№ 2-1-15/2021 №1-109/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02.02.2021 г. г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бунаковой С.А., при секретаре Некрасовой З.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО Красноуфимский округ о понуждению к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд с иском о понуждению к совершению действий, указав, что при проведении проверки совместно с ГКУ СО «Красноуфимское лесничество» на лесном участке в квартале № 62 выдел №2 участок Саргаинский Саргаинского участкового лесничества обнаружена несанкционированная свалка отходов потребления жителей <адрес>. Свалка является действующей, поскольку при осмотре пищевого мусора выявлен мусор - коробки из-под сока,2018,2020 года изготовления, упаковка из-под яиц, 2019 год. Кроме того, обнаружен крупногаборитный мусор (остатки сгоревших построек). Указанные факты подтверждены актами осмотра лесного участка от 20.07.2020г., от 02.09.2020г., фототаблицей. Постановлением Главы Красноуфимского района от 12.03.2002г. № 99 на указанном участке разрешено размещение твердых бытовых отходов и скотомогильника. Постановлением Главы МО Красноуфимский округ от 04.04.2017г. № 38 постановление от 12.03.2002г. № 99 утратило силу. Вместе с тем, какие-либо действия по приведению свалки в соответствии с требованиями законодательства не проведены, иное место для размещения свалки не определено. На основании изложенного истец просит обязать администрацию МО Красноуфимский округ в срок до 01.09.2021 г. разработать проект рекультивации свалки, расположенной на лесном участке в квартале № 62 выделе 2 участок Саргаинский Саргаинского участкового лесничества, обязать администрацию МО Красноуфимский округ в срок до 01.09.2022 г. провести рекультивацию вышеуказанной свалки.
В судебном заседании представитель истца Фетисова А.С. поддержала исковые требования, обосновав их доводами, изложенными в заявлении.
Представитель ГКУ СО «Красноуфимское лесничество» Пастухова С.В. требования истца поддержала.
Представитель ответчика Администрации МО Красноуфимский округ Макарова А.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что Администрация является ненадлежащим ответчиком. Участок, на котором расположена свалка относится к землям лесного фонда, поэтому Администрация никаких действий по ликвидации и рекультивации данной свалки производить не должна.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области Жумагулова Ж.Т. в судебное заседание не явилась, в отзыве на исковое заявление просила отказать в удовлетворении требований к Министерству, указав, что Администрацией МО Красноуфимский округ допущенная свалка не ликвидирована, иное место размещения свалки не определено. Наличие несанкционированной свалки уже свидетельствует о том, что органами местного самоуправления не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего содержания территорий и поддержания чистоты и порядка. Издержки на восстановление окружающей среды должны нести прежде всего субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на нее негативное воздействие.
Представитель Саргаинского территориального отдела Администрации МО Красноуфимский округ Мошкин В.Н. в судебном заседании показал, что до 2017года свалка была законна. На данной свалке ежегодно проводились буртования. После Постановления 2017года, до местного населения на сельских сходах доводилась информация, что свалка закрыта, на информационных листах были размещены соответствующие объявления. После закрытия свалки мусор централизованно стало вывозить ТБО « Экосервис». Земля принадлежит лесхозу, кто вывозит мусор на валку им не известно. Рекультивация свалки не проводилась.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой совместно с руководителем ГКУ СО «Красноуфимское лесничество» и государственным инспектором Красноуфимского лесничества проведена проверка соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами на территории МО Красноуфимский округ, и установлено, что на территории земельного участка: квартал 62 выдел 2 Саргаинского участкового лесничества участок Саргаинский расположена несанкционированная свалка складирования отходов потребления жителей <адрес>. Свалка является действующей, поскольку при осмотре пищевого мусора обнаружены упаковки, где указан год изготовления: 2018,2019,2020гг. Также обнаружен крупногабаритный мусор( л.д. 27-36).
Ранее на основании Постановления Главы МО Красноуфимский округ №99 от 12.03.2002г. «О разрешении размещения свалки твердых бытовых отходов и скотомогильника» утвержден акт выбора земельного участка под размещение свалки твердых бытовых отходов и скотомогильника. Саргаинской сельской администрации разрешено размещение свалки твердых бытовых отходов и скотомогильника на землях Красноуфимского мехлесхоза Саргаинского лесничества Красноуфимского лесхоза общей площадью 1.0га прочих угодий( л.д. 21-25).
Постановлением Главы МО Красноуфимский округ от 04.04.2017г. № 38 Постановление от 12.03.2002г. № 99 признано утратившим силу( л.д.26).
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Частями 1 и 2 ст. 51 указанного Федерального закона установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
К полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
На основании пункта 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года N 800 года "О проведении рекультивации и консервации земель", разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков.
В силу пункта 35 Правил прекращение прав лица, деятельность которого привела к необходимости рекультивации земель, на земельный участок, в том числе в связи с отказом такого лица от прав на земельный участок, не освобождает его от обязанности выполнить мероприятия по рекультивации земель.
Срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель (п. 28 Правил рекультивации).
По существу указанная свалка относится к объектам местного значения муниципального района в области утилизации и переработки бытовых, промышленных отходов, в связи с чем, рекультивация под ней земель является обязанностью администрации МО Красноуфимский округ. При этом суд учитывает, что размещение свалки было разрешено Главой МО Красноуфимский округ, поэтому деятельность органа местного самоуправления привела к деградации земель. Кроме того, бездействие администрации МО Красноуфимский округ по надлежащему выполнению возложенных законом обязанностей по рекультивации свалки, приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в районе и негативно влияет на состояние окружающей среды.
Указанные в исковом заявлении сроки, необходимые для выполнения исковых требований прокурора, исходя из порядка разработки и утверждения проекта рекультивации нарушенных земель суд считает разумными и достаточными.
Довод представителя администрации о необходимости возложения обязанности по рекультивации свалки на собственника лесного участка – Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку истцом заявлены требования о возложении обязанностей по проведению рекультивации земельного участка, а не ликвидации свалки. Как было указано ранее, размещение свалки было разрешено Главой МО Красноуфимский округ, а не руководителем Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2021░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░ № 62 ░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2022░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░ № 62 ░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-09.02.2021░.
░░░░░- ░.░.░░░░░░░░