№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 мая 2016 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Волковской М.В.,
при секретаре судебного заседания Ковалевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Тарасенко А. А., Тарасенко А. В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Тарасенко Н. А., Тарасенко З. А. к ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Тарасенко А.А., Тарасенко А.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Тарасенко Н.А., Тарасенко З.А. обратились в суд с иском к ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны Российской Федерации, в котором просят:
прекратить право собственности за Российской Федерацией на квартиру назначение: жилое помещение, площадь 76,8 кв.м., этаж 3, кадастровый (условный) №, расположенная по адресу: <адрес>;
прекратить право оперативного управления Министерства обороны Российской Федерации на квартиру назначение: жилое помещение, площадь 76,8 кв.м., этаж 3, кадастровый (условный) №, расположенная по адресу: <адрес>;
признать право общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру назначение: жилое помещение, площадь 76,8 кв.м., этаж 3, кадастровый (условный) №, расположенная по адресу: <адрес> за Тарасенко А. А. 1/4 долю в праве общей долевой собственности, Тарасенко А. В. 1/4 долю в праве общей долевой собственности, Тарасенко Н. А. 1/4 долю в праве общей долевой собственности, Тарасенко З. А. 1/4 долю в праве общей долевой собственности.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что истцами был заключен договор социального найма жилого помещения №-к от ДД.ММ.ГГГГ с одной стороны Наймодатель ФГУ «Ставропольская КЭЧ района» Министерства обороны РФ в лице Врио начальника Озерова В. А., действующего на основании «Положения» о КЭЧ и другой стороны военнослужащим Тарасенко А. А. и членами его семьи Тарасенко А.В., Тарасенко Н.А., Тарасенко З.А., на квартиру назначение: жилое помещение, площадь 76,8 кв.м., этаж 3, кадастровый (условный) №, расположенная по адресу: <адрес>.
В целях реализации права на приватизацию жилья на выше указанную квартиру на всех членов семьи (Тарасенко А. А., Тарасенко А. В., Тарасенко Н. А., Тарасенко З. А.), я обратился с заявлением на имя начальника ФГКУ «Северо-Кавказского управления имущественных отношений МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, о передаче в общую долевую собственность занимаемую квартиру на которое был получен отрицательный ответ, в котором сообщалось, что указанная квартира расположенная по адресу: <адрес> стоит на балансе в ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, одновременно сообщено, что о признании право общей долевой собственности возможно в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственной жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, в праве с согласия всех совместно проживающий совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую долевую собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Статьей 6 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативном управлении которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «о статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному места жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего федерального закона.
В соответствии со п. 17 ст. 34 «Положения о прохождении военной службы», утв. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № военнослужащих, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленных федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ, без согласия не может быть уволен с военной службы по достижению предельного возраста на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства.
Согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ казенное предприятие и учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления. Владеют, пользуются и распоряжаются данным имуществом в пределах установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначение этого имущества.
В соответствии со ст. 62 Жилищного кодекса РФ с жилое помещение может быть предметом договора социального найма жилого помещения, соответственно и предметом договора приватизации в соответствии ст. ст. 1,2,11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации».
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) « О некоторых вопросах применения судами Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», пунктом 8 разъяснено, что из смысла преамбулы и ст. ст. 1,2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Представителем ответчика ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ по доверенности Мордак В.А. в суд был представлен отзыв на иск, в котором указано, что ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России является учреждением.
Согласно ст. 123.21 ГК РФ права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ.
В свою очередь ст. 296 ГК РФ гласит, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с Уставом ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России решает и выполняет задачи по организации учета, контроля за использованием недвижимого имущества Вооруженных Сил РФ, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом по заданиям Министерства обороны РФ. При этом ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России подчинено Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Полномочий по совершению действий по передаче в частную собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений уставом ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России не предоставлено, отдельных заданий собственника в отношении данных полномочий также не поступало.
Таким образом, ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России не нарушало прав истцов и не чинило препятствий к осуществлению их законных прав.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих» предусматривает исчерпывающий перечень оснований предоставления военнослужащим жилых помещений в собственность:
- по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более;
- при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания ими на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
В целях недопущения незаконного отчуждения недвижимого имущества Вооруженных Сил РФ, для решения вопроса о передаче квартир в собственность в порядке приватизации истцам необходимо, помимо документов, указанных в приложении к исковому заявлению, представить документы, подтверждающие статус Тарасенко А.А. в качестве военнослужащего, выписку из послужного списка в подтверждение выслуги лет, а также документ, содержащий сведения, является ли Тарасенко А.А. в настоящее время военнослужащим, либо уволен с военной службы с указанием оснований увольнения, документы, подтверждающие неучастие истцов в приватизации со всех мест прохождения военной службы, в связи с чем, суду при рассмотрении дела, необходимо истребовать указанные документы в материалы дела.
В обоснование своих исковых требований истцы ссылаются на договор социального найма жилого помещения от 26,11.2010 №-к, который не подписан нанимателем, а значит, не имеет юридической силы и не соответствует требованиям о допустимости доказательств в порядке ст. 60 ГПК РФ.
Истцы Тарасенко А.А., Тарасенко А.В., извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, не явились в судебное заседание, предоставили суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, не настаивали о рассмотрении дела с их участием, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.ст. 48, 167 ГПК РФ, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие истцов.
Представитель ответчика ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ по доверенности Мордак В.А., извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, не явился в судебное заседание, предоставил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, не настаивал о рассмотрении дела с его участием, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в лице ФГУ «Южное региональное управление правого обеспечения» Министерства обороны РФ, извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, не явился в судебное заседание, предоставил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, не настаивал о рассмотрении дела с его участием, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель истцов Тарасенко А.А., Тарасенко А.В. по доверенности Зиненко Е.М. в судебном заседании поддержала исковые требования истцов, просила суд их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
На основании ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении этого имущества.
Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ» (далее также – Закон о приватизации) устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Статья 2 указанного Закона о приватизации предусматривает, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 6 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Судом установлено, что истцами был заключен договор социального найма жилого помещения №-к от ДД.ММ.ГГГГ с наймодателем ФГУ «Ставропольская КЭЧ района» Министерства обороны РФ в лице Врио начальника Озерова В. А., действующего на основании «Положения» о КЭЧ.
На основании указанного договора социального найма жилого помещения военнослужащему Тарасенко А. А. и членам его семьи Тарасенко А.В., Тарасенко Н.А., Тарасенко З.А., предоставлена спорная квартира, назначение: жилое помещение, площадь 76,8 кв.м., этаж 3, кадастровый (условный) №, расположенная по адресу: <адрес>.
В целях реализации права на приватизацию жилья на выше указанную квартиру на всех членов семьи (Тарасенко А. А., Тарасенко А. В., Тарасенко Н. А., Тарасенко З. А.), истец обратился в ФГКУ «Северо-Кавказского управления имущественных отношений МО РФ» на что получил отрицательный ответ, в котором сообщалось, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> стоит на балансе в ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному места жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего федерального закона.
В соответствии со п. 17 ст. 34 «Положения о прохождении военной службы», утв. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № военнослужащих, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленных федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ, без согласия не может быть уволен с военной службы по достижению предельного возраста на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства.
Согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ казенное предприятие и учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжаются данным имуществом в пределах установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначение этого имущества.
В соответствии со ст. 62 Жилищного кодекса РФ с жилое помещение может быть предметом договора социального найма жилого помещения, соответственно и предметом договора приватизации в соответствии ст. ст. 1, 2, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации».
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», пунктом 8 разъяснено, что из смысла преамбулы и ст. ст. 1,2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Спорная квартира поставлена на кадастровый учет, является изолированным жилым помещением, что подтверждается кадастровым паспортом.
Согласно справке Военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ майор запаса Тарасенко А.А. проходил службу в ВС РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсант, с ДД.ММ.ГГГГ по 18.04.2010г. – на офицерских должностях, уволен в запас Ком. 58 ОА № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с организационно штатными мероприятиями (п.п. «а» п. 2 ст. 51 ФЗ). Выслуга лет в ВС: календарная – 13 лет 5 мес., в льготном исчислении – 13 лет 8 мес.
Указанные сведения также подтверждаются военным билетом истца Тарасенко А.А.
В суде также установлено, что спорная квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, для истцов указанная квартира является единственным местом постоянного проживания, другого жилья они не имеют. Ранее правом на однократное приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения истцы не воспользовались, что подтверждается справкой МУП «Жемчуг».
Таким образом, по независящим от истцов причинам они не могут реализовать свое право на приватизацию принадлежащего им на условиях социального найма жилого помещения.
Согласно ст.ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
В случае, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма, фактически не переданы в муниципальную собственность, то, как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2005 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
Таким образом, имеются предусмотренные законом основания, для удовлетворения исковых требований.
При этом установленные судом фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что правоотношения сторон по поводу спорной квартиры регулируются именно Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ 76,8 ░░.░., ░░░░ 3, ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ 76,8 ░░.░., ░░░░ 3, ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ 76,8 ░░.░., ░░░░ 3, ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. 1/4 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░. ░. 1/4 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░. ░. 1/4 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░. ░. 1/4 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>