Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-637/2014 ~ М-596/2014 от 18.02.2014

Дело № 2-637/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея Амурской области                     «30» апреля 2014 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Плешкова А.А.,

при секретаре Винтман М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яценчук С.Н., Яценчук Р.В. к администрации Зейского района, администрации Октябрьского сельсовета Зейского района Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,

                     

УСТАНОВИЛ:

Истцы Яценчук С.Н. и Яценчук Р.В. обратились в суд с иском к администрации Зейского района Амурской области, администрации Октябрьского сельсовета Зейского района Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории Октябрьского сельсовета Зейского района Амурской области в августе 2013 года и включении их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Октябрьского сельсовета в августе 2013 года на получение единовременной материальной и финансовой помощи, в обоснование иска указав, что в результате чрезвычайной ситуации природного характера, выхода из берегов реки Зея, на территории Октябрьского сельсовета Зейского района Амурской <адрес> дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором проживают истцы, был подтоплен. В результате подтопления испорчено принадлежащее истцам имущество, пострадал дом, в котором они проживают. Принимая во внимание факт постоянного проживания в указанном доме, а также фат порчи принадлежащего истцам имущества, они обратились в администрацию с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, однако в данном праве на компенсацию и включении в список пострадавших было отказано. Поскольку имущество по месту жительства истцов было повреждено в связи с наводнением, которое относится к чрезвычайным ситуациям, полагают, что имеют право на компенсацию причиненного им ущерба

Определением суда от 19 февраля 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков привлечены Правительство Амурской области, Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области.

Кроме того, определением суда от 06 марта 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Борисов А.Е..

В судебное заседание истцы Яценчук С.Н. и Яценчук Р.В. не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят рассматривать дело в их отсутствие.

В судебном заседании <Дата обезличена> истец Яценчук Р.В., на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснив об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, дополнив, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории с. Октябрьский Зейского района Амурской области в июле-августе 2013 года, произошло повышение уровня грунтовых вод, в результате чего был подтоплен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором проживает он и его мать Яценчук С.Н. Право собственности на жилой дом ими не оформлено, собственником указанного жилого помещения в соответствии с правоустанавливающими документами является Борисов А.Е., однако около 20 лет назад он продал указанное жилое помещение и уехал из села, более о Борисове А.Е. ему ничего неизвестно. В результате подтопления жилого дома грунтовыми водами было затоплено подполье, грунтовые стены которого размыло водой, а также отдушина. После того, как вода ушла, дом просел, также в доме повело печь.

Представитель ответчика – администрации Зейского района Амурской области в судебное заседании не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в свое отсутствие. Согласно представленным в суд возражениям, считает заявленные требования необоснованными, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме указав, что в соответствии с протоколом заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утвержденный заместителем председателя Правительства области – председателем КЧС и ПБ К.В. Чмаровым от 21 сентября 2013 года № 38. Срок преставления обосновывающих документов, необходимых для выделения бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета для оказания единовременной материальной и финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в июле-августе 2013 года, установлен МЧС России 04 октября 2013 года. Прием заявлений для получения единовременной материальной и финансовой помощи, обосновывающих документов министерством пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области осуществляется до 01 октября 2013 года включительно. После указанной даты прием заявлений для получения единовременной материальной и финансовой помощи, документов министерством пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области не осуществляется. Исключение составляет обращение пострадавшего гражданина с заявлением после 01 октября 2013 года только по уважительной причине (отпуск, болезнь и т.п.) с обязательным предоставлением оригиналов обосновывающих документов. Истцами не были представлены доказательства пропуска срока обращения и срока приема документов для получения единовременной материальной и финансовой помощи, кроме того, истцами не представлено доказательств, причинения ущерба их имуществу, затоплением дома, в котором они проживают, соответственно в удовлетворении заявленных требований им должно быть отказано.

Представитель ответчика – администрации Октябрьского сельсовета Зейского района Амурской области в судебное заседании не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, отзыв на иск не представил.

Третье лицо Борисов А.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Амурской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлён надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие. Согласно представленному отзыву, просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме, указав, что в рассматриваемом случае истцом не подтвержден факт повреждения имущества, а также нарушения конструктивных элементов жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, что не позволяет истцу претендовать на получение компенсации ущерба.

Представители третьих лиц Правительства Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, отзыв на иск не представили.

В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из данной нормы закона следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинён вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 15 апреля 2014 № 241 утверждены Правила использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

Согласно п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

Согласно пункту 5 Правил использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденных Постановлением Правительства Амурской области от 15 апреля 2014 № 241, по результатам рассмотрения обосновывающих документов заинтересованный исполнительный орган государственной власти области готовит проект распоряжения Правительства области о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда.

Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области введён режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Распоряжением администрации Зейского района №347-р от 20 июля 2013 года на территории Зейского района с 09.00 часов 20 июля 2013 года введён режим чрезвычайной ситуации.

Факт чрезвычайной ситуации природного характера на территории Зейского района, сложившейся в результате ливневых дождей и увеличением сброса воды через водосливную часть плотины Зейской ГЭС из Зейского водохранилища, в том числе на момент подачи истцом искового заявления в суд, является общеизвестным и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ, не нуждается в доказывании.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности третьему лицу Борисову А.Е., что подтверждается договором купли продажи указанного жилого помещения от <Дата обезличена> (регистрационная надпись от <Дата обезличена>)

Истец Яценчук С.Н. зарегистрирована в указанном жилом помещении с <Дата обезличена>, истец Яценчук Р.В. зарегистрирован в указанном жилом помещении с <Дата обезличена>, что подтверждается отметкой о регистрации в паспортах истцов.

Как следует из материалов дела, <Дата обезличена> истица Яценчук С.Н. в своих интересах и в интересах Яценчук Р.В. обратилась в администрацию Зейского района Амурской области с заявлениями о выплате им единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате ЧС.

<Дата обезличена> Яценчук С.Н. администрацией Зейского района был направлен ответ, из которого следует, что прием заявлений для получения единовременной материальной и финансовой помощи, обосновывающих документов министерством пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области осуществлялся до 01 октября 2013 года включительно. После указанной даты прием заявлений для получения единовременной материальной и финансовой помощи, документов министерством пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области не осуществляется. Исключение составляет обращение пострадавшего гражданина с заявлением после 01 октября 2013 года только по уважительной причине (отпуск, болезнь и т.п.) с обязательным предоставлением оригиналов обосновывающих документов. Предоставленный ей пакет документов после 01 октября 2013 года не содержит доказательств, подтверждающих уважительную причину пропуска срока приема документов для получения единовременной материальной и финансовой помощи, в результате чего она и члены ее семьи не включены в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Зейского района Амурской области в июле-августе 2013 года, имеющих право на получение единовременной материальной и финансовой помощи.

Суд не может согласиться с доводами ответчика – администрации Зейского района Амурской области в том, что истцами был пропущен срок на подачу заявления для получения единовременной материальной и финансовой помощи, поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что им проводилось оповещение граждан, в том числе и истцов, о том, что для подачи указанных заявлений установлен определенный срок, в частности до 01 октября 2013 года. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», устанавливающим порядок оказания гражданам материальной и финансовой помощи, не указаны сроки обращения граждан, пострадавших в результате наводнения за материальной финансовой помощью за утерянное имущество из резервного фонда. Кроме того, режим чрезвычайной ситуации в с. Октябрьский до настоящего времени не снят.

Согласно акта обследования частного жилого помещения, утвержденного главой Зейского района <Дата обезличена>, комиссией обследовано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. На момент обследования вода в подполье нет, сырость, обвалился грунт, под полом прогнулась балка, просела межкомнатная стена. Установить причинно-следственную связь данных повреждений с периодом ЧС невозможно.

В силу п. 2 подп. «б» Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», Правительству Российской Федерации до 10 сентября 2013 года поручено принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, утверждённых протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26 сентября 2013 года № 40.

В соответствии с данными Методическими рекомендациями единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС. Единовременная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина. При этом в соответствии с положениями ст. 136 ГК РФ, плодовоовощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь.

Финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой дом (жилой дом), земельный участок с расположенным на нём жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.

В п. 2.3 данных Методических рекомендаций указаны критерии разграничения утраты имущества со степенью «частично» или «полностью».

Так, в случае, если жилой дом (жилое помещение) были подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации при подъёме воды выше уровня пола помещения (первого этажа здания) с повреждением находящегося в нём имущества граждан, фиксируется полная утрата имущества (в иных случаях, при соблюдении условий настоящего пункта – частичная).

Исходя из требований приведенных правовых актов следует, что единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года, у которых пострадало личное имущество, находящееся в указанном жилом помещении или на придомовом участке, а финансовая помощь в связи с полной или частичной утратой имущества выплачивается таким гражданам в случае повреждения их жилого помещения.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Законом (ст. 57 ГПК РФ) обязанность по представлению доказательств возложена на стороны и другие лица, участвующие в деле.

Согласно ч. 3 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Вместе с тем, доказательств, безусловно свидетельствующих об утрате имущества, принадлежащего истцам в результате чрезвычайной ситуации, наличия повреждений конструктивных элементов жилого помещения, в котором проживают истцы, суду не представлено. Наличие причинно-следственной связи между затоплением подполья дома и повреждениями, указанными истцами при рассмотрении настоящего спора, также не установлено.

Из показаний допрошенного в судебном заседании <Дата обезличена> свидетеля ФИО8 следует, что истцы проживают по адресу: <адрес>, проживали по указанному адресу в момент возникновения чрезвычайной ситуации. В результате подтопления в июле-августе 2013 года земельный участок по указанному адресу был затоплен, погиб урожай. Грунтовыми водами было затоплено подполье, находящееся под полами жилого дома в котором проживают истцы, уровень воды не достигал пола, воду периодически откачивали. Жилой дом покосило, половые балки приходится постоянно подпирать. Печь, расположенная в жилом доме, просела.

Вместе с тем, показания указанного свидетеля в части причин повреждения жилого помещения, не могут быть положены в основу принимаемого судом решения, поскольку указанные доводы свидетеля, не обладающего специальными познаниями, основаны лишь на индивидуальном восприятии и предположениях о наличии той или иной связи с произошедшей чрезвычайной ситуацией, но безусловно об утрате имущества или его повреждении в результате чрезвычайной ситуации не свидетельствуют.

Таким образом, каких-либо повреждений указанного жилого помещения и имущества, которые бы находились в установленной причинно-следственной связи с чрезвычайной ситуацией на территории Зейского района, актом обследования частного жилого помещения объективно не установлено.

Названный акт составлен компетентными лицами, в соответствии с действующим законодательством и Методическими рекомендациями, оснований подвергать сомнению допустимость и достоверность изложенных в нем сведений у суда не имеется.

Более того, истцы собственниками занимаемого жилого помещения не являются, следовательно, указанное недвижимое имущество им не принадлежит, надлежащих доказательств принадлежности истцам иного имущества, на утрату которого указывают истцы, равно как наличия причинно-следственной связи между утратой указанного имущества и чрезвычайной ситуацией также не представлено.

При таких обстоятельствах требования Яценчук С.Н и Яценчук Р.В. о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, подлежат отказу в удовлетворении.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Яценчук С.Н., Яценчук Р.В. к администрации Зейского района Амурской области, администрации Октябрьского сельсовета Зейского района Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение месяца со дня его провозглашения.

Председательствующий

2-637/2014 ~ М-596/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Яценчук Роман Владимирович
Яценчук Светлана Николаевна
Ответчики
Администрация Зейского района
Администрация Октябрьского сельсовета
Другие
Борисов Андрей Егорович
Правительство Амурской области
Министерство финансов
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Плешков Александр Анатольевич
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
18.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.02.2014Передача материалов судье
19.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2014Судебное заседание
26.03.2014Судебное заседание
14.04.2014Судебное заседание
30.04.2014Судебное заседание
30.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее