Дело 2-77/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Южа Ивановской области 09 февраля 2021 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Пятых Л.В.,
с участием помощника прокурора Южского района Смирновой О.С., действующей по доверенности,
представителя ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области и представителя третьего лица УФСИН России по Ивановской области Саранской М.В., действующей по доверенностям,
при секретаре Зверевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колонии №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» об обязании обеспечить осужденных, привлеченных к работам, средствами индивидуальной защиты,
У С Т А Н О В И Л:
Ивановский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №6 УФСИН России по Ивановской области» (далее по тексту ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области) об обязании обеспечить осужденных, привлеченных к работам, средствами индивидуальной защиты.
Как следует из представленного искового заявления, в ходе проведенной в декабре 2020 года прокуратурой проверки, было установлено, что осужденные, привлеченные к оплачиваемым работам в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области, в полном объеме не обеспечены средствами индивидуальной защиты, прошедшим обязательную сертификацию или декларацию, в соответствии с типовыми нормами. По результатам проверки в адрес начальника ФКУ ИК-6 прокуратурой внесено представление, однако до настоящего времени указанное представление не исполнено.
В обоснование исковых требований прокурор руководствуется положениями: ч.1 ст.ст. 10, 104 УИК РФ, ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст. 150 ГК РФ, ст.ст. 22, 211, 212, 221 ТК РФ, п.п. 21, 23, 60, 115, 122, 135, 148 приказа Минтруда России от 09.12.2014 года № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», п. 26 приложения №11 Постановления Минтруда России от 29.12.1997 №68 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты», п. 1615 приказа Минздравсоцразвития России от 09.12.2009 №970н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», п.5838 приказа Минздравсоцразвития России от 11.08.2011 №906н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам химических производств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», а также положениями устава ФКУ ИК-6, утвержденного приказом ФСИН России от 28.11.2019 года №1094.
С учетом изложенного прокурор просит обязать ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области в срок до 01.12.2021 года устранить выявленные нарушения федерального законодательства об охране труда, а именно обеспечить осужденных, привлеченных к работам средствами индивидуальной защиты:
- 2 осужденных, трудоустроенных уборщиками территории, фартуками из полимерных материалов с нагрудником, сапогами с защитным подноском;
- 6 осужденных, трудоустроенных уборщиками территории, костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуками из полимерных материалов с нагрудником, сапогами резиновыми с защитным подноском;
- 1 осужденного, трудоустроенного чистильщиком канализации, тоннелей и каналов, костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуком из полимерных материалов, бельем нательным, ботинками кожаными с защитным подноском или сапогами кожанами с защитным подноском, перчатками с полимерным покрытием или перчатками трикотажными с точечным покрытием, каской защитной, подшлемником под каску (с однослойным или трехслойным утеплителем), очками защитными, наушниками противошумными или вкладышами противошумными, средством индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) противоаэрозольным, маской или полумаской со сменными фильтрами;
- 3 осужденных, трудоустроенных рабочими по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, костюмами для защиты от общих производственных и механических воздействий, сапогами резиновыми с защитным подноском, перчатками резиновыми или из полимерных материалов, щитками лицевыми или очками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими;
- 1 осужденного, трудоустроенного рабочим по стирке и ремонту спецодежды, костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуком из полимерных материалов с нагрудником, перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов;
- 1 осужденного, трудоустроенного рабочим по стирке, костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий;
- 1 осужденного, трудоустроенного парикмахером, костюмом и брюками хлопчатобумажными или халатом и брюками из смешанных тканей, кожаными тапочками;
- 2 осужденных, трудоустроенных слесарями по ремонту оборудования котельной, сапогами с защитными подносками, сапогами болотными с защитными подносками;
- 2 осужденных, трудоустроенных грузчиками, костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием;
- 2 осужденных, трудоустроенных грузчиками, костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий;
- 18 осужденных, трудоустроенных подсобными рабочими, костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий;
- 3 осужденных, трудоустроенных подсобными рабочими, костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием.
В судебном заседании помощник прокурора Южского района Смирнова О.С., действующая по доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам искового заявления. Настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области Саранская М.В., действующая по доверенности, а также представляющая по доверенности интересы третьего лица УФСИН России по Ивановской области, обстоятельства, доводы искового заявления о не обеспеченности осужденных, выполняющих указанные прокурором виды работ, специальными средствами индивидуальной защиты, и необходимость приобретения ответчиком средств индивидуальной защиты по видам и перечню искового заявления не оспаривала. Исковые требовании прокурора признала, о чем представила письменное заявление, ходатайствовала о рассмотрении вопроса об установлении срока для исполнения требования прокурора ответчиком до 30.06.2022 года. Выступая в прениях, представитель ответчика и третьего лица, фактически отказавшись от позиции ответчика о признании иска, поддержала доводы ранее представленного в судебном заседании отзыва на исковые требования.
Согласно представленного в материалах дела письменного отзыва ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области, ответчик исковые требования не признал в полном объеме, в обоснование к чему, ссылаясь на положения ст.ст. 161, 162, 221 БК РФ, ст.ст. 9, 13 Закона РФ от 21.07.1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента РФ от 13.10.2004 года №1314, Приказ Министерства финансов РФ от 14.02.2018 года №26н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений»; приказ Министерства финансов РФ от 20.06.2018 года №141н «О порядке составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений»; приказ ФСИН России от 13.04.2020 года №252 «Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы РФ», указала, что:
- ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области является казенным учреждением и согласно п.5 ст. 161 БК РФ самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. Финансирование уголовно-исполнительной системы осуществляется из Федерального бюджета строго целевым образом. Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством РФ;
- в настоящее время бюджетная смета на 2020 и 2021 годы утверждена. Средства, необходимые для реализации требований по обеспечению осужденных, привлеченных к работам, средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларацию, в соответствии с типовыми нормами, не были учтены государством. В сметы расходов ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области не заложена сумма, необходимая для приобретения средств индивидуальной защиты для осужденных, привлеченных к работам;
- денежные средства, необходимые для устранения выявленных нарушений должны быть выделены Государством РФ (Минфином в лице казны), а ФКУ ИК-6 обязано потратить эти денежные средства целевым образом на устранение допущенных нарушений. Со стороны истца к определенным действия необходимо установить каким образом (за счет каких средств) будет выполняться решение суда. Именно Государство, предусмотрев в законе определенные требования, не обеспечило их финансирование должным образом.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу ст. ст. 20, 41 Конституции РФ закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.
Согласно п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статьей 150 ГК РФ предусмотрена защита жизни и здоровья и другие нематериальных благ в судебном порядке.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ), одной из задач является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.
В ст. 10 УИК РФ закреплено, что Российская Федерация, уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным и уголовно-исполнительным законодательством РФ.
Согласно положениям ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
В силу ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
Согласно ч.2 ст.9 УИК РФ общественно полезный труд является одним из средств исправления осужденных.
Частью 1 ст. 104 УИК РФ предусмотрено, что продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Статьей 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Как следует из ст. 219 Трудового кодекса РФ, каждый работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.
Согласно ч. 1 ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Правила), утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н установлены обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Требования Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с п. 4 Правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие средства индивидуальной защиты выдаются бесплатно.
В соответствии с п. 12 Правил средства индивидуальной защиты, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.
Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств, форма которой приведена в приложении к данным Правилам.
Пунктом 1 Приказа Минздравсоцразвития РФ N 997н от 09.12.2014 утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, согласно приложению.
Согласно приложения к приказу Минздравсоцразвития РФ N 997н от 09.12.2014 года:
- уборщики территорий обеспечиваются: фартуками из полимерных материалов с нагрудником (2 шт. в год); сапогами резиновыми с защитным подноской (1 парой в год); костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт. в год) (п.23);
- рабочие по комплексному ремонту и обслуживанию зданий обеспечиваются: костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий; сапогами резиновыми с защитным подноском; перчатками резиновыми или из полимерных материалов; щитками лицевыми или очками защитными; средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими (п. 135);
- рабочие по стирке и ремонту спецодежды обеспечиваются: костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий; фартуком из полимерных материалов с нагрудником; перчатками с полимерным покрытием; перчатками резиновыми или из полимерных материалов (п. 115);
- слесари по ремонту оборудования котельной обеспечиваются: сапогами резиновыми с защитным подноском; сапогами болотными с защитным подноском (п. 148);
- грузчики и подсобные рабочие (при работе с прочими грузами) обеспечиваются: костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий; перчатками с полимерным покрытием (п. 21).
Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам химических производств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 11.08.2011 N 906н.
Согласно приложение к Приказу Министерства здравоохранения Минздравсоцразвития России от 11.08.2011 N 906н:
- чистильщики канализационных тоннелей и каналов обеспечиваются: костюмом от общих производственных загрязнений и механических воздействий; фартуком из полимерных материалов; бельем нательным; ботинками кожаными с защитным подноском или сапогами кожаными с защитным подноском; перчатками с полимерным покрытием или перчатками трикотажными с точечным покрытием; каской защитной; подшлемником под каску (с однослойными или трехслойным утеплителем); очками защитными; наушниками противошумными или вкладышами противошумными, средством индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) противоаэрозольным; маской или полумаской со сменными фильтрами (п. 5838);
В соответствии с «Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особо температурных условиях или связанных с загрязнением», утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.12.2009 г. N 970н,
- по общей профессии парикмахер обеспечивается: халатом и брюками хлопчатобумажными или халатом и брюками из смешанных тканей, кожаными туфлями (п.1615).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области в результате проведенной в августе 2020 года проверки исполнения администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области требований уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего охрану труда осужденных к лишению свободы, установлено, что осужденные трудоустроенные в ФКУ ИК-6 на должности: уборщиков территории, чистильщика канализации, тоннелей и каналов, рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, рабочие по стирке и ремонту спецодежды, рабочий по стирке, парикмахер, слесаря по ремонту оборудования котельной, грузчики, подсобные рабочиме, не обеспечены средствами индивидуальной защиты прошедшими в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия согласно норм, предусмотренных: п.п. 21, 23, 60, 115, 122, 135, 148 приказа Минтруда России от 09.12.2014 года № 997н; п. 26 приложения №11 Постановления Минтруда России от 29.12.1997 №68; п. 1615 приказа Минздравсоцразвития России от 09.12.2009 №970н; п.5838 приказа Минздравсоцразвития России от 11.08.2011 №906н.
31.08.2020 года по указанным нарушениям законодательства прокурором в адрес начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области внесено представление о безотлагательном устранении допущенных нарушений.
Как следует из справки начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области от 28.09.2020 года, ответчиком в адрес УФСИН России по Ивановской области 04.06.2020 года направлен ответ на запрос о потребностях в средствах индивидуальной защиты, а также сумме денежных средств, необходимых на их приобретение.
Согласно штатному расписанию ФКУ ИК-6, утвержденному приказом начальника ФКУ ИК-6 УФСИН Росси по Ивановской области №220-ос от 15.10.2020 года, в исправительном учреждении количество уборщиков территорий определено 8 осужденных; чистильщик каналдизацонных тоннелей и каналов – 1 осужденный; рабочих по комплексному ремонту и обслуживанию зданий – 4 осужденных; рабочих по стирке и ремонту спецодежды – 2 осужденных; парикмахер – 1 осужденный; слесарей по ремонту оборудования котельной – 2 осужденных; грузчиков – 4 осужденных; подсобных рабочих – 22 осужденных.
Доводы прокурора о необеспеченности осужденных привлеченных к работам средствами индивидуальной защиты по перечню, изложенному в исковом заявлении подтверждаются справкой заместителя начальника ФКУ ИК-6 от 18.12.2020 года, о фактической выдаче средств индивидуальной защиты осужденным ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области по состоянию на 14.12.2020 года, а также представленными личными карточками учета выдачи средств индивидуальной защиты осужденных ФКУ ИК-6 и информационной справкой заместителя начальника ФКУ ИК-6 о потребностях в денежных средствах для приобретения осужденным работникам средств индивидуальной защиты.
Изложенные доводы не оспаривались в судебном заседании и представителем ответчика, из пояснений которой следует, что до настоящего времени требования прокурора не исполнены.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что ответчиком были допущены нарушения требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства, регламентирующие привлечение осужденных к труду, которые до настоящего времени не устранены.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что работник имеет право на труд в условиях, отвечающих государственным нормативным требованиям охраны труда, включая требования безопасности. Это право работника реализуется исполнением работодателем обязанности создавать такие условия труда.
Неисполнение требований федерального законодательства о труде, недопустимо, влечет нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-6, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. При обстоятельствах, установленных в результате проверки, труд осужденных, привлекаемых к работам в ФКУ ИК-6, не является безопасным, что препятствует реализации важнейших конституционных принципов о праве на охрану жизни и здоровья граждан.
В соответствии с общими положениями ГК РФ казенные учреждения отвечают по своим обязательствам самостоятельно, а при недостаточности денежных средств наступает субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения (статья 123.22 ГК РФ).
Казенное государственное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ).
Как следует из устава ФКУ ИК-6, утвержденного приказом ФСИН России от 28.11.2019 года №1094:
- Учредителем ФКУ ИК-6 является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя ФКУ ИК-6 осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственник имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России (п.1.2 Устава);
- Учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения (п.1.6 Устава)
При этом согласно пункту 1.9 Устава ФКУ ИК-6 вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним Учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в суде.
Кроме того, согласно пункту 2.1 Устава предметом и целями деятельности ФКУ ИК-6 являются, в частности:
- обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных;
- создание осужденным условий содержания, соответствующих нормах международного права, положениям международных договоров Российской Федерации
Согласно п.п. 5.9., 5.12 Устава, источниками финансирования учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации. При недостаточности у учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ивановской области.
Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, ФКУ ИК-6 осуществляет самостоятельную деятельность, по организации труда осужденных приносящую доход исправительному учреждению, часть из которого остается в непосредственно распоряжении ответчика.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. №13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В настоящем деле исковые требования сформулированы не в связи с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Предметом исковых требований является возложение обязанности исполнить в натуре обязанность по обеспечению осужденных, привлеченных к работам, средствами индивидуальной защиты, без указания за счет каких средств следует исполнить обязанность. Требований о взыскании в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации каких-либо денежных средств не предъявлено.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Таких оснований судом при рассмотрении настоящего дела не установлено
Право на изменение предмета и основания иска предоставляется только истцу (статья 39 ГПК РФ). Суд не вправе выходить за пределы требований истца, самостоятельно изменяя предмет или основание иска.
При вынесении решения, суд принимает во внимание, что со стороны учреждения приняты меры по истребованию денежных средств у распорядителя бюджетных средств, путем направления информации о потребностях и запроса о выделении денежных средств 28.12.2020 года. Однако правовых последствий для разрешения данного спора указанные действия не имеют.
Оценивая доводы представителя ответчика и третьего лица об отсутствие денежных средств на выполнение требований прокурора, суд не может принять их во внимание, в связи с тем, что недостаточное финансирование не является основанием для освобождения ответчика от исполнений обязанностей, установленных законом, неисполнение которых нарушают права, и законные интересы лиц, содержащихся в учреждении, в том числе, право на безопасные условии труда.
В связи с вышеизложенным, оценивая представленные сторонами доказательства, анализируя приведенные выше нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора, предъявленные к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Каких-либо доказательств невозможности исполнить вышеперечисленные обязанности представителем ответчика суду не представлено.
Определяя срок для исполнения требований прокурора, в течение которого ответчик обязан устранить вышеперечисленные нарушения законодательства, суд учитывает, что ответчику необходимо определенное время для надлежащего выполнения указанных действий. В связи с чем, в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание характер нарушения права, и законных интересов лиц, содержащихся в учреждении, в том числе, прав на безопасные условии труда, суд соглашается с доводами прокурора и считает необходимым установить срок для исполнения возложенной обязанности до 01.12.2021 года, полагая такой срок разумным и достаточным для выполнения ответчиком возложенной на него обязанности, а также обеспечивающим баланс интересов сторон.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для дальнейшего увеличения указанного срока.
В связи с финансированием ответчика за счет федерального бюджета, государственная пошлина в федеральный бюджет взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №6 УФСИН России по Ивановской области» удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №6 УФСИН России по Ивановской области» в срок до 01 декабря 2021 года обеспечить осужденных, привлеченных к работам средствами индивидуальной защиты:
- 2 осужденных, трудоустроенных уборщиками территории, фартуками из полимерных материалов с нагрудником, сапогами с защитным подноском;
- 6 осужденных, трудоустроенных уборщиками территории, костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуками из полимерных материалов с нагрудником, сапогами резиновыми с защитным подноском;
- 1 осужденного, трудоустроенного чистильщиком канализации, тоннелей и каналов, костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуком из полимерных материалов, бельем нательным, ботинками кожаными с защитным подноском или сапогами кожанами с защитным подноском, перчатками с полимерным покрытием или перчатками трикотажными с точечным покрытием, каской защитной, подшлемником под каску (с однослойным или трехслойным утеплителем), очками защитными, наушниками противошумными или вкладышами противошумными, средством индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) противоаэрозольным, маской или полумаской со сменными фильтрами;
- 3 осужденных, трудоустроенных рабочими по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, костюмами для защиты от общих производственных и механических воздействий, сапогами резиновыми с защитным подноском, перчатками резиновыми или из полимерных материалов, щитками лицевыми или очками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими;
- 1 осужденного, трудоустроенного рабочим по стирке и ремонту спецодежды, костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуком из полимерных материалов с нагрудником, перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов;
- 1 осужденного, трудоустроенного рабочим по стирке, костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий;
- 1 осужденного, трудоустроенного парикмахером, костюмом и брюками хлопчатобумажными или халатом и брюками из смешанных тканей, кожаными тапочками;
- 2 осужденных, трудоустроенных слесарями по ремонту оборудования котельной, сапогами с защитными подносками, сапогами болотными с защитными подносками;
- 2 осужденных, трудоустроенных грузчиками, костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием;
- 2 осужденных, трудоустроенных грузчиками, костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий;
- 18 осужденных, трудоустроенных подсобными рабочими, костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий;
- 3 осужденных, трудоустроенных подсобными рабочими, костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Пятых Л.В.
Решение вынесено в окончательной форме 16 февраля 2021 года.