Решение в окончательной форме изготовлено 01.10.2012 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2012 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Бохолдиной Е.Г.
при секретаре Перелома А.С.
с участием представителя истца Андреевой Ю.А.
представителя ответчика Молотковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№ 2-2796/12 по иску
Артанова В.С. к Государственному учреждению 1967 Отделение морской инженерной службы о признании права на приватизацию жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Артанов В.С. обратился в суд с иском к ГУ 1967 ОМИС о признании права на приватизацию жилого помещения по адресу: ***. В обоснование заявления указал, что обратился с заявлением к ответчику о приватизации занимаемого им жилого помещения, как к предприятию, у которого указанный жилой фонд находится на праве хозяйственного ведения, и в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, как к представителю собственника. От ответчика был получен отказ в заключении договора приватизации. Полагает, что отказ является незаконным, так как жилое помещение, которое он занимает, фактически является квартирой и утратило статус специализированного, поскольку в соответствии с законом должно было быть передано в муниципальную собственность. То обстоятельство, что до настоящего времени такая передача не состоялась, не может являться основанием для отказа в приватизации. Просил суд признать за ним право на приватизацию жилого помещения - квартиры № *** в доме *** по улице *** в городе Мурманске и право собственности на указанное жилое помещение.
Истец в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Андреева Ю.А. в судебном заседании поддержала исковые требования, привела обоснования, аналогичные указанным в исковом заявлении. Сообщила суду, что иных жилых помещений, пригодных для проживания истец не имеет, ранее в приватизации не участвовал, фактически вселен в спорную квартиру в 2001 году на основании договора найма жилого помещения постоянно.
Представитель ГУ 1967 ОМИС в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что у ГУ «1967 ОМИС» отсутствует регистрации права оперативного управления на здание общежития, в регистрации права оперативного управления ГУ «1967 ОМИС» отказано, поскольку не прекращено право хозяйственного ведения Государственного унитарного учреждения «Военно-морское строительное управление «Севвоенморстрой» - дочернее предприятие государственного унитарного предприятия «Северо-Западное строительное управление Министерства Обороны Российской Федерации. Таким образом ГУ «1967 ОМИС» не является собственником общежития, в связи с чем у него отсутствует право передавать федеральную собственность в собственность граждан. Не оспаривала законность вселения истца в спорное жилое помещение. Поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области, Государственного унитарного предприятия технической инвентаризации по Мурманской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, ГУП «Военно-морское строительное управление «Севвоенморстрой» - дочернее предприятие ГУП «Северо-Западное строительное управление Министерства Обороны РФ», Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года №1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.
Судом установлено, что истец с 22.06.2001 года постоянно зарегистрирован и проживает по адресу: *** на основании договора найма жилого помещения.
Жилое помещение, обозначенное на плане второго этажа дома № *** по улице ***, за № ***, является изолированным и состоит из жилой комнаты площадью *** кв.м., прихожей *** кв.м., кухни *** кв.м., туалета *** кв.м., ванной комнаты *** кв.м., общая площадь помещения – *** кв.м..
В соответствии с решением Исполнительного комитета Мурманского городского Совета народных депутатов № 294-6 от 30 декабря 1987 года в эксплуатацию было введено общежитие № *** по улице *** в городе Мурманске. Указанному объекту был присвоен городской почтовый адрес: ***.
В соответствии с подп. «г» п.1 ст. 114 Конституции Российской федерации и п. 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года № 3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности, осуществляет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 12 ст. 1 ФЗ РФ «Об обороне» определено, что имущество Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения.
Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» от 25.11.1996 г. № 1592 поручено Правительству Российской Федерации в целях приведения процесса военного строительства в Российской Федерации в соответствии с реальной социально-экономической и военно-политической обстановкой в государстве в срок до 01 января 2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Во исполнение названного Указа Президента принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1131 от 06 октября 1999 года (действовавшее до 14 июля 2006 года) «О передаче, находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской федерации, других войск, воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность», которым определены объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, в том числе жилищный фонд (социального использования).
Порядок передачи указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность определен постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 235.
Из выписки из реестра федерального имущества № *** от 25 марта 2009 года следует, что указанное здание было передано в собственность Российской Федерации на основании Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 и в настоящее время находится в Федеральной собственности.
Таким образом, указанное здание общежития должно было быть передано в собственность либо субъекта Российской Федерации либо в муниципальную собственность, однако этого сделано не было в нарушение указанных выше норм.
В силу ст. 7 ФЗ РФ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии с данной нормой, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно ст. 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
В силу ст. 105 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения.
«Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду», утвержденными постановлением Правительства РФ № 42 от 26 января 2006 года определено, что к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека (п.6). Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (п. 12). Орган управления принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения (п. 14).
Судом установлено, что в связи с обязанностью передать здание по улице ***, дом *** в городе Мурманске в муниципальную собственность либо собственность субъекта Российской Федерации им был утрачен статус общежития. Доказательств того, что после вступления в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации и «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду», жилое помещение № *** по указанному адресу в установленном законом порядке было включено в число специализированных, суду не представлено.
Отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующею дома из специализированного жилого фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договорам социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В настоящее время здание по адресу: ***, ранее находившееся у ГУП ВМСУ «Севвоенморстрой» на праве хозяйственного ведения, закреплено на праве оперативного управления за ГУ 1967 ОМИС.
В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Статьей 16 указанного закона определено, что к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Таким образом, после вступления в силу Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ «О введение в действие жилищного кодекса Российской Федерации» квартира ***, расположенная в доме № *** по улице *** в городе Мурманске утратила статус общежития и в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указанное жилое помещение подлежит приватизации.
Законность вселения истца в спорное жилое помещение участвующими в деле лицами не оспаривалась и подтверждена представленными в адрес суда документами.
Судом установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу в связи с трудовыми отношениями на основании договора найма жилого помещения от 30.01.2001года. Жилое помещение в общежитии по адресу: ***, было предоставлено нанимателю (истцу) на срок - «постоянно». С 22.06.2001 года истец постоянно зарегистрирован и проживает по адресу: ***.
Судом установлено, что занимаемое истцом жилое помещение является изолированным, состоит из жилой комнаты и вспомогательных жилых помещений, соответствует требованиям СНиПа 2.08.01-89 «Жилые здания», введенным в действие Постановлением Госстроя РФ от 16 мая 1989 года № 78, и СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», принятым и введенным в действие Постановлением Госстроя РФ от 23 июня 2003 года № 109, установленным для квартир в многоквартирных домах, предусмотренных для проживания граждан.
При этом суд полагает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является ГУ 1967 ОМИС, поскольку объект недвижимого имущества, расположенный в городе Мурманске по адресу: ***, закреплен за ГУ 1967 ОМИС на праве оперативного управления.
То обстоятельство, что ГУ 1967 ОМИС не предпринимает мер к государственной регистрации права оперативного управления, не является основанием для признания его ненадлежащим ответчиком по делу либо замене ответчика.
Истец не использовал свое право на приватизацию жилых помещений, указанное обстоятельство подтверждено материалами дела и не оспаривалось ответчиком.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требование истца о передаче в его собственность на основании договора на приватизацию жилого помещения - квартиры ***, расположенной в доме *** по улице *** в городе Мурманске, и признания за ним права собственности на указанное жилое помещение подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1967 ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ *** ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ *** ░░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ *** ░░.░., ░░░░░ ░░░░░░░░ *** ░░.░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░ *** ░░.░., ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ *** ░░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░░ № *** ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ № *** ░░ ░░░░░ *** ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░