Решение от 17.09.2019 по делу № 2а-4803/2019 от 14.05.2019

решение в окончательной форме изготовлено 04 октября 2019 года

дело № 2а4803/2019

р е ш е н и е

И м е н е м р о с с и й с к о й ф е д е р а ц и и

Санкт-Петербург                            17 сентября 2019 года

Октябрьский районный суд СанктПетербурга в составе

председательствующего судьи Е.В. Николаевой,

при секретаре Карповой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Муниципального совета внутригородского муниципального Образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан к Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения,

установил:

Муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Пулковский меридиан в лице главы ФИО3 14.05.2019 обратилось в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском о признании незаконным отказа Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в регистрации решения Административного истца от 13.12.2018 «О внесении изменений в статью 32 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан» (далее - Решение от 13.12.2018 ), оформленный заключением об отказе в государственной регистрации Решения от 13.12.2018 , направленный письмом от 14 февраля 2019 года .

В качестве мер по восстановлению нарушенных прав административный истец просил суд обязать Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу осуществить государственную регистрацию решения Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан от 13 декабря 2018 года «О внесении изменений в статью 32 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца в судебном заседании просил заявленные требования удовлетворить, доводы и требования административного иска поддержал.

Представитель административного ответчика просил в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к выводу об удовлетворении заявленного административного иска по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, к полномочиям которого в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований отнесены организация государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы, а также проведение в установленном порядке антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации (пп. 19 и пп. 19.1 п. 7 Положения).

Согласно п. 5 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через зарубежный аппарат, и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений и организаций, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.

Приказом Минюста России от 3 марта 2014 года N 25 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации". В соответствии с пп. 19 и пп. 23 п. 6 указанного Положения к полномочиям Главного управления отнесено проведение в установленном порядке антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации; осуществление в установленном порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

В целях реализации Федерального закона о "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 мая 2012 года N 88 утверждены Методические рекомендации по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных (далее - Методические рекомендации), в соответствии с п. 8 которых, для регистрации муниципального правового акта в соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" направляются:

решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта (муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав);

новая редакция положений устава с внесенными в них изменениями;

протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт;

сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта, сведения о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

При этом, сведения об опубликовании (обнародовании) проекта устава, муниципального правового акта, в том числе зарегистрированного устава и муниципального правового акта, могут содержаться в информационном письме об опубликовании (обнародовании) и (или) непосредственно в самом источнике официального опубликования (газета или сборник) (пункт 10 Методических рекомендаций).

Так п. 13 Методических рекомендаций установлено, что решение о государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования, муниципального правового акта.

Указанная проверка осуществляется после проверки представленных документов, необходимых для проведения государственной регистрации.

По результатам проведенной проверки готовится заключение о соответствии устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации.

В заключении отражаются следующие сведения:

оценка соблюдения установленного Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядка принятия устава или муниципального правового акта;

соответствие содержания устава муниципального образования требованиям части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

соответствие устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации;

вывод о возможности регистрации устава или муниципального правового акта (п. 14 Методических рекомендаций).

Судом в ходе слушания дела установлено.

Муниципальным советом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан 13 декабря 2018 года было принято решение «О внесении изменений в статью 32 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан», которым уточняются положения, касающиеся порядка официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов в связи с изменениями федерального законодательства, а именно согласно решению о внесении изменений в устав, представленному на государственную регистрацию, обнародованием муниципального правового акта считается также размещение его текста на сайте муниципального образования в сети Интернет; в соответствии с п. 2 решения от 13 декабря 2018 года «настоящее решение вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования».

Указанное решение в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» было направлено в установленном порядке для государственной регистрации в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу.

Письмом от 14 февраля 2019 года , поступившим в Муниципальный совет 22 февраля 2019 года (вх. ), Управление Минюста уведомило об отказе в государственной регистрации решения Муниципального совета по основаниям, изложенным в заключении Управления Минюста от 13 февраля 2019 года , а именно 1.1. отсутствие у муниципального образования муниципальный округ Пулковский меридиан зарегистрированного в качестве сетевого издания сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; сайт муниципального образования www.mo47.spb.ru в качестве средства массовой информации не зарегистрирован; 1.2 несоответствие порядка вступления в силу решения от 13 декабря 2018 года требованиям федерального законодательства и действующей редакции устава муниципального образования. При этом пунктом 2 заключения Управления Минюста «коррупциогенные факторы в решении от 13.12.2018 не выявлены».

Признавая незаконным решение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербурга об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Муниципального совета внутригородского муниципального Образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан, оформленный заключением об отказе в государственной регистрации от 13.12.2018 , суд приходи к выводу о том, что основания, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" для отказа в государственной регистрации в данном случае отсутствовали.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Регистрирующий орган проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации; проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования; проводит антикоррупционную экспертизу устава муниципального образования (пункты 1, 2, 2.1 части 4 статьи 1 указанного Закона).

Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" установлено, что решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования.

Из положений части 7 данной статьи следует, что в случае, если в результате проверки, указанной в части 2 настоящей статьи, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации, указанный в части 7 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и в части 6 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", является исчерпывающим.

Так, действующее законодательство не устанавливает требований, чтобы на момент внесения изменений в устав муниципального образования уже имелось зарегистрированное сетевое издание. Кроме того, в решении от 13.12.2018 не указывается, что обнародование муниципальных правовых актов осуществляется на сайте с доменным именем www.mo47.spb.ru.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом. При этом в соответствии со статьей 12 указанного Закона не требуется регистрация средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов.

Следовательно, отсутствие зарегистрированного в качестве сетевого издания сайта муниципального образования не может создавать противоречие федеральному законодательству, в связи с чем отказ в государственной регистрации изменений устава по указанному основанию является незаконным.

В соответствии с пунктом 1.2 заключения Управления Минюста вторым основанием для отказа в регистрации изменений стало несоответствие порядка вступления в силу решения от 13 декабря 2018 года требованиям федерального законодательства и действующей редакции устава муниципального образования.

Так, в п. 2 решения от 13 декабря 2018 года установлено, что «настоящее решение вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования».

Отказывая в регистрации изменений, административный ответчик в заключении указал, что в соответствии с требованиями части 8 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В соответствии с частью 1 статьи 47 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.

В соответствии с п. 5 статьи 38 действующей редакции Устава муниципального образования муниципальный округ Пулковский меридиан решение Муниципального совета о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Вместе с тем, согласно ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта РФ.

Таким образом, Муниципальный совет вправе установить период времени после опубликования, по истечении которого муниципальный правовой акт вступает в силу, что в том числе позволяет обеспечить гарантии ознакомления с его текстом граждан.

В качестве меры по восстановлению нарушенных прав административного истца суд полагает необходимым в порядке пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязать Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербурга повторно рассмотреть документы Муниципального совета внутригородского муниципального Образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан, представленные на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, в течение четырнадцати рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу, о чём сообщить в суд в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 13.12.2018 .

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.

░░░░░ –

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-4803/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Муниципальный совет внутригородского муниципального образования СПБ
Ответчики
Главное Управление Министерства Юстиции РФ по СПБ
Суд
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Николаева Елена Владимировна
Дело на сайте суда
oktibrsky.spb.sudrf.ru
14.05.2019Регистрация административного искового заявления
14.05.2019Передача материалов судье
14.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
09.08.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.09.2019Предварительное судебное заседание
17.09.2019Судебное заседание
04.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее