РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 декабря 2020 года г.Самара
Октябрьский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.,
при секретаре Полынкиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4596/20 по иску Потницева Владимира Михайловича к Департаменту охоты и рыболовства Самарской области об обжаловании дисциплинарного взыскания
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском в суд, ссылаясь на то, что он работает в Департаменте охоты и рыболовства Самарской области с апреля 2008 года. На должность ведущего специалиста Восточного территориального отдела Департамента охоты и рыболовства Самарской области истец был переведён с 01.09.2019 года. В его обязанности входит оказание государственных услуг, а именно, выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов.22.07.2020 года в 9 часов 05 минут на рабочее место истца по адресу адрес на основании приказа № 101-п от 03.07.2020 года «О проведении внезапной инвентаризации бланков строгой отчетности» и приказа № 104-п от 06.07.2020 года «О внесении изменения в приказ департамента Самарской области от 03.07.2020 года № 101 - п «Об утверждении внезапной инвентаризации бланков строгой отчётности» прибыла комиссия для проведения внезапной инвентаризации бланков строгой отчётности (далее внезапная инвентаризация). По прибытии комиссии, в 9 часов 12 минут в электронном виде посредством сервиса Там-Там ему были предъявлены электронные копии вышеназванных приказов. Заранее о внезапной инвентаризации извещён не был. В соответствии с приказом ДОР СО № 101-п от 03.07.2020 года комиссии надлежало проверить фактическое наличие бланков строгой отчётности — разрешений на добычу охотничьих ресурсов, осуществление их учёта и хранения. На момент внезапной инвентаризации все незаполненные и не выданные бланки строгой отчётности (разрешения на добычу охотничьих ресурсов) находились в служебном сейфе на рабочем месте. Они были предъявлены комиссии в соответствии с приказами о внезапной инвентаризации. Далее председатель комиссии Толмачёв Н.М. попросил предъявить книги учёта бланков строгой отчётности (номенклатурное дело 05-22), журнал регистрации заявлений о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов (физические лица) (номенклатурное дело 05-21), а также заявления охотников на выдачу разрешений, корешки разрешений и документы, подтверждающие оплату госпошлины (номенклатурное дело 05-13). Все запрошенные номенклатурные дела находились в рабочем кабинете, вне доступа посторонних лиц, и были незамедлительно предъявлены комиссии. Номенклатурное дело № 05-10, на которое имеется ссылка в «Заключении от 11.09.2020 года по результатам служебной проверки в отношении Потницева В.М.» в процессе внезапной инвентаризации не запрашивалось. Помимо вышеперечисленной документации, комиссии были предъявлены имеющиеся в рабочем кабинете все возвращённые охотниками разрешения на добычу охотничьих ресурсов с отметками о добыче (либо отсутствии добычи) за период его работы в качестве ведущего специалиста, т.е. с 01.09.2019 года. После их осмотра у Толмачёва Н.М. возник вопрос о таблицах №3 разрешений, выданных истцом до 01.09.2019 года. При этом Толмачёву Н.М.истцом был задан вопрос о наличии нормативного документа, регламентирующего порядок хранения и уничтожения таблиц № 3 возвращённых охотниками разрешений, действующего на момент внезапной инвентаризации. На заданный вопрос истец не получил ответ. Толмачёв Н.М. в устной форме поручил истцу составить служебную записку на имя и.о. руководителя ДОР СО Платонова В.А. по этому поводу.24.07.2020 года истец расписался в акте полного соответствия количества бланков строгой отчётности - разрешений на добычу охотничьих ресурсов, находящихся в его рабочем кабинете, количеству бланков полученных им в ДОР СО. Копию данного акта не получал. Каких-либо иных документов, отражающих результаты внезапной инвентаризации по состоянию на 24.07.2020 года, истец не видел и не подписывал.29.07.2020 года по электронной почте на имя Платонова В.А. была направлена служебная записка с изложением общего порядка действий по отношению к таблицам № 3 разрешений, действовавшего до 01.09.2019 года без указания конкретных периодов получения, хранения и уничтожения данных таблиц. Никаких вопросов о конкретизации периодов получения, хранения и уничтожения таблиц № 3 после составления служебной записки от 29.07.2020 года не последовало. Вопрос об отсутствии единого порядка регистрации факта получения таблицы № 3 от конкретного физического лица, фиксации данного события, порядка хранения таблиц № 3 и последующего уничтожения активно обсуждался в ДОР СО с 2016 года. До 01.09.2019 года данный вопрос так и не был решён на нормативном уровне и не был утверждён прежним руководителем ДОР СО.09.09.2020 года истец узнал, что в отношении него проводится служебная проверка по информации Толмачёва Н.М. от 10.08.2020 года, в соответствии с распоряжением руководителя департамента ТВА № 183 - р от 24.08.2020 года «О проведении служебной проверки в отношении ведущего специалиста Восточного территориального отдела департамента Потницева В.М.». 10.09.2020 года от консультанта правового и кадрового обеспечения ДОР СО ААА истцом было получено устное указание о необходимости составить служебную записку с объяснением всех обстоятельств дела в рамках служебной проверки. 11.09.2020 года в 13 часов 10 минут по электронной служебной почте им был получен текст распоряжения № 193-р «О внесении изменения в распоряжение департамента охоты и рыболовства Самарской области от 21.08.2020 года № 183-р «О проведении служебной проверки в отношении ведущего специалиста Восточного территориального отдела департамента Потницева В.М.».12.09.2020 года в 16 часов 56 минут на электронный адрес ДОР СО и электронный адрес ААА, в соответствии с её указанием, была направлена соответствующая служебная записка. Дополнительно электронная копия служебной записки была направлена по служебному сервису Там-Там на чат ААА16.09.2020 года группой сотрудников ДОР СО в рабочем кабинете по адресу адрес истец был ознакомлен с распоряжением № 193-р от 07.09.2020 года «О внесении изменения в распоряжение департамента охоты и рыболовства Самарской области от 21.08.2020 года № 183-р «О проведении служебной проверки в отношении ведущего специалиста Восточного территориального отдела департамента Потницева В.М», «Заключением от 11.09.2020 года, о результатах служебной проверки в отношении Потницева В.М.» и распоряжением руководителя департамента ТВА № 194-р от 11.09.2020 года «О применении дисциплинарного взыскания к Потницеву В.М.». Одновременно получил копии вышеназванных документов. С текстом данного распоряжения (№ 194-р от 11.09.2020 года «О наложении дисциплинарного взыскания к Потницеву В.М.») не согласен по нижеследующим причинам. В приказах о проведении внезапной инвентаризации отсутствовал перечень документов, подлежащих проверке. Комиссии предоставлялись только те документы, которые были обязательны в соответствии с номенклатурой дел № 04-52 от 2015 года, по причине отсутствия иной номенклатуры. После того, как требования Толмачёва Н.М. вышли за пределы номенклатуры, он попросил обосновать данные требования нормативным документом, утверждённым в установленном законом порядке. Толмачёв Н.М. не смог предъявить документ к обозрению, а также не смог назвать номер и дату вступления в законную силу соответствующего документа. Не был ознакомлен, не получал копию и не подписывал акт результатов внезапной инвентаризации с информацией, изложенной Толмачёвым Н.М. в его записке от 10.08.2020 года и, соответственно, не мог дать каких-либо пояснений но данному вопросу. Факт ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, выразившийся в незаконном уничтожении сведений о добытых охотничьих ресурсах и их количестве, предусмотренных Таблицей № 3 разрешений на добычу охотничьих ресурсов за 2018 год и весенний и осенний сезоны охоты за 2019 год на добычу птиц отсутствует. Данные Таблицы не были уничтожены. Объяснение в рамках служебной проверки в виде служебной записки было составлено и направлено работодателю до истечения двух рабочих дней с момента устного распоряжения ААА посредством электронной почты, тем не менее, оно не было учтено при вынесении дисциплинарного взыскания. С момента получения текста распоряжения № 193-р «О внесении изменения в распоряжение департамента охоты и рыболовства Самарской области от 21.08.2020 года № 183-р «О проведении служебной проверки в отношении ведущего специалиста Восточного территориального отдела департамента Потницева В.М.», состоявшегося в 13 часов 10 минут 11.09.2020 года, объяснительная в виде служебной записки была составлена до истечения одного рабочего дня с момента получения дополнительной информации по служебной проверке. На момент составления и направления служебной записки в рамках служебной проверки не был ознакомлен с документом «Заключение от 11.09.2020 года по результатам служебной проверки в отношении Потницева В.М.» и не получал его копию. В соответствии с его служебной запиской от 12.09.2020 года все возвращенные охотниками таблицы № 3 за период с 2015 по 2020год, находятся в целости и сохранности. Данные таблицы № 3 могут быть предъявлены суду. Просит суд признать распоряжение Департамента охоты и рыболовства Самарской области № 194-п от 11.09.2020 года «О применении дисциплинарного взыскания к Потницеву В.М.» незаконным. Отменить наложенное на Потницева В.А. распоряжением ДОР СО №194- п от 11.09.2020 года дисциплинарное взыскание в виде выговора.
В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные иску.
В судебном заседании представитель ответчика Коробова Г.И., действующая на основании доверенности № 6-04/809 от 19.03.2020 года, Толмачев Н.М., действующий на основании доверенности № 602/б от 10.01.2019 года, возражали против удовлетворения иска по основаниям письменного возражения.
Третье лицо в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Потницев В.М. с 19.04.2008 года является государственным гражданским служащим Департамента охоты и рыболовства Самарской области, с 01.09.2019 года занимает должность ведущего специалиста Восточного территориального отдела Департамента.
Приказом от 03.07.2020 года № 101-п Департамента охоты и рыболовства Самарской области решено провести внезапную инвентаризацию бланков строгой отчетности – разрешений на добычу охотничьих ресурсов по состоянию на 01.07.2020 года.
Согласно письма от 29.07.2020 года составленного главным консультантом управления контрольно – надзорной деятельности Толмачевым Н.М. следует, что комиссией проверена правильность заполнения и регистрации заявлений на выдачу бланков разрешений, порядок заполнения книги учета бланков строгой отчетности (ф.0504045), а также фактическое наличие и хранение бланков разрешений. Входе инвентаризации установлено следующее.Кабинет (обособленное рабочее место) ведущего специалиста Восточного территориального отдела департамента Потницева В.М. находится на втором этаже здания, расположенного по адресу: адрес.Хранение бланков разрешений производится в стандартном, не опечатываемом сейфе марки «Практик», изготовленном из металла диаметром 1,5-2 мм, оборудованным внутренним замком, в наличии имеются 2 ключа, находящиеся на хранении у Потницева В.М.С 01.01.2018 по 30.06.2020 Потницевым В.М. в департаменте получено 1420 (одна тысяча четыреста двадцать) бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, из них 670 (шестьсот семьдесят) на добычу птиц, 750 (семьсот пятьдесят) на добычу пушных животных. На момент проведения инвентаризации установлено наличие 140 (сто сорок) бланков разрешений, в том числе 47 (сорок семь) на добычу птиц, 93 (девяносто три) на добычу пушных животных. Излишков, недостачи и расхождения фактического наличия бланков разрешений с данными бухгалтерского учета не выявлено.Согласно журналу выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов за 2018 и 2019 годы установлено, что по окончании сезонов охоты физическими лицами не было возвращено 61 (шестьдесят одно) разрешение на добычу охотничьих ресурсов, о чем свидетельствует отсутствие необходимых отметок в соответствующих графах журнала. В ходе инвентаризации ведущим специалистом департамента Потницевым В.М. представлены для проверки 337 (триста тридцать семь) разрешений на добычу пушных животных, возвращенных физическими лицами по окончании зимнего сезона охоты 2019 - 2020 г.Вместе с тем, проверить наличие возвращенных разрешений на добычу охотничьих ресурсов за 2018 год, а также разрешений на добычу птиц в весенний и осенний сезоны охоты 2019 года не представилось возможным, поскольку, со слов Потницева В.М., следует, что указанные разрешения он уничтожил путем сожжения, сославшись на устное согласование ранее об этом с бывшим начальником управления финансово-хозяйственной деятельности департамента ЛЮВ Предложено провести служебную проверку.
На основании распоряжения Департамента охоты и рыболовства Самарской области № 183-р от 21.08.2020 года в отношении Потницева В.М. назначена служебная проверка.
Основанием служебной проверки явилось решение представителя нанимателя - резолюция руководителя департамента от 12.08.2020 года на письменной информации главного консультанта управления контрольно-надзорной деятельности департамента ТНМот 10.08.2020 года об исполнении приказа департамента от 03.07.2020 года № 101-п «О проведении внезапной инвентаризации бланков строгой отчетности», а именно фактического наличия БСО — разрешений на добычу охотничьих ресурсов, осуществления их учета и хранения у ряда ведущих специалистов департамента, в том числе истца.
Из объяснений истца от 29.07.2020 года установлено, что 24.07.2020 председателем комиссии по внезапной инвентаризации бланков Толмачёвым Н.М. до него устно было доведено распоряжение о необходимости написания объяснительной записки на предмет отсутствия таблиц № 3 (сведения о добыче охотничьих ресурсов и их количестве) за 2018 год. В связи с чем, пояснено: выписку разрешений на добычу охотничьих ресурсов истец осуществляет с марта 2013 года. В рабочем кабинете по адресу адрес отсутствует достаточное место для хранения всего объёма документации, связанного с выдачей разрешений. В металлическом шкафу, являющимся, единственным предметом казенной мебели, умещаются только чистые бланки: разрешений, бланки охотничьих билетов, журналы и печати; Таблицы № 3 (сведения о добыче: охотничьих, ресурсов и их количестве) по мере возврата их охотниками собирались и регистрировались посредством пометок, карандашом, в журнале выдачи. После представления сведений о добыче охотничьих ресурсов в ДОР СО, по истечении календарного года, таблицы № 3 хранились некоторое время в кабинете, а затем, уничтожалась истцом посредством, сжигания по причине их не востребованности, недопущения несанкционированного распространения персональных данных и отсутствия места хранения. До 01.09.2019 года все свои действия в отношении разрешений на добычу охотничьих ресурсов согласовывал с руководителем финансово – экономического отдела ЛЮВ
Согласно заключения от 11.09.2020 года по результатам служебной проверки в отношении Потницева В.С. установлено следующее:
В соответствии со статьей 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон), на основании распоряжений департамента охоты и рыболовства Самарской области (далее - департамент) от 21.08.2020 № 183-р «О проведении служебной проверки в отношении ведущего специалиста Восточного территориального отдела департамента Потницева В.М.», от 07.09.2020 № 193-р «О внесении изменения в распоряжение департамента охоты и рыболовства Самарской области от 21.08.2020 № 183-р «О проведении служебной проверки в отношении ведущего специалиста Восточного территориального отдела департамента Потницева В.М.» гражданскими служащими департамента - и.о. руководителя управления правового и кадрового обеспечения департамента КГИ, консультанта указанного управления департамента ААА, консультанта управления охраны охотничьих и водных биологических ресурсов департамента КЕН, проведена служебная проверка в отношении ведущего специалиста Восточного территориального отдела департамента Потницева В.М. по факту нарушений, указанных в информации от 10.08.2020 главного консультанта управления контрольно-надзорной деятельности ТНМ
В ходе проведения служебной проверки были установлены следующие факты и обстоятельства.
Комиссией в составе главного консультанта управления контрольно- надзорной деятельности ТНМ, главного специалиста управления охраны охотничьих и водных биологических ресурсов МАВ, ведущего специалиста управления финансово-экономического обеспечения КЮО - (далее - Комиссия), с участием ведущих специалистов Южного территориального отдела ЧНП и КЕН, ведущего специалиста Восточного территориального отдела КИО была проведена внезапная инвентаризация бланков строгой отчетности - разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - бланки разрешений) за период времени с 01.01.2018 по 30.06.2020 года включительно, согласно приказов департамента от 03.07.2020 года № 101-п «О проведении внезапной инвентаризации бланков строгой отчетности» и от 06.07.2020 года № 104-п «О внесении изменений в приказ департамента от 03 07.2020 № 101-п «О проведении внезапной инвентаризации бланков строгой отчетности».
В своей информации от 10.08.2020 года главный консультант управления контрольно-надзорной деятельности департамента ТНМ сообщает, что Комиссией проверена правильность заполнения и регистрации заявлений на выдачу бланков разрешений, порядок заполнения книги учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045), а также фактическое наличие и хранение бланков разрешений ведущим специалистом Восточного территориального отдела Потницевым В.М.
В ходе инвентаризации, проведенной на служебном месте у Потницева В.М. расхождений фактического наличия бланков разрешений с данными бухгалтерского учета не выявлено (Акт № 1 о результатах инвентаризации, составленный ведущим специалистом управления финансово-экономического обеспечения Казачевой Ю.О.).
Проверить наличие возвращенных физическими лицами сведений о добытых охотничьих ресурсах и их количестве, предусмотренных таблицей № 3 разрешений на добычу охотничьих ресурсов за 2018 год, а также сведений о добытых охотничьих ресурсах и их количестве, предусмотренных таблицей № 3 разрешений на добычу птиц в весенний и осенний сезоны охоты за 2019 год, Комиссией не представилось возможным.
В служебной записке от 29.07.2020 года Потницев В.М. пояснил, что Таблица № 3 (сведения о добыче охотничьих ресурсов и их количестве) по мере возврата собирались и регистрировались посредством пометок карандашом в журнале выдачи. После предоставления сведений о добыче охотничьих ресурсов в департамент, по истечении календарного года, Таблицы № 3 хранились некоторое время в кабинете, а затем сжигались им по причине их невостребованности, недопущения несанкционированного распространения персональных данных и отсутствия места хранения. До 01.09.2019 года он свои действия в отношении разрешений на добычу охотничьих ресурсов согласовывал с руководителем финансово-экономического отдела ЛЮВ
В ходе проведения проверки комиссией было установлено следующее:
В соответствие с п. 2.2.2 Должностного регламента государственный гражданский служащий Самарской области ведущий специалист Восточного территориального отдела Потницев В.М. должен обладать профессиональными знаниями в области законодательства Российской Федерации и Самарской области.
Пунктом 3.1.9 указанного Должностного регламента предусмотрена его обязанность по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях, выраженной в оформлении и выдаче разрешений, а также формированию списков охотников, не сдавших сведения о добыче охотничьих ресурсов в установленные сроки.
В соответствие с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об охоте) разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Любой вид охоты, согласно данному закону, может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел диких животных.
Приказ Минприроды России от 29.08.2014 года № 379 определил формы бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Все бланки изготавливаются типографским способом.
В ч. 3 ст. 29 Федерального закона об охоте указано, что бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов являются документами строгой отчетности, имеют учетные серию и номер.
Разрешение на добычу охотничьих ресурсов состоит из нескольких частей: корешка к разрешению на добычу, сведений о добываемых охотничьих ресурсах, их количестве и сроках осуществления охоты: Таблица № 1, Таблица № 2 и Таблица № 3, которые также имеют учетную серию и номер и являются неотъемлемой частью самого разрешения.
В сведении о добытых охотничьих ресурсах и их количестве Таблицы № 3 разрешения на добычу охотничьих ресурсов указано, что Таблица № 3 отделяется от разрешения и направляется по месту получения разрешения в течение 20 дней после окончания последнего из сроков охоты, указанных в разрешении.
Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 года № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению» утверждена книга учета бланков строгой отчетности (код формы 0504045).
Кроме того, в силу п. 05-10 Номенклатуры дела № 04-52, утвержденной руководителем департамента в 2015 году и действующей по настоящее время, государственные гражданские служащие обязаны предоставлять (готовить) сезонные сведения о численности и добыче охотничьих животных в хозяйствах области, срок хранения которых составляет 5 лет.
В книге учета бланков строгой отчетности ведется аналитический учет бланков строгой отчетности по видам, сериям и номерам, с указанием даты получения (выдачи) бланков строгой отчетности, количества, а также подписи получившего их лица.
Так, в книгах учета бланков строгой отчетности департамента за 2018 и 2019 годы имеется подпись Потницева В.М. за количество полученных бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, где указаны их серии, номера и даты получения.
Сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве, предусмотренные Таблицей № 3 разрешений на добычу охотничьих ресурсов за 2018 год и весенний и осенний сезоны охоты за 2019 год на добычу птиц, которые должны заполняться физическими лицами и храниться у Потницева В.М. в установленные Номенклатурой дел сроки (5 лет) отсутствовали.
В связи с тем, что данные сведения являются неотъемлемой частью бланков строгой отчетности и относятся к имуществу департамента, то в отношении их применяется особый порядок выдачи, хранения и уничтожения.
По итогам служебной проверки комиссия пришла к выводу, что факт совершения ведущим специалистом Восточного территориального отдела Потницевым В.М. дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей, а именно в незаконном уничтожении сведений о добытых охотничьих ресурсах и их количестве, предусмотренных Таблицей № 3 разрешений на добычу охотничьих ресурсов за 2018 год и весенний и осенний сезоны охоты за 2019 год на добычу птиц, которые являются частью бланка (документа) строгой отчетности, установлен и полагает возможным привлечь Потницева В.М. к дисциплинарной ответственности с применением дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Распоряжением Департамента охоты и рыболовства Самарской области от 11.09.2020 года № 194-п истец привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившихся в незаконном уничтожении сведений о добытых охотничьих ресурсах и их количестве, предусмотренных Таблицей № 3 разрешений на добычу охотничьих ресурсов за 2018 год и весенний и осенний сезоны охоты за 2019 год на добычу птиц, которые являются частью бланка (документа) строгой отчетности.
В служебной записке от 12.09.2020 года Потницев В.М. отразил, что о проводимой служебной проверке в отношении него он узнал 09.09.2020 года. В тот же день в канцелярии ДОР СО получил копию данного распоряжения. До этого времени ему ничего не было известно о результатах внезапной инвентаризации бланков строгой отчётности, проводимой в соответствии с приказом № 101-п от 03.07.2020 года. Единственным документом, который он подписывал после окончания внезапной проверки, был бухгалтерский акт полного соответствия наличия бланков строгой отчетности данным бухгалтерии ДОР СО. Копию данного акта не получал. В период с 2013 до 01.09.2019 года до него, как главного специалиста ДОР СО, находящегося в непосредственном распоряжении руководителя, была доведена и осуществлялась следующая политика в отношении бланков строгой отчётности: бланком строгой отчётности является незаполненный бланк разрешения на добычу охотничьих ресурсов; заполненное разрешение на добычу охотничьих ресурсов автоматически списывает данный бланк строгой отчётности; движение бланков строгой отчётности и выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов отражается в делах 05-13,05-21 и 05-22 номенклатуры дел государственных гражданских служащих ДОР СО, находящихся в непосредственном подчинении руководителя департамента; сведения о добыче охотничьих ресурсов и их количестве (таблица № 3) не является бланком строгой отчётности, являясь частью списанного бланка строгой отчётности; хранение возвращённых сведений о добыче охотничьих ресурсов и их количестве (таблица № 3) не регламентировалось каким-либо нормативным документом и никоим образом не отражалось в номенклатуре дел по срокам и порядку хранения; при проведении внезапной инвентаризации комиссии были предоставлены в полном объёме документы дел 05-13,05-21 и 05-22. При проведении внезапной инвентаризации бланков строгой отчётности истцом лично председателю комиссии Толмачёму Н.М. был задан вопрос о наличии нормативного акта, регламентирующего порядок получения, фиксации, регистрации и хранения таблиц № 3 разрешений на добычу охотничьих ресурсов. В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» он имеет полное право на получение такого рода информации. Не получив ответа на заданный вопрос истец решил воздержаться от каких либо конкретных объяснений до ознакомления с заключением комиссии. Выдача бланков строгой отчётности и получение сведений по ним осуществлялась истцом с 2013 года. Уничтожению подверглись лишь бланки разрешений, имеющих обращение до вступления в силу Приказа № 379 от 29.08.2014 года «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений...» и таблицы № 3 разрешений, выданных в 2014 году. Данное мероприятие согласовывалось с руководителем финансово-хозяйственного управления ДОР СО ЛЮВ. Данное обстоятельство нашло отражение в его служебной записке от 29.07.2020 года. Толмачёв Н.М. не счёл нужным конкретизировать период выдачи уничтоженных бланков. Возвращённые сведения о добыче охотничьих ресурсов и их количестве за период 2015 - 31.08.2019 год хранятся в личном металлическом гараже истца вне доступа посторонних лиц по причине недостаточности места в кабинете. Сведения о добыче охотничьих ресурсов и их количестве, не отделённые от возвращённых разрешений, выданные в период с 01.09.2019 по 27.03.2020 года хранятся в кабинете и были представлены комиссии при внезапной инвентаризации. В целях недопущения субъективных суждений по данной теме просит рассмотреть вопрос об утверждении единого порядка приёма, фиксации, регистрации и хранения сведений о добыче охотничьих ресурсов и их количестве (таблиц № 3).
В соответствии со ст.189 Трудового кодекса РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами.
Частью 1 ст.56 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
В силу ст.59 вышеприведенного Федерального закона служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего (ч.1).При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;2) вина гражданского служащего;3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (ч.2).В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания (ч.9).
В ст.192 Трудового кодекса РФ установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:1) замечание;2) выговор;3) увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Исходя из положений ст.57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:1) замечание;2) выговор;3) предупреждение о неполном должностном соответствии;5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2,HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=05887152F26C1B8BF857531AB54A66508E479DB6E74F46702E1AC547BABE572FB2E5F730E10C260ADB4E95B2C227B8CC0D303ACD82F4ED1BgFv1N"подпунктами «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Согласно ст.193 Трудового кодекса РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В ст.58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» также установлено, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
Из материалов дела следует, что в отношении исполнения истцом, как гражданским служащим, должностных обязанностей проводилась внезапная служебная проверка, а именно, инвентаризация бланков строгой отчетности – разрешений на добычу охотничьих ресурсов по состоянию на 01.07.2020 года.
В соответствие с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно вышеприведенному Федеральному закону от 24.07.2009 года № 209-ФЗ любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел диких животных.
Приказ Минприроды России от 29.08.2014 года № 379 определяет формы бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Все бланки изготавливаются типографским способом.
В силу ч. 3 ст. 29 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов являются документами строгой отчетности, имеют учетные серию и номер.
Разрешение на добычу охотничьих ресурсов состоит из нескольких частей: корешка к разрешению на добычу, сведений о добываемых охотничьих ресурсах, их количестве и сроках осуществления охоты: Таблица № 1, Таблица № 2 и Таблица № 3, которые также имеют учетную серию и номер и являются неотъемлемой частью самого разрешения.
В сведении о добытых охотничьих ресурсах и их количестве Таблицы № 3 разрешения на добычу охотничьих ресурсов указано, что Таблица № 3 отделяется от разрешения и направляется по месту получения разрешения в течение 20 дней после окончания последнего из сроков охоты, указанных в разрешении.
Согласно приказу Министерства финансов РФ от 30.03.2015 года № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению» утверждена книга учета бланков строгой отчетности (код формы 0504045).
В результате внезапной служебной проверки ответчиком установлено, что наличие возвращенных физическими лицами сведений о добытых охотничьих ресурсах и их количестве, предусмотренных Таблицей № 3 разрешений на добычу охотничьих ресурсов за 2018 год, а также сведений о добытых охотничьих ресурсах и их количестве, предусмотренных Таблицей № 3 разрешений на добычу птиц в весенний и осенний сезоны охоты за 2019 год, Потницевым В.М. не представлено. В своих пояснениях в ходе внезапной служебной проверки от истца отобраны объяснения, в которых он пояснил, что после представления сведений о добыче охотничьих ресурсов в ДОР СО, по истечении календарного года, Таблицы № 3 хранились некоторое время в кабинете, а затем, уничтожалась истцом посредством, сжигания по причине их не востребованности, недопущения несанкционированного распространения персональных данных и отсутствия места хранения.
В ходе служебной проверки истцу повторно было предложено направить объяснения по факту нарушения заполнения и хранения бланков строгой отчетности, однако объяснения были им направлены после окончания срока служебной проверки, что следует из материалов дела.
Таким образом, суд приходит к мнению, что работодателем правомерно были установлены в действиях работника нарушения ведения и хранения бланков строгой отчетности (их уничтожения), порядок привлечения к дисциплинарной ответственности не нарушен.
Что же касается представленных в суд возвращенных физическими лицами бланков разрешений Таблицы № 3, суд полагает, что не могут служить основанием для оспариваемого приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, поскольку на дату проверки они не были представлены работодателю, не были предметом рассмотрения ответчиком при проверке, не были внесены в журнал учета.
При этом, суд принимает во внимание, что у истца сохранено право на обращение к работодателю в соответствии с ч.9 ст.58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и предоставлением документов, имеющихся в его распоряжении недостающих при проверке бланков строгой отчетности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Потницева Владимира Михайловича оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 28.12.2020 года.
Судья подпись Доценко И.Н.
Копия верна.
Судья:
Секретарь: