УИД: 24RS0036-01-2019-000631-14
№2-521/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2019 года п. Мотыгино
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Моор Ю.Э.
при секретаре Тесля С.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терехова ФИО6 к ГУ Управлению пенсионного фонда в Богучанском районе Красноярского края (межрайонное) об отмене решения № 034-831287/19 от 24.10.2019 и взыскании расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 26 114 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Терехов Е.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском требования мотивируя тем, что он является неработающим пенсионером по старости с 10.05.2007г. В период с 26.07.2019 по 11.09.2019 он выехал для отдыха в Болгарию по маршруту: Мотыгино-Красноярск-Москва-Бургас (Болгария) и обратно Бургас-Москва-Красноярск-Мотыгино. По возвращению, 18.10.2019 он обратился к ответчику с заявлением о возмещении компенсации расходов по проезду, однако решением ответчика № 034-831287/19 от 24.10.2019 ему было отказано в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда. Основанием отказа послужило то, что он ездил на отдых за пределы Российской Федерации. Считает, данный отказ нарушающим его конституционные права гражданина РФ.
Просит отменить решение ГУ Управлению пенсионного фонда в Богучанском районе Красноярского края (межрайонное) № 034-831287/19 от 24.10.2019 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда и взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате стоимости проезда к месту отдыха в размере 26 114 рублей.
В судебном заседании истец Терехов Е.Н. на удовлетворении исковых требований настаивал по изложенным в иске основаниям, пояснив суду, что кассовые чеки, подтверждающие проезд автомобильным транспортом по маршруту Мотыгино-Красноярск-Мотыгино у него отсутствуют, только имеются талоны ИП Шокуров А.В.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Мотыгинском районе Красноярского края по доверенности Лазарева Н.А., исковые требования не признала, показала, что для неработающих пенсионеров в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 19.02.1993 место отдыха определено конкретно - оно должно находиться на территории Российской Федерации. Та же позиция изложена и в п.5 Разъяснений Минздрава от 11.08.2008 № 408н, где указывается, что пенсионеру необходимо подтвердить период пребывания в месте отдыха, в том числе самоорганизованного, независимо от его места нахождения на территории Российской Федерации. В подтверждение места нахождения на отдыхе Терехов Е.Н. предоставил авиабилеты, подтверждающие его место отдыха на территории Болгарии. Кроме того, исчисление двухгодичного периода должно осуществляться начиная с 1 января года, в котором была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно. При исчислении двухгодичного периода необходимо иметь ввиду, что Терехов Е.Н. в предыдущий раз обращался в ГУ-УПФР в Мотыгинском районе Красноярского края 16.10.2017 года, 18.10.2017 ГУ-УПФР в Мотыгинском районе Красноярского края вынесло решение об отказе в выплате компенсации. Терехов Е.Н. обратился в Мотыгинский районный суд Красноярского края с исковым заявлением о признании решения ГУ-УПФР в Мотыгинском районе Красноярского края незаконный и взыскании стоимости проезда. Решением суда от 22.01.2018 года исковые требования Терехова Е.Н. удовлетворены, решение вступило в законную силу 23.02.2018 года, 08.03.2018 года ГУ-УПФР в Мотыгинском районе Красноярского края осуществило выплату компенсации стоимости проезда на основании судебного решения в пользу Терехова Е.Н. Таким образом, Терехову Е.Н. на основании поданного им заявления от 16.10.2017 была произведена 08.03.2018, соответственно в 2019 году у Терехова Е.Н. отсутствовало право обратиться в ГУ-УПФР в Богучанском районе Красноярского края (межрайонное) с заявлением о компенсации расходов на оплату стоимости проезда. Также автомобильные билеты по маршрутам Мотыгино-Красноярск и Красноярск-Мотыгино, приобретённые у перевозчика ИП Шокуров А.В. не подлежат оплате, поскольку указанный перевозчик в реестре маршрутов регулярных автомобильных перевозок отсутствует. Просит в удовлетворении заявленных требований Терехову Е.Н. о взыскании стоимости проезда к месту отдыха за пределами РФ и обратно отказать.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, один раз в два года осуществляется компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176, утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Согласно п. 3 Правил о компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176 компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Правил о компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176 к заявлению о компенсации расходов гражданин должен приложить путевку, курсовку или иной документ, являющийся основанием для пребывания в санатории, профилактории, доме отдыха, на турбазе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Таким образом, в числе тех, кому выплачивается компенсация, не указаны пенсионеры, отдыхающие не в местах, где предоставляются услуги по организации отдыха, а в другом месте.
Вместе с тем отсутствие прямого указания в названных Правилах о порядке выплаты компенсации гражданам, осуществляющим отдых не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, не может рассматриваться как запрет на получение ими такой компенсации. Предусмотренные государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях. Таким образом, отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть поставлено в зависимость, в данном случае, от выбранной гражданином формы отдыха. Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на основании отсутствия путевки или иного документа, полученного в организации, представляющей услуги по организации отдыха, при том, что эти граждане также являются пенсионерами, получающими трудовую пенсию, и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях), ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно (по путевке, курсовке и другим документам).
Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 02 февраля 2006 года № 38-0 поскольку получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности не гарантируется предоставление путевок для отдыха и лечения на предусмотренных Законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» условиях, нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно, не могут рассматриваться как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведенных расходов по оплате стоимости проезда к любому месту в РФ, избранному ими для отдыха, в том числе для самостоятельно организованного, и обратно - при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.
Согласно приказа Минздравсоцразвития РФ от 11.08.2008 N 408н "Об утверждении разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176" Возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями. В стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), а также сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), и расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд более высокой категории, а также согласно подп. «д» п.10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
В судебном заседании установлено, что Терехов Е.Н. является неработающим пенсионером по старости с 10.05.2007.
В период с 26.07.2019 по 11.09.2019 он совершил поездку в Болгарию, что подтверждается проездными документами, представленными истцом.
Терехов Е.Н. следовал к месту отдыха и обратно по маршруту: Мотыгино-Красноярск-Москва-Бургас (Болгария) Бургас-Москва-Красноярск-Мотыгино.
Терехов Е.Н. просит взыскать с ответчика в его пользу стоимость проезда транспортом по маршруту Мотыгино-Красноярск-Мотыгино в размере 2 600 рублей, стоимость перелета самолетом по маршруту Красноярск-Москва-Бургас-Москва-Красноярск в размере 23 514 рублей.
Согласно представленных проездных документов стоимость его проезда автобусом по маршруту Мотыгино – Красноярск Талон №000107 ИП Шокуров А.В. без даты составила 1300 рублей, по маршруту Красноярск-Мотыгино Талон №000180 ИП Шокуров А.В. от 24.07.2019 составила 1300 рублей (л.д.8).
Суд считает, что данный проезд подтвержден не надлежащим образом.
Согласно пункту 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, билет должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении № 1 к разделу II «Регулярные перевозки» Правил перевозок.
Билет по форме № 1 «Разовый билет для проезда в пригородном и междугородном сообщении с фиксированной датой и временем отправления» должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: а)наименование, серия и номер билета; б)наименование организации, выдавшей билет; в)вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; г)зона действия билета; д)дата отправления; е)время отправления; ж) дата прибытия; и) место; к)сумма; л) дата продажи билета; м)время продажи билета. Кроме того, на билете допускается размещение дополнительных реквизитов, в т.ч. Ф.И.О. пассажира.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.05.2008 «359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» утверждены формы бланков строгой отчетности, на которых оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам.
Из изложенного следует, что компенсация в случае проезда автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок в междугородном сообщении, осуществляется на основании проездного документа, содержащего все реквизиты, предусмотренные Правилами перевозок, оформленного на бланке строгой отчетности либо представленного вместе с кассовым чеком, подтверждающим его приобретение.
Представленные истцом Талоны ИП Шокуров А.В. не отвечают вышеперечисленным требованиям, кассовые чеки к талонам не приложены.
Кроме того, отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно Федеральному закону все маршруты регулярных перевозок включаются в соответствующие реестры маршрутов регулярных перевозок.
В статье 25 Федерального закона, закреплены полномочия по ведению реестров маршрутов регулярных перевозок.
В соответствии со ст. 26 указанного Федерального закона, сведения, включенные в реестры маршрутов регулярных перевозок (за исключением сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя), размещаются на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченных органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", к полномочиям которых в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона относится ведение данных реестров.
Как установлено перевозчик ИП Шокуров А.В. в реестре субъекта РФ - Красноярском крае не значится.
В связи с изложенным, автомобильные билеты по маршрутам Мотыгино-Красноярск и Красноярск-Мотыгино, приобретённые у перевозчика ИП Шокуров А.В. не подлежат оплате.
Также, в подтверждение перелета истцом представлены посадочные талоны и электронный авиабилет 5553136544245 по маршруту Красноярск – Москва – Бургас-Москва-Красноярск даты вылета 26.07.2019 на рейсах СУ1483/2156 и 10.09.2019 на рейсах СУ2157/1486 с датой оформления 14.11.2018 стоимость перелета составила 30 466 рублей (л.д.14).
Согласно справочной информации, ФГУП «Государственная корпорация воздушного движения в Российской Федерации», предоставленной по запросу суда общее ортодромическое расстояние по маршруту Красноярск-Москва Бургас-Москва-Красноярск составляет 9 958 км. Ортодромия по территории Российской Федерации составляет 7 503 км., а отношение ортодромии по РФ к общей ортодромии составляет 75,23% (7503х100% : 9958).
Суд считает, что размер подлежащий выплате истцу компенсации стоимости авиаперелета должен быть определен с учетом значений ортодромических расстояний от международных аэропортов Российской Федерации до зарубежных аэропортов (в границах Российской Федерации), а также процентного отношения ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии, которые устанавливаются Главным центром Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации и размещаются на сайте ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" ГЦ ЕС ОрВД в открытом доступе.
Таким образом, стоимость перелета истца по территории Российской Федерации с учетом значений ортодромических расстояний составляет 22 953 рубля 08 копеек (30 466 руб. х 75,23%). Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что истцом надлежащим образом подтвержден факт нахождения его на отдыхе и приходит к выводу о том, что его исковые требования подлежат частичному удовлетворению, истцу должна быть оплачена компенсация расходов стоимости проезда, поскольку пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществлялся не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.
Конституционный Суд в своем определении №-509-0 от 25.12.2003г. поясняет о том, что постановлением Верховного Совета РФ от 19.02.1993 г № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Правительство РФ обязывалось до 01.09.1993 года привести свои решения в соответствие с названным Законом, разработать и принять вытекающие из него нормативные акты. Также поясняется о том, что ни один действующий нормативно-правовой акт, в том числе законодательный акт РФ, не содержит прямого запрета: на предоставление льготы по оплате проезда неработающих пенсионеров.
В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации, не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека в гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным Законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других; лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Суд считает не возможным применить положения Правил, так как они ограничивают право истца на компенсацию расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно, гарантированное ему законом РФ от 19.02.1993 года и ухудшают его положение по сравнению с работающими гражданами Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд полагает, что исковые требования о признании незаконным решение ГУ Управлению пенсионного фонда в Богучанском районе Красноярского края (межрайонное) об отмене решения № 034-831287/19 от 24.10.2019 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда подлежат удовлетворению.
Суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению по тем основаниям, что в 2019 году у Терехова Е.Н. отсутствовало право обратиться в ГУ Управлению пенсионного фонда в Богучанском районе Красноярского края (межрайонное) за компенсацией на оплату проезда, так как предыдущее судебное решение о взыскании с УПФ РФ компенсации вступило в законную силу 23.02.2018, а выплата по данному судебному решению была произведена Терехову Е.Н. 8.03.2018, следовательно право на льготный проезд у него не наступило.
Однако, из решения Мотыгинского районного суда от 22.01.2018 следует, что предыдущее право на льготный проезд Тереховым Е.Н. было использовано в период с 06.08.2017 по 09.09.2017, стоимость возмещения расходов Терехову Е.Н. была взыскана по решению суда, в связи с отказом УПФ РФ в Мотыгинском районе компенсировать ему издержки связанные с проездом, в связи с чем он был вынужден обратиться в суд за защитой нарушенного права. С момента использования предыдущего проезда истекло 2 года, а потому, суд считает, что право Терехова Е.Н. на компенсацию проезда к месту отдыха и обратно, предоставляемое один раз в два года в соответствии с действующим законодательством, не может быть ограничено вступлением в законную силу решения суда от 22.01.2018.
Согласно п.19 ч.1 ст.336.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, выступающие по делам, в качестве истцов или ответчиков, к которым относится ГУ Управлению пенсионного фонда в Богучанском районе Красноярского края (межрайонное), в связи с чем, госпошлина не подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Терехова Евгения Никитича – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ Управлению пенсионного фонда в Богучанском районе Красноярского края (межрайонное) № 034-831287/19 от 24.10.2019 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда Терехова Е.Н..
Взыскать с ГУ Управлению пенсионного фонда в Богучанском районе Красноярского края (межрайонное) в пользу Терехова Евгения Е.Н. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 22 953 (двадцать три тысячи девятьсот пятьдесят три) рубля 08 копеек.
В удовлетворении исковых требований Терехова Евгения Никитича о взыскании с ГУ Управлению пенсионного фонда в Богучанском районе Красноярского края (межрайонное) компенсации льготного проезда в размере 2 600 (две тысячи шестьсот) рублей по маршруту Мотыгино-Красноярск-Мотыгино – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий Ю.Э. Моор