№ 2-1346/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2017 г.
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.А.
с участием истца Пестеревой С.А., представителя истца Федуровских Т.В.,
представителя ответчика Шабуровой О.Н.,
при секретаре Кротик Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Пестеревой С.А. к
Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области
о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратилась в суд с иском о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В обоснование требований указано, что 04 июля 2017 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Ответчик отказал в назначении досрочной пенсии, не засчитав в стаж педагогической деятельности указанные периоды: работы с 08 февраля 1989 г. по 18 апреля 1989 г. в должности воспитателя детского комбината № 59 Треста «Уралалюминстрой»; нахождения в командировке с 30 января 2009 г. по 31 января 2009 г.; ученических отпусков и дополнительных отпусков с сохранением заработной платы для прохождения дополнительной аттестации с 11 января 2010 г. по 04 февраля 2010 г.; с 31 мая 2010 г. по 24 июня 2010 г., с 11 января 2011 г. по 04 февраля 2011 г., с 30 мая 2011 г. по 23 июня 2011 г.; с 22 августа 2011 г. по 30 ноября 2011 г.
Считает отказ незаконным, поскольку детский комбинат представляет собой детское дошкольное учреждение комбинированного типа, в таком учреждении истец выполняла обязанности воспитателя. Оплачиваемые учебные отпуска, повышение квалификации в силу закона подлежали включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
В судебном заседании истец и ее представитель поддержали заявленные требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика исковые требования не признала, указала, что основания отказа в назначении досрочной страховой пенсии изложены в решении от 09 августа 2017 г. На дату обращения стаж истца составил 24 года 03 месяца 02 дня при требуемом 25 лет. Учреждение «Детский комбинат» не поименовано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781. Ученические отпуска, дополнительные отпуска с сохранением заработной платы для прохождения дополнительной аттестации, командировки не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением правительства российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г.
Заслушав объяснения стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Решением ответчика от 09 августа 2017 г. (л. д. 8-11) истцу отказано в назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью, поскольку отсутствует необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 30 пункт 1 подпункт 19 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Федеральный закон «О страховых пенсиях» не содержит перечня работ, подлежащих включению в стаж для назначения трудовых пенсий. Этот вопрос разрешается иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – Постановление № 665) при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются;
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (далее – Список № 1067), с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об
утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» (далее – Список № 463), с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в «м» пункта 1 настоящего постановления, - применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» и от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Истец оспаривает исключение из специального стажа период работы с 08 февраля 1989 г. по 18 апреля 1989 г. в должности воспитателя детского комбината №59 Треста «Уралалюминстрой».
До 01 октября 1993 г. пенсионное обеспечение педагогических работников регулировалось постановлением Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет указанным работникам (далее – Положение № 1397).
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным указанным постановлением, было предусмотрено право на пенсию за выслугу лет учителей и других работников просвещения, работавших в учебных заведениях и детских учреждениях, указанных в подразделе 1 раздела 1 этого перечня. В разделе «Наименование учреждений и организаций» предусмотрены детские сады и объединенные ясли-сады, в разделе «Наименование должности» - воспиаттели.
Судом признается факт существования в спорные периоды такого детского дошкольного учреждения как детский комбинат, что подтверждается Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг от 1993 г., Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства» от 01 января 1976 г., согласно которым предусмотрены услуги комбинатов «Ясли-детский сад» и наименование предприятий и организаций дошкольного воспитания – ясли-сады (комбинаты), действовавшим до 01 января 2003 г. «Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства», под кодом 92400 в отрасли «дошкольное воспитание» значатся организации «детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты)».
Поскольку детский комбинат по своим функциям являлся именно детским дошкольным учреждением, что подтверждается приказом работодателя *** от *** (л. д. 29), а истец осуществляла педагогическую деятельность, работая в этой организации, то суд полагает, что спорный период подлежит включению в стаж педагогической деятельности.
С 30 января 2009 г. по 31 января 2009 г. истец была командирована для краткосрочного повышения квалификации, что подтверждается сертификатом от 31 января 2009 г. (л. д. 19).
В связи с обучением по заочной форме обучения в ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университете» в период с 2008 г. по 2011 г. истцу предоставлялись ученические отпуска и дополнительные отпуска с сохранением заработной платы для прохождения дополнительной аттестации с 11 января 2010 г. по 04 февраля 2010 г.; с 31 мая 2010 г. по 24 июня 2010 г., с 11 января 2011 г. по 04 февраля 2011 г., с 30 мая 2011 г. по 23 июня 2011 г.; с 22 августа 2011 г. по 30 ноября 2011 г.
Ответчиком спорные периоды в специальный стаж не включены.
Суд полагает отказ незаконным.
Федеральный закон «О страховых пенсиях» не содержит перечня работ, подлежащих включению в стаж для назначения трудовых пенсий. Этот вопрос разрешается иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пунктам 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г., стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Пункт 5 Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 07 декабря 2000 г. № 3570, установлено, что в стаж непрерывной преподавательской работы засчитывается не только фактически проработанное время, но и время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично.
Согласно статье 173 Трудового кодекса Российской Федерации, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:
прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней);
подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца;
сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.
Данные нормы относят отпуска, предоставляемые работникам в связи с обучением, к дополнительным оплачиваемым отпускам, которые подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Кроме того, следует учитывать требования статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель, который проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Такая позиция была отражена и в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2006 г.
Принимая во внимание, что для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием для работы, а истец направлялась на курсы в связи с осуществлением педагогической деятельности с сохранением рабочего места,
средней заработной платы и отчислений в Пенсионный фонд, суд находит необходимым включить спорные периоды в специальный стаж.
Таким образом, требования истца о включении в специальный стаж периодов ученических отпусков и нахождения на курсах повышения квалификации подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На день обращения к ответчику с учетом включенных периодов право истца на назначение пенсии имелось, следовательно, пенсия истцу должна быть назначена с 04 июля 2017 г.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Согласно статье 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
По смыслу вышеуказанной нормы суд может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя критерий разумности понесенных расходов. При этом, неразумными могут быть сочтены значительные расходы, не оправданные ценностью подлежащего защите права либо несложностью дела.
В соответствии с абзацем 2 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек исходя из имеющихся в деле доказательств носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Законодатель относит разумные пределы расходов к оценочной категории, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности судебного разбирательства, сложившегося в данной местности уровня оплаты услуг адвокатов по представлению интересов доверителей в судах общей юрисдикции.
С учетом существа спора, объема оказанных услуг суд полагает, что истцу подлежат возмещению расходы на оплату услуг представителя в сумме 2 500 руб.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Пестеревой С.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области *** от *** об отказе в назначении Пестеревой С.А. досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области включить в стаж работы Пестеревой С.А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, периоды:
- работы с 08 февраля 1989 г. по 18 апреля 1989 г. в должности воспитателя детского комбината №59 Треста «Уралалюминстрой»;
- нахождения в командировке с 30 января 2009 г. по 31 января 2009 г.;
- ученических отпусков и дополнительных отпусков с сохранением заработной платы для прохождения дополнительной аттестации с 11 января 2010 г. по 04 февраля 2010 г.; с 31 мая 2010 г. по 24 июня 2010 г., с 11 января 2011 г. по 04 февраля 2011 г., с 30 мая 2011 г. по 23 июня 2011 г.; с 22 августа 2011 г. по 30 ноября 2011 г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области назначить Пестеревой С.А. досрочную страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью с 04 июля 2017 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области в пользу Пестеревой С.А. судебные расходы в сумме 2800 (две тысячи восемьсот) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения.
Решение в мотивированном виде составлено 07 ноября 2017 г.
Председательствующий: