Дело №2а-1-667/2023
УИД 73RS0008-01-2023-000853-59
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 ноября 2023 г. г.Инза, суд
Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю., при секретаре Просвирниной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Щетинина Э.С. к Военному комиссариату города Инза, Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области, Военному комиссариату Ульяновской области, Призывной комиссии МО «Инзенский район» Ульяновской области, Призывной комиссии Ульяновской области, Военно-врачебной комиссии Инзенского района, Военно-врачебной комиссии Ульяновской области о признании незаконными решения о призыве на военную службу,
у с т а н о в и л :
Щетинин Э.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии МО «Инзенский район» Ульяновской области о признании незаконными решения о признании годным к военной службе.
Определением Инзенского районного суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Военный комиссариат города Инза, Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области, Военно-врачебная комиссии Инзенского района, Военно-врачебная комиссии Ульяновской области, Военный комиссариат Ульяновской области, Призывная комиссии Ульяновской области.
В административном исковом заявлении указал, что состоит на учете в военном комиссариате г. Инза, Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области. В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место (ч. 1 ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Данная обязанность им была выполнена, во время осеннего призыва 2023 года он явился по повесткам в назначенное время и место для уточнения документов воинского учета, медицинского освидетельствования и заседания призывной комиссии.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за следующими исключениями.
Согласно Указу Президента РФ от 30.03.2023 №220 «О призыве в апреле- июле 2023г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву», призыв на военную службу граждан Российской Федерации осуществлен с 1 апреля по 15 июля 2023 года.
Согласно положению ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», которое повторяет п. 15 Положения «О военно-врачебной экспертизе», освидетельствование граждан при призыве на военную службу проводят врачи - специалисты: врач - хирург, врач - терапевт, врач - невролог, врач - психиатр, врач - офтальмолог, врач - отоларинголог, врач - стоматолог и при необходимости врачи других специальностей.
Врачам - специалистам он озвучивал следующие жалобы: боль в спине при физической нагрузке.
Вышеуказанные жалобы указывают на наличие проблем со здоровьем, ограничивающие службу в вооруженных силах РФ.
16.10.2023 на заседании призывной комиссии муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области было принято решение о призыве на военную службу и вручена повестка серия УИ № 732300 для «отправки в вооруженные силы РФ».
Истцом было подано официальное заявление на получение выписки из книги протоколов заседания призывной комиссии, в связи с чем, не представилось возможности приобщить к административному исковому заявлению указанную выписку. Согласно ч. 6 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», вышеуказанная выписка готовится в течении пяти рабочих дней.
Вышеуказанные жалобы являются причиной вынесения решения об освобождении от призыва на военную службу, согласно ст. 66 Расписания болезней (прил. к «Положения о военно-врачебной экспертизе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 г № 565.
С решением призывной комиссии муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области от 1610.2023 истец не согласен, считает его незаконным, подлежащим отмене по следующим основаниям.
Медицинское освидетельствование предполагает изучение анамнеза, результатов обследования и соотнесение выявленных заболеваний с расписанием болезней и ТДТ (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565).
В соответствии с п.13 Постановления правительства РФ от 11.11.2006 №663 «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования. Гражданину вручается направление по форме согласно приложению N 2 и повестка о явке на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования. Направление подписывается военным комиссаром (военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) и заверяется печатью военного комиссариата (военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).
Согласно п. 18 Положения «О военно - врачебной экспертизе», по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе.
Согласно п. 23 того же Положения, формы документов, заполняемых врачами-специалистами, врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, при первоначальной постановке граждан на воинский учет, при призыве граждан на военную службу, при медицинском осмотре граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, при контрольном освидетельствовании граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, а также правила их заполнения определяются Министерством обороны Российской Федерации.
Пунктом 20 «Положения о военно-врачебной экспертизе» установлено, что в случае невозможности вынесения заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в освидетельствовании, направляется в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, указанный в пункте 4 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза увечья, заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии, врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
Гражданину, нуждающемуся по заключению врача-специалиста в обследовании в медицинской организации государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинской организации муниципальной системы здравоохранения, включенной в перечень медицинских организаций, на руки выдается направление, заполненное врачом-специалистом, вынесшим соответствующее заключение, подписанное военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) и заверенное печатью военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований), а также 2 экземпляра бланка медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина.
Административный истец полагает, что в данном случае была нарушена процедура проведения призывных мероприятий, вследствие чего с непризывным диагнозом он был призван на военную службу.
Таким образом, не были учтены данные по имеющемуся у него заболеванию и жалобам на сегодняшний день в рамках осеннего призыва 2023 года. Призывная комиссия приняла решение с грубыми нарушениями порядка вынесения такого решения, врачами-специалистами он не был осмотрен в полном объеме, вследствие вышеуказанного произошло неверное правоприменение, выразившееся в не применении в отношение него ст. 66 Расписания болезней, что, в свою очередь, повлекло за собой принятие оспариваемого решения.
Просил суд признать незаконным решение призывной комиссии муниципального - образования «Инзенский район» Ульяновской области от 16.10.2023 о призыве административного истца на военную службу;
Административный истец Щетинин Э.С. извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащем образом, в суд не явился, представил заявление в котором просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель административного ответчика – Военного комиссариата Ульяновской области» в судебное заседание не явился, представил возражения на административный иск, в соответствии с которыми решением призывной комиссии муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области от 16.10.2023 (протокол № 4) Щетинин Э.С. был призван на военную службу.
Данная призывная комиссия была создана Указом Губернатора Ульяновской области от 22.09.2023 № 93 «Об утверждении составов призывной комиссии Ульяновской области и призывных комиссий муниципальных образований Ульяновской области, имеющих статус муниципального района (городского округа), и о регулировании некоторых других вопросов, возникающих в связи с призывом граждан на военную службу в октябре-декабре 2023 года».
В ее состав входят должностные лица, относящиеся к разным органам государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, которые не связаны между собой отношениями подчиненности и принятое ими коллегиальное решение оформляется протоколом. Состав комиссии формируется таким образом, чтобы принятое ими решение было независимо от других лиц и организаций. Поэтому, принимая решение о призыве гражданина на военную службу, призывная комиссия руководствуется только объективными данными и основывается на заключении о категории годности призывника к военной службе.
Военный комиссариат не вправе вмешиваться в деятельность призывной комиссии и давать оценку ее действиям. Призывная комиссия не является структурным подразделением военного комиссариата, и он за ее действия (бездействие) ответственности не несет. Законодательством Российской Федерации на военный комиссариат возлагается лишь организация призыва, которую он проводит при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований.
Вынесение заключения о категории годности и принятие решения о призыве граждан на военную службу - полномочия призывной комиссии. Поэтому военный комиссариат Ульяновской области является ненадлежащим административным ответчиком по делу.
Законодательством Российской Федерации определен порядок призыва и порядок проведения медицинского освидетельствования призывников.
В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом; невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом,- стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте I настоящей статьи, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом; невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом,- стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
В соответствии с пунктом 18 Положения о военно-врачебной экспертизе Результаты обследования и освидетельствования гражданина при первоначальной постановке на воинский учет (призыве на военную службу) вносятся в учетную карту призывника, карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, протокол заседания комиссии по постановке граждан на воинский учет (протокол заседания призывной комиссии) и в случаях, установленных настоящим пунктом, - в лист медицинского освидетельствования.
Лист медицинского освидетельствования заполняется врачом-специалистом, принимавшим участие в освидетельствовании граждан, в день освидетельствования на граждан, направляемых на обследование в соответствии с пунктом 4 статьи 5 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Призывные мероприятия и медицинское освидетельствование в отношении Щетинина Э.С. проводились в соответствии с требованиями законодательства, что подтверждается следующим:
При прохождении мероприятий, связанных с осенним призывом 2023 года административный истец был освидетельствован врачами-специалистами, поскольку призывником были заявлены жалобы на состояние здоровья, последний был направлен на дополнительные обследования в медицинское учреждение - ГУЗ «Инзенская районная больница», установленное Указом Губернатора Ульяновской области, после чего врачом-хирургом был заполнен лист медицинского освидетельствования.
По предъявленным жалобам, связанным с плоскостопием, был направлен на рентгенографию стоп, по результатам дополнительного обследования установлен диагноз: продольное плоскостопие справа II (второй) степени, слева II (второй) степени.
По жалобам, связанным с болями в спине, был направлен на рентгенографию грудного поясничного отделов позвоночника, установлен диагноз: S-образный сколиоз грудного отдела позвоночника I (первой) степени.
По жалобам на боли в сердце был направлен на эхокардиографию, согласно заключения от 12.10.2023 нарушений не выявлено.
По результатам обследований, с учетом истории болезни и материалов личного дела призывника, а также с учетом личного осмотра и опроса призывника, врачом- хирургом установлена категория годности Щетинина Э.С. к военной службе - Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
В соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 ФЗ № 53, врачом руководящим работой, установлена итоговая категория годности Щетинина Э.С. к военной службе - Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
Фактически истец не согласен с результатами медицинского освидетельствования.
Согласно положениям, содержащимся в ч.2 ст. 25, ч. 6 ст. 61 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при несогласии гражданина с результатами медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 547.
Пунктом 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что независимая экспертиза проводится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.
В соответствии с пунктом 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе (далее - экспертное учреждение).В силу пункта 101 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 по результатам независимой военно-врачебной экспертизы, произведенной в соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574, военно-врачебная комиссии назначает проведение контрольного обследования и повторного освидетельствования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащий или сотрудник проходит (проходил) военную службу (приравненную службу), если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии).
Так в силу п.102 Положения о военно-врачебной экспертизе военный комиссар (военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) при получении заключения независимой военно-врачебной экспертизы приобщает его к личному делу призывника и в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет направляет гражданина в соответствующую комиссию для повторного освидетельствования, если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводом с заключением освидетельствования гражданина, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет.
В случае если на момент получения военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) заключения независимой военно- врачебной экспертизы работа призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет завершена, заключение независимой военно-врачебной экспертизы рассматривается при освидетельствовании гражданина, проводимом в рамках работы следующей призывной комиссии.
Щетинин Э.С., указывая, что страдает заболеванием, которое дает основания для освобождения от прохождения военной службы по призыву, правом на прохождение независимой военно-врачебной экспертизы не воспользовался, доказательств, препятствующих получению заключения независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном пунктами 7 и 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе и представления его в установленном законом порядке для проведения медицинского освидетельствования, не представил.
Щетинин Э.С. заявление (жалобу) в призывную комиссию Ульяновской области о несогласии с решением призывной комиссии муниципального образования не подавал, правом на проведение контрольно-медицинского освидетельствования не воспользовался, бесспорных и достоверных доказательств, характеризующих состояние здоровья и подтверждающих наличие заболеваний, освобождающих его от призыва на военную службу, не представил.
Таким образом, оспариваемое решение призывной комиссии соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим порядок призыва граждан на военную службу, права, свободы и законные интересы административного истца при принятии оспариваемого решения нарушены не были.
Просил суд отказать в удовлетворении административных исковых требований Щетинину Э.С. в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Военного комиссариата города Инза, Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил возражения на административный иск, в соответствии с которыми Щетинин Э. С. состоит на воинском учете в отделении (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата (города Инза, Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области) с 13.10.2023, ранее никогда и нигде не состоял на воинском учете.
Медицинской комиссией по статье 68 «г» (Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 № 565) признан Б-3 - годным к военной службе с незначительными ограничениями. При прохождении медицинского освидетельствования озвучил о проблемах с сердцем, был направлен на эхокардиографию. Данных о нарушении не выявлено. Заявил о наличии плоскостопия, был направлен на рентгенографию стоп. Заключение: продольное плоскостопие справа II (второй) степени, слева II (второй) степени. Заявил о проблемах с позвоночником, был направлен на рентгенографию грудного поясничного отделов позвоночника. Заключение: S-образный сколиоз грудного отдела позвоночника I (первой) степени. Согласно диагностических исследований, врач-хирург вынес заключение: ст. 68 «г» Б-3 - годен к военной службе с незначительными ограничениями. Согласно листа изучения призывника Щетинина Э. С., который заполняется законным представителем призывника, данных о наличии у призывника заболеваний, препятствующих прохождению военной и альтернативной гражданской службы не имеется. Также гражданин Щетинин Э.С. данных о наличии законных оснований для предоставления отсрочки от призыва на военную службу, данных о действующего права на отсрочку, либо на освобождение от прохождения военной службы не предоставлял.
16.10.2023 (Протокол № 4) решением призывной комиссии МО «Инзенский район» Ульяновской области призван на военную службу. На заседании призывной комиссии гражданин Щетинин Э. С. не озвучивал свое несогласие с решением призывной комиссии. На заседании призывной комиссии Щетинину Э. С. под личную подпись была вручена повестка на отправку в войска на 26.10.2023, по повестке не явился.
Представители Призывной комиссии МО «Инзенский район» Ульяновской области, Призывной комиссии Ульяновской области, Военно-врачебной комиссии Инзенского района, Военно-врачебной комиссии Ульяновской области в судебное заседание не явились, возражений не представили.
Исследовав материалы дела, заслушав явившиеся стороны, суд приходит к следующему.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст.59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со ст.36 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ч.4 ст.26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно ч.1 ст.26 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии со ст.28 Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в п.1 названной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно п.5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с п. 13 Положения при призыве на военную службу организация обязательного медицинского освидетельствования призывника, возлагается на призывную комиссию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.072013 N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.
Согласно пункту 1 Положения военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В силу пункта 9 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом; невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом,- стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Призывные мероприятия и медицинское освидетельствование в отношении Щетинина Э.С. проводились в соответствии с требованиями законодательства.
При прохождении мероприятий, связанных с осенним призывом 2023 года административный истец был освидетельствован врачами-специалистами, поскольку призывником были заявлены жалобы на состояние здоровья, последний был направлен на дополнительные обследования в медицинское учреждение - ГУЗ «Инзенская районная больница», установленное Указом Губернатора Ульяновской области, после чего врачом-хирургом был заполнен лист медицинского освидетельствования.
По предъявленным жалобам, связанным с плоскостопием, был направлен на рентгенографию стоп, по результатам дополнительного обследования установлен диагноз: продольное плоскостопие справа II (второй) степени, слева II (второй) степени.
По жалобам, связанным с болями в спине, был направлен на рентгенографию грудного поясничного отделов позвоночника, установлен диагноз: S-образный сколиоз грудного отдела позвоночника I (первой) степени.
По жалобам на боли в сердце был направлен на эхокардиографию, согласно заключения от 12.10.2023 нарушений не выявлено.
По результатам обследований, с учетом истории болезни и материалов личного дела призывника, а также с учетом личного осмотра и опроса призывника, врачом- хирургом установлена категория годности Щетинина Э.С. к военной службе - Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
Щетинин Э.С., указывая, что страдает заболеванием, которое дает основания для освобождения от прохождения военной службы по призыву, правом на прохождение независимой военно-врачебной экспертизы не воспользовался, доказательств, препятствующих получению заключения независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном пунктами 7 и 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе и представления его в установленном законом порядке для проведения медицинского освидетельствования, не представил.
Щетинин Э.С. заявление (жалобу) в призывную комиссию Ульяновской области о несогласии с решением призывной комиссии муниципального образования не подавал, правом на проведение контрольно-медицинского освидетельствования не воспользовался, бесспорных и достоверных доказательств, характеризующих состояние здоровья и подтверждающих наличие заболеваний, освобождающих его от призыва на военную службу, не представил.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Щетинина Э.С. к Военному комиссариату города Инза, Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области, Военному комиссариату Ульяновской области, Призывной комиссии МО «Инзенский район» Ульяновской области, Призывной комиссии Ульяновской области, Военно-врачебной комиссии Инзенского района, Военно-врачебной комиссии Ульяновской области о признании незаконными решения о призыве на военную службу, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 6 декабря 2023 г.