запаха горелых перьев и птичьего помета ЗАО «Уральский бройлер» является объект размещения отходов – пометохранилище. Роспотребнадзор утверждает, что данные факты имеют признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами».
Таким образом, юридическая квалификация деяния дана при вынесении определения, а нарушения зафиксированы до вынесения определения. Кроме того, истребование и получение у ЗАО «Уральский бройлер» документов не может расцениваться как административное расследование. Экспертизы по делу не проводились, потерпевшие и свидетели не устанавливались, допрос лиц, проживающих в другой местности не велся.
При таких обстоятельствах фактически административное расследование не проводилось.
Вышеуказанный факт, согласно п. 2 ст. 61 ГПК РФ, имеет преюдициальное значение, так как установлен Определением Судьи Ленинского районного суда <адрес> от 00.00.00.
Таким образом, согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. №, нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Утверждение Росприроднадзора, что источником запаха горелых перьев и птичьего помета является пометохранилище ЗАО «Уральский бройлер» необоснованно и не доказано. Кроме того, Росприроднадзору был представлен Протокол лабораторных исследований № от 00.00.00 по исследованиям атмосферного воздуха непосредственно над пометохранилищем на четырем показателям: дигидросульфид, азота диоксид, аммиак, взвешенный вещества. Испытательная лаборатория центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», проводившая данное расследование, нарушений не обнаружила.
В Определении о возбуждении дела об административном расследовании от 00.00.00, в перечне основных статей, по которым осуществлялась проверка Росприроднадзора обозначена ч. 1 ст. 12 ФЗ от 00.00.00 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Между тем, Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. №458-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» данный пункт был отменен с 00.00.00.
На данный момент в ЗАО «Уральский бройлер» отсутствует разработанный и согласованный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (в дальнейшем- ПНООЛР).
В связи с этим, согласно действующему природоохранительному законодательству, Общество осуществляло плату за негативное воздействие на окружающую среду в части отходов производства и потребления в пятикратном размере в сроки, установленные Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 00.00.00 N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Кроме того, ЗАО «Уральский бройлер» 00.00.00г. заключило договор на разработку ПНООЛР с ООО « ЭкоПромПроект». Разработка ПНООЛР должна быть завершена до 00.00.00.
На основании вышеизложенного, считают привлечение ЗАО «Уральский бройлер» к административной ответственности по факту совершения правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами» незаконным и необоснованным.
Суд, заслушав представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В соответствии с п.5.3, п.5.4, п.5.5 ГОСТа 30772-2001, норматив образования отходов - экономический или технический показатель, значение которого ограничивает количество отходов конкретного вида, образующихся в определенном месте при указываемых условиях в течение установленного интервала времени. Норматив размещения отходов - количественные и качественные ограничения по размещению отходов с учетом их воздействия на окружающую среду. К таким ограничениям относится лимит размещения отходов - предельное количество отходов конкретного вида, разрешенное уполномоченными органами для размещения определенным способом в определенном месте (территория, емкость и т.п.) на установленный срок физическому и/или юридическому лицу.
Порядок определения лимитов на размещение отходов на основании отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке предусмотрен абзацем 3 пункта 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 00.00.00 №.
Согласно ст. 19 ч.1-3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует материалов дела в Управление Росприроднадзора по <адрес> поступали неоднократные обращения неопределенного круга граждан с жалобами на запах помета.
Управлением Росприроднадзора по <адрес> вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 00.00.00 (л.д.27-29), определением от 00.00.00 продлен срок проведения административного расследования до 00.00.00 (л.д.23-24)
В ходе административного расследования было установлено, что ЗАО «Уральский бройлер» являются юридическим лицом, осуществляющим деятельность по производству мяса птицы и его реализации.
Основными видами деятельности ЗАО «Уральский бройлер» являются деятельность по производству мяса птицы и его реализации.
Промплощадка ЗАО «Уральский бройлер» находится по адресу <адрес>. Земельный участок под размещение птицефабрики, площадью 123,64 га, из земель к сельскохозяйственного назначения, предоставлен в аренду ЗАО «Уральский бройлер» администрацией <адрес>, на основании договора от 00.00.00 №. Срок действия договора - до 00.00.00.
На 00.00.00 общее количество работников на предприятии составляет 1129 человек.
На промплощадке расположены корпуса для содержания птицы - 55 ед. Среднегодовое количество птицы в корпусах - 46 000 голов, содержание птицы в птичниках напольное, в качестве подстилки используются опилки, древесная стружка, доброкачественная, измельченная до 5 см солома. Толщина подстилки составляет 5 см летом и 8 см зимой, при равномерном распределении ее по всей пощади пола и влажности до 20-25%. Корпуса оснащены автоматической системой загрузки и подачи корма, а также питьевой воды. Удаление подстилки загрязненной пометом и ее транспортировка за пределы корпусов содержания птицы осуществляется механическим способом.
ЗАО «Уральский бройлер» осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов содержания животных и птиц (подстилка загрязненная птичьим пометом).
Указанный вид деятельности осуществляется на пометохранилище, расположенном на северо-востоке от промышленной площадки ЗАО «Уральский бройлер». Земельный участок под размещение пометохранилища, из земель сельскохозяйственного назначения, предоставлен в аренду ЗАО «Уральский Бройлер» администрацией Сакмарского района <адрес>, на основании договора от 00.00.00 №. Срок действия договора - до 00.00.00.
Пометохранилище построено на основании проекта разработанного
Оренбургским филиалом Г.П.И. «ЮЖУРАЛГИПРОСЕЛЬХОЗСТРОЙ» и введено в эксплуатацию в 1980 году.
Согласно Генплану пометохранилища, оно состоит из 12 ячеек со стенами из сборного железобетона, площадь одной ячейки 96x10,05 м, емкость
пометохранилища составляет 1500 т.
При визуальном осмотре пометохранилища Протоколом от 00.00.00 № установлено следующее: 5 ячеек пометохранилища заполнены
полностью, 3 ячейки заполнены частично, оставшиеся 4 ячейки пустые.
пометохранилище имеет обваловку, подъездные пути.
ЗАО «Уральский бройлер» имеет лицензию от 00.00.00 № (56)00049 на
осуществление деятельности, обезвреживанию отходов 4 класса опасности.
Согласно указанной лицензии разрешено использование и обезвреживание
следующих отходов 4 класса опасности:
- отходы из жироотделителей, содержащие животные жировые продукты;
- отходы органического природного происхождения;
- отходы содержания животных и птиц (подстилка загрязненная птичьим
пометом).
ЗАО «Уральский бройлер» разработан и утвержден 00.00.00 Регламент
накопления, компостирования, транспортировки куриного помета, который
определяет порядок транспортировки помета на пометохранилище, технологию
компостирования помета, технические условия площадки и др.
Согласно п. 3 (этап МЗ) указанного регламента биотермическое обеззараживание помета осуществляется в соответствии с НТП 17-99 «Нормы технологического проектирования систем удаления и подготовки к использованию помета».
В соответствии с п. 13.14. НТП 17-99 «Нормы технологического проектирования путем удаления и подготовки к использованию помета», при пассивном (традиционном) способе технологический процесс компостирования должен осуществляться в естественных условиях в буртах на площадках буртования.
Технологический процесс компостирования предусматривает формирование буртов, выдерживание смеси в буртах, ее аэрацию и хранение готового компоста. Для биометрического обеззараживания помета на площадку буртования укладывают солому или обеззараженный навоз слоем 30-40 см. На влагопоглощающие материалы (солому) необходимо рыхло укладывать помет, влажностью до 80%, в штабеля высотой до 3 метров, шириной до 5 метров, произвольной длины. Бурты необходимо укладывать торфом, соломой или навозом слоем 15-20 см. Продолжительность компостирования помета составляет в естественных условиях 3 месяца при положительной температуре окружающего воздуха. В зимнее время, при температуре окружающей среды ниже 0°С, компостную смесь рекомендуется укладывать в один сплошной штабель высотой 1,5-2 метра.
И ходе натурного осмотра установлено, что компостирование ЗАО «Уральский Бройлер» осуществляется традиционным способом, в естественных условиях, а именно. Подстилка, загрязненная птичьим пометом, размещается в ячейках пометохранилища, размеры которых соответствуют размерам буртов
установленным НТП 17-99 «Нормы технологического проектирования систем удаления и подготовки к использованию помета». В качестве влагопоглощающего материала используется солома.
Объем полученного компоста составляет 20% от заложенного объема свежей пометосодержащей подстилки и теряет 10 % массы.
Перепревшую подстилку загрязненную птичьим пометом (компост), ЗАО «Уральский бройлер» передает с/х предприятиям, осуществляющим свою деятельность в близлежащих районах и использующим компост в качестве органического удобрения, для улучшения почвенного плодородия и как следствие повышения уровня и устойчивости урожая сельскохозяйственных культур.
Согласно ГОСТ Р 53042-2008 «Удобрения органические. Термины и определения» утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 00.00.00 №-ст «Об утверждении национального стандарта» экскременты птиц с подстилкой или без нее относятся к органическим удобрениям на основе отходов животноводства.
Передачу перепревшей подстилки, ЗАО «Уральский бройлер» осуществляет на основании рекомендаций Федерального государственного учреждения государственного центра агрохимической службы «Оренбургский» Министерства сельского хозяйства РФ.
Согласно приказу от 00.00.00 №-од «О назначении ответственных лиц по работе с отходами производства и потребления» ответственными лицами за использование, обезвреживание и размещение отходов IV класса опасности назначены:
- заместитель генерального директора по общим вопросам - ФИО13 (свидетельство №);
- директор по переработке — ФИО14 (свидетельство №);
- начальник АТЦ - ФИО19. (свидетельство №);
- начальник АХО - ФИО15 (свидетельство №).
Длительность по использованию отходов из жироотделителей, содержащих животные жировые продукты и отходов органического природного происхождения (животного и растительного), ЗАО «Уральский бройлер», осуществляет на основании утвержденного 00.00.00 «Технологического процесса переработки цыплят-бройлеров в цехе переработки и упаковки», следующим образом.
В цехе убоя и переработки птицы установлены 7 ед. горизонтальных вакуумных котлов типа КВМ 4.6 А (котлы ЛАПС), которые применяются для обезвреживания выше указанных отходов и последующего их использования для производства мясокостной муки. Вместимость корпуса каждого из котлов составляет 5,4 м3, вместимость рубашки 0,74 м3.
Указанные котлы введены в действие в составе убойного цеха в 1980 году.
В цехе убоя и переработки ЗАО «Уральский бройлер» установлены локальные вооружения механической очистки - жироловки для очистки сточных вод, образующихся в процессе убоя и переработки птицы, в которых, в ходе очистки, образуются отходы из жироотделителей, содержащие животные жировые продукты.
Образованные отходы из жироотделителей, содержащие животные жировые продукты механическим способом направляются в котлы ЛАПС, туда же поступают отходы органического природного происхождения (животного и растительного):цыплята с инкубатора - брак, яйцо - насечка;
падеж птицы с промышленной зоны;
кровь, фибрин, форменные элементы крови коагулированные, пух, перо, головы, ноги, кишки, образуемые в цехе убоя и переработки птицы в результате помологического процесса обработки птицы, включающего, следующие операции: первичная обработка птицы (навешивание на конвейер, оглушение, убой, обескровливание, шпарка, сброс тушек с конвейера); потрошение тушек (навешивание на конвейер, отделение головы, продольный разрез кожи шеи, отделение зоба, пищевода, трахеи, продольный разрез брюшной полости, извлечение внутренних органов).
Процесс поступления отходов в котлы ЛАПС осуществляется следующим образом. Из цеха переработки отходы перекачиваются насосом в сепаратор, где отделяется вода, кровь от остальных отходов (пух, перо, головы, ноги, кишки и др). Далее отходы попадают в накопительные баки, откуда они передуваются сжатым воздухом по трубам в котел ЛАПС.
С инкубатора - брак, яйцо - насечку привозят на машине в специальных контейнерах (4-5 шт. в зависимости от заселения) согласно графику выводов цыплят.
Падеж птицы с промышленной зоны доставляется на тракторе с тележкой, в которой находится 4 контейнера.
Привезенные с промзоны и инкубатора отходы с тележки, машины поднимают электроталью и через крышу засыпают в котел ЛАПС.
Процесс переработки отходов в мясокостную муку в котлах ЛАПС, согласно - помологическому регламенту, состоит из следующих операций:
технический осмотр;
загрузка сырья и подогрев котла;
разварка сырья;
сушка шквары;
введение антиокислителей;
выгрузка шквары (мясокостной муки).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» использование отходов это - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Конечным продуктом переработки отходов в котлах ЛАПС является мясокостная мука.
ЗАО «Уральский бройлер» организованы исследования мясокостной муки, по итогам которых получен сертификат соответствия №. Согласно -угнанному сертификату производимая ЗАО «Уральский бройлер» мясокостная мука соответствует необходимым требованиям нормативных документов. Кроме того мясокостная мука зарегистрирована в «Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП)», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 00.00.00 №, за № т.е. является продукцией.
Полученная мясокостная мука при помощи транспортера с котлов выгружается в телегу трактора и направляется на склад, где фасуется в мешки. Учитывая вышеизложенное, ЗАО «Уральский бройлер» обезвреживает отходы из жироотделителей, содержащих животные жировые продукты и отходов органического природного происхождения (животного и растительного), с последующим их использованием в части применения для производства продукции.
Согласно представленной ЗАО «Уральский бройлер» справке, за подписью гласного бухгалтера предприятия - ФИО16, в ... году было произведено 3593 тыс. тонн мясокостной муки; с января по май ... года произведено 1515 тыс. тон.
Для ЗАО «Уральский бройлер» нормативы образования и лимита на размещение отходов не установлены.
Согласно представленной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2014 года на предприятии образуются следующие виды отходов:
- лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО - 47110101521) - 0,235 т.;
- аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом (920111532) -0,445 т.;
- отходы минеральных масел моторных (40612001313) - 0,300 т.;
- отходы минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены (40611001313)-0,035 т.;
- отходы минеральных масел индустриальных (40643001313) - 0,150 т.;
- отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены (40614001313) -0,020 т.;
- отходы минеральных масел трансмиссионных (40615001313) — 0,030 т.;
- отходы минеральных масел компрессорных (40616001313) - 0,800 т.;
- отходы синтетических и полусинтетических масел моторных (41310001313) 0,165 т.;
- помет куриный перепревший (11271102294) - 114000 т.;
- пыль древесная от шлифовки натуральной чистой древесины (30531101424) – 0,7 т.;
- спецодежда из хлопчатобумажного и смешанных волокон, утратившая грабительские свойства, незагрязненная (40211001624) - 1,3 т.;
- обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства (40310100524) - 0,3 т.;
- картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные (48120302524) - 0,1 т.;
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (73310001724) -29,4 т.;
- смет с территории предприятия малоопасный (73339001714) - 29,9 т.;
- мусор от сноса и разборки зданий несортированный (81290101724) - 0,3 т.;
- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) (91920402604) - 0,1 т.;
- опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) (91920502394) — 0,1 т.;
- покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (92113002504)-0,3 т.
Факт образования указанных отходов подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду ЗАО «Уральский бройлер» за 2014 год, а так же данными первичного учета образования отходов за 2014 год.
В ходе расследования установлено, что ЗАО «Уральский бройлер», являясь юридическим лицом (ИНН 5604009492, КПП 561350001, ОГРН 1035601951241), обязанным соблюдать законодательство РФ в сфере охраны окружающей среды, осуществляло свою деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства РФ, а именно:
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 00.00.00 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от 00.00.00 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В соответствии с п.5.3, п.5.4, п.5.5 ГОСТа 30772-2001, норматив образования отходов - экономический или технический показатель, значение которого ограничивает количество отходов конкретного вида, образующихся в определенном месте при указываемых условиях в течение установленного интервала времени. Норматив размещения отходов - количественные и качественные ограничения по размещению отходов с учетом их воздействия на окружающую среду. К таким ограничениям относится лимит размещения отходов - предельное количество отходов конкретного вида, разрешенное уполномоченными органами для размещения определенным способом в определенном месте (территория, емкость и т.п.) на установленный срок физическому и/или юридическому лицу.
Порядок определения лимитов на размещение отходов на основании отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке предусмотрен абзацем 3 пункта 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 00.00.00 №.
В 00.00.00 году в связи с реорганизационными мероприятиями птицефабрика ЗАО «Оренбургский бройлер», располагающаяся по адресу: <адрес> вошла в состав ЗАО «Уральский бройлер». В связи с указанными мероприятиями, для ЗАО «Уральский бройлер» утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение стали недействительными. ЗАО «Уральский бройлер» письмом от 00.00.00 № обратилось в Управление Росприроднадзора по <адрес> с просьбой о сохранении установленных для ЗАО «Оренбургский бройлер» нормативов образования отходов и лимитов на их размещение после присоединения к ЗАО «Уральский бройлер». Управление письмом от 00.00.00 № в сохранении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отказало на основании п. 14 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 00.00.00 №.
На момент проведения административного расследования на предприятии проведена инвентаризация отходов производства и потребления. ЗАО «Уральский бройлер» заключило договор от 00.00.00 №-П с ООО «...» на разработку Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Согласно указанному договору, срок разработки проекта образования отходов и лимита на их размещение составляет 70 рабочих дней с момента оплаты услуги.
Факт образования отходов ЗАО «Уральский бройлер» в ... году подтверждается представленными расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3-4 кварталы ... года и 1 квартал ... года.
Согласно представленным ЗАО «Уральский бройлер» расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду в 3 квартале 2014 года образовались и размещены следующие виды отходов:
- отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территории) - 0,7555 т.;
- мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - 0,5630 т.;
- обувь кожаная, потерявшая потребительские свойства - 0,0415 т.;
- текстиль загрязненный (изношенная одежда, загрязненная производственной пылью) - 0,2207 т.;
- отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты (отходы офисной техники) - 0,0193 т.;
- лом и отходы черных металлов с примесями или загрязненные опасными веществами (тара из-под ЛКM) - 0,0600 т.;
- пыль древесная от шлифовки натуральной чистой древесины - 0,1451 т.;
- мусор строительный от разборки зданий - 0,0541т.
В 4 квартале 2014 года образовались следующие виды отходов:
- отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территории) - 1,5110 т.;
- мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - 1,1260 т.;
- обувь кожаная, потерявшая потребительские свойства - 0,0829 т.;
- спецодежда из хлопчатобумажного и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства - 0,4415 т.;
- картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные - 0,0387 т.;
- тара из черных металлов загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) - 0,1199 т.;
- пыль древесная от шлифовки натуральной чистой древесины - 0,2901 т.;
- мусор от сноса и разборки зданий - 0,1083 т.
В 1 квартале 2015 года образовались и размещены следующие виды отходов:
- мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - 2,78 т.;
- отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами - 0,1137 т.
Факт образования указанных отходов подтверждается представленными данными циничного учета образования отходов ЗАО «Уральский бройлер» в 2014 году, а так же представленной статистической отчетностью по форме 2-ТП (отходы) за 2014 год.
Таким образом, в результате хозяйственной деятельности ЗАО «Уральский бройлер» образовались и размещены отходы производства и потребления в отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Нарушены: ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
И действиях ЗАО «Уральский бройлер» усматриваются признаки состава административного правонарушения - несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
00.00.00 по данному факту был составлен протокол об административном правонарушении № по ст.8.2 КоАП РФ, которым подтверждаются событие и вышеизложенные обстоятельства административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении № от 00.00.00 составлен в отсутствии представителя юридического лица в соответствии с нормами КоАП РФ. Доводы представителей ЗАО «Уральский бройлер» о том, что они не были уведомлены о составлении протокола, суд считает необоснованными. В материалах дела имеется уведомление о составлении протокола об административном правонарушении 00.00.00 в ... час., которое получено ЗАО «Уральский бройлер» по факсу 00.00.00 в ... час. и 00.00.00 отписано исполнителям для исполнения (л.д.13).
Согласно определения Ленинского суда <адрес>, решение о проведении административного расследования по данному делу должностным лицом принятоформально. По смыслу закона административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно стоять из реальных действий, направленных на получение сведений, в том числе проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Из определения № от 00.00.00 следует, что административное расследование назначено с целью истребования и анализа сведений, получения объяснений свидетелей и виновных лиц, сбор иных
доказательств, необходимых для проверки указанных в обращении фактов.
| Юридическая квалификация деяния дана при вынесении определения, а нарушения зафиксированы до вынесения определения. Кроме того, юридическое лицо было установлено инспектором ранее, при вынесении предписания. Истребование и получение у исполнительного директора ЗАО «Уральскийбройлер» документов в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, не может расцениваться как административное расследование. Экспертизы по делу не проводились, потерпевшие и свидетели не устанавливались, допрос лиц, проживающих в другой местности не велся. При таких обстоятельствах фактически административное расследование не проводилось, в связи с чем дело было передано на рассмотрение в суд по месту совершения.
Доводы представителей ЗАО «Уральский бройлер», что административное расследование по делу фактически не проводилось и допущенные процессуальные нарушения являются является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, суд считает необоснованными, поскольку дело об административном правонарушении возбуждено административным органом на законных основаниях, протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с нормами КоАП РФ.
Доводы ответчика о том, что в определении о возбуждении дела об административном расследовании от 00.00.00, в перечне основных статей, по которым осуществлялась проверка Росприроднадзора обозначена ч. 1 ст. 12 ФЗ от 00.00.00 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которая не действует с 00.00.00 в связи с Федеральным законом от 00.00.00 №458-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации», не имеет значения по делу, поскольку протоколом об административном правонарушении юридическому лицу вменяется нарушение ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 00.00.00 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 18 Федерального закона от 00.00.00 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Доводы представителей юридического лица, что проверка вышеуказанных обращений граждан должна быть проведена Роспотребнадзором, а не Росприроднадзором, суд считает необоснованными, так как должностные лица Росприроднадзора вправе проводить проверку и составлять протоколы по ст.8.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с требованиями ст. 26.2, 26.11 доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Судья, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выражается в противоправном действии или бездействии, связанных с нарушением Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов в области экологической безопасности.
Согласно представленного отзыва ЗАО «Уральский бройлер» признает факт наличия отходов производства и отсутствие у него нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в проверяемый период.
Судом установлено, что в ЗАО «Уральский бройлер» отсутствует разработанный и согласованный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Вина юридического лица – ЗАО «Уральский бройлер» заключается в том, что предприятие не приняло все зависящие от него меры, для соблюдения природоохранного законодательства.
Суд, приходит к выводу, что доказана виновность ЗАО «Уральский бройлер» в несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами. Действия его следует квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих административную ответственность, не установлено.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, смягчающие административную ответственность обстоятельства – частичное признание вины, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Учитывая, что ЗАО «Уральский бройлер» принимает меры по устранению выявленных нарушений законодательства суд считает возможным не применять наказание в виде приостановления деятельности и назначить наказание в виде штрафа в пределах санкции статьи.
Руководствуясь ст.ст. 29.7-29.9 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Уральский бройлер» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000(сто тысяч) рублей Получатель штрафа:
УФК по Оренбургской области (Управление Росприроднадзора по <адрес>) л/сч 04531780600, БИК 045354001 счет 40101810200000010010, ОКТМО 0 ИНН 5610083060, КПП 561001001, КБК 04811625050016000140.
Штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения наказания. Квитанция об уплате административного штрафа должна быть предъявлена в суд.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления в Арбитражный суд Оренбургской области в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Судья: О.К. Никитина