Дело № 2-936/2020
58RS0008-01-2020-001840-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2020 года
Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Макушкиной Е.В.,
при секретаре Кондратьевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Пензенского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Пензенской области о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Пензенской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в январе 2020 года проведена проверка в Федеральном Казенном Учреждении исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области, расположенном адресу: <адрес>, (ИНН №, ОГРН №), в ходе которой выявлены нарушения уголовно-исполнительного и трудового законодательства.
Проверка показала, что в нарушение абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ст. 221 ТК РФ, п. 56 Типовых норм, 8 операторов котельной ИК-8 не были обеспечены перчатками для защиты от повышенных температур. В игнорирование п. 135 Типовых норм, 5 рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий учреждения также не обеспечены защитными лицевыми щитками или защитными очками.
Согласно штатному расписанию ИК-8, утвержденному приказом начальника ИК-8 от 21.01.2020 № №, количество операторов котельной определено 8 осужденных, количество рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий - 5 осужденных.
Кроме того, проверкой вскрыто, что в нарушение абз. 2 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 59 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2631-10» в помещении парикмахерской ИК-8 имеются следы протечки, штукатурка стен находится в ненадлежащем состоянии (фрагменты штукатурки отваливаются, пластик на потолке частично отсутствует), следовательно, помещение требует проведения текущего ремонта.
По указанным нарушениям законодательства прокурором 28.02.2020 начальнику ИК-8 внесено представление. Однако, в силу недостаточности денежных средств, данные нарушения не были устранены. Контрольная проверка также показала наличие данных нарушений в деятельности ИК-8. Учитывая требования приведенного законодательства, ИК-8 обязана принять меры к устранению указанных нарушений законодательства. Данные обстоятельства существенным образом нарушают требования уголовно - исполнительного и трудового законодательства и охраняемые законом права осужденных.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», просит суд обязать Федеральное Казенное Учреждение Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области обеспечить 8 операторов котельной перчатками для защиты от повышенных температур (2 пары в год); обеспечить 5 рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий учреждения защитными лицевыми щитками или защитными очками; привести в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.2.2631-10, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 59, помещение парикмахерской путем проведения текущего ремонта.
Представитель Пензенского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – помощник прокурора Лыбов А.Г., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в нем, дополнив их тем, что с целью проверки устранения указанных в исковом заявлении нарушений, 12 августа 2020 года им проведена повторная проверка по устранению нарушений законодательства, указанных в исковом заявлении, которая показала, что требования действующего законодательства не исполнены, 8 операторов котельной не были обеспечены перчатками, 5 рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий учреждения также не обеспечены защитными лицевыми щитками или защитными очками, ремонт помещения парикмахерской не проведен.
Представитель ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН России по Пензенской области Савочкина А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, из которых следует, что согласно п. 1.6 Устава учреждение по своей организационно - правовой форме является федеральным казенным учреждением, имеет статус исправительного учреждения и является некоммерческой организацией. Согласно п. 1.2 Устава учредителем ФКУ ИК-8 УФСИН России по Пензенской области является Российская Федерация. Функции и полномочия учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Согласно пункту 1.6 учреждение по своей организационно - правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения и является некоммерческой организацией. В соответствии с пунктом 4.3 Устава УФСИН России по Пензенской области в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утверждения штатной численности и фонда оплаты труда работников учреждения и внесения в них соответствующих изменений. Согласно пункту 5.8 Устава учреждения источником финансирования, является федеральный бюджет и иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации. По состоянию на текущую дату осужденные, трудоустроенные па должности рабочего по комплексному обслуживанию зданий и сооружений, частично обеспечены средствами защиты. ФКУ ИК-8 УФСИН России по Пензенской области добровольно предпринимает меры для устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, а именно, был направлен запрос о выделение денежных средств на обеспечение 8 операторов котельной защитными перчатками от повышенных температур исх. № от 30.03.2020 года, так же был направлен запрос о выделении денежных средств на проведение ремонта исх. № от 02.04.2020 года. В связи с вышеизложенным полагает, что ФКУ ИК-8 УФСИН России по Пензенской области неумышленно допускает нарушение действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения осужденных средствами индивидуальной защиты, и проведения ремонта парикмахерской. В добровольном порядке предпринимает все необходимые меры для устранения существующих недостатков и недопущение повторного их появления.
После проведения повторной проверки представитель ответчика Савочкина А.С. в судебном заседании пояснила, что указанные в исковом заявлении нарушения действующего законодательства ими не устранены из-за отсутствия денежных средств.
Представитель третьего лица УФСИН России по Пензенской области Ахмерова В.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать, при этом поддержала позицию представителя ответчика.
Выслушав объяснения представителей истца, ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.
Статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена защита жизни и здоровья и другие нематериальных благ в судебном порядке.
Согласно ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав неограничен.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), одной из задач является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.
В соответствии со ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает их личную безопасность при исполнении наказаний.
В соответствии со ст. 13 УИК РФ учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В силу требований ст.101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Согласно п. 1.1 Устава следует, что ИК-8 является учреждением уголовно - исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Пунктом 2.1 Устава определены предмет и цели деятельности ИК-8, в том числе: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение правопорядка и законности в Учреждении, обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, международного права, положениям международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с абз. 7 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
В силу ч. 1 ст. 221 ТК РФ, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.
В соответствии с п. 56 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях иди связанных с загрязнением, утвержденных приказам Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 № 997н (далее - Типовые нормы), оператор котельной должен быть обеспечен в том числе перчатками для защиты от повышенных температур (2 пары в год).
В соответствии с п.135 Типовых норм рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий учреждения должны быть обеспечены лицевыми щитками или защитными очками.
Из материалов дела следует, что Пензенской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в январе 2020 года проведена проверка в Федеральном Казенном Учреждении исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области, расположенном адресу: <адрес>, (ИНН №, ОГРН №), в ходе которой выявлены нарушения уголовно-исполнительного и трудового законодательства.
Согласно штатному расписанию ИК-8, утвержденному приказом начальника ИК-8 от 21.01.2020 г. №14-ос, количество операторов котельной определено 8 осужденных, количество рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий – 5.
Проверка показала, что в нарушение абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ст. 221 ТК РФ, п. 56 Типовых норм, 8 операторов котельной ИК-8 не были обеспечены перчатками для защиты от повышенных температур, в нарушение п. 135 Типовых норм, 5 рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий учреждения также не обеспечены защитными лицевыми щитками или защитными очками.
Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов (абзац второй части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (абзацы второй и тринадцатый части 1 статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1.2 СанПиН 2.1.2.2631-101.2, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 59, санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги.
П.п. 5.2 и п.5.3 СанПиН 2.1.2.2631-101.2 установлено, что поверхности стен, потолков и полов, наружная и внутренняя поверхность мебели должны быть гладкими, легко доступными для влажной уборки и устойчивыми к обработке дезинфицирующими средствами. Покрытие полов в организациях коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, в том числе солярия (линолеум, метлахская, керамогранитная плитка, дощатые (окрашенные), паркетные полы и другие), должно быть гладким и позволяющим проводить влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что работник имеет право на труд в условиях, отвечающих государственным нормативным требованиям охраны труда, включая требования безопасности. Это право работника реализуется исполнением работодателем обязанности создавать такие условия труда.
В ходе проверки установлено, что в нарушение абз. 2 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 59 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2631-10» в помещении парикмахерской ИК-8 имеются следы протечки, штукатурка стен находится в ненадлежащем состоянии (фрагменты штукатурки отваливаются, пластик на потолке частично отсутствует), следовательно, помещение требует проведения текущего ремонта.
28.02.2020 года по указанным нарушениям законодательства прокурором начальнику ИК-8 внесено представление, в котором требуется безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры, принять необходимые меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, способствовавших их совершению, рассмотреть вопрос о привлечении винновых лиц к дисциплинарной ответственности.
Согласно ответу ИК-8 УФСИН России по Пензенской области от 03.04.2020 № представление рассмотрено на совещании у начальника учреждения 05.03.2020 с участием старшего помощника прокурора Пензенской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях юриста 3 класса Салимова А.А. На основании приказа начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Пензенской области от 05.03.2020 № 97 проведена служебная проверка.
По факту необеспеченности защитными лицевыми щитками или защитными очками, фильтрующими средствами индивидуальной защиты органов дыхания рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий учреждений направлена заявка в УФСИН России по Пензенской области от 02.04.2020 исх. № для выделения спецодежды и средств индивидуальной защиты осужденным, занятым на работах по хозяйственному обслуживанию учреждения. По факту неудовлетворительного состояния помещения парикмахерской учреждения в УФСИН России по Пензенской области направлена заявка от 02.04.2020 за исх. № на выделение денежных средств для проведения косметического ремонта данного помещения.
12.06.2020 исх. № ФКУ ИК-8 УФСИН России по Пензенской области сообщило, что по состоянию на 17.06.2020 г. осужденные, трудоустроенные на должности операторов котельной и рабочих по комплексному обслуживанию зданий и сооружений, в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Пензенской области обеспечены фильтрующими средствами для защиты органов дыхания. В то же время осужденные, трудоустроенные на данных должностях, не обеспечены средствами для защиты от повышенных температур по причине их отсутствия на складах учреждения и УФСИН России по Пензенской области. В адрес УФСИН России по Пензенской области направлялась заявка на выделение денежных средств на закупку перчаток для защиты от повышенных температур (исх. № от 30.03.2020 г.), на которую ответ не поступал, денежные средства не выделялись. Неудовлетворительное состояние пола и стен парикмахерской учреждения стало возможным по причине отсутствия денежных средств на проведение капитального ремонта либо косметического ремонта.
Однако, в силу недостаточности денежных средств, данные нарушения не были устранены. В адрес УФСИН России по Пензенской области направлялась заявка на выделение денежных средств (исх.№ от 02.04.2020), на которую ответ не поступал, денежные средства не выделялись.
В судебном заседании установлено, что ни одно из выявленных нарушений до настоящего времени не устранено, что подтверждается справкой о результатах проверки соблюдения требований федерального законодательства и иного законодательства в деятельности ФКУ ИК-8 УФСИН России по Пензенской области от 12.08.2020, фотоматериалами.
Не отрицал указанные обстоятельства и представитель ответчика в судебном заседании.
Указанные обстоятельства существенным образом нарушают требования федерального законодательства и охраняемые законом права осужденных и работников исправительного учреждения в части обеспечения уголовно-исполнительного и трудового законодательства.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Пензенского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Пензенской области о понуждении к совершению действий подлежат удовлетворению.
Устранение выявленных в результате прокурорской проверки нарушений федерального законодательства должно быть произведено за счет средств ИК-8, а при их недостаточности за счет средств Российской Федерации, выделяемых ФСИН России, представленной на территории Пензенской области УФСИН России по Пензенской области.
При указанных обстоятельствах, отсутствие финансирования не является основанием для отказа в иске, поскольку не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него обязанности устранить нарушения уголовно-исполнительного и трудового законодательства.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░-8 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 8 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
░░░░░░░░░░ 8 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (2 ░░░░ ░ ░░░);
░░░░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░;
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.2.2631-10, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 18.05.2010 № 59, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.08.2020.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░