Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2748/2019 ~ М-2492/2019 от 09.09.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тюмень                                                                            21 октября 2019 года

                                        № 2-2748/2019

Тюменский районный суд Тюменской области

в составе:

председательствующего судьи Хромовой С.А.,

при секретаре Палтыреве Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федына Дарьи Александровны к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения, обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

УСТАНОВИЛ:

    Истец обратилась в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя требования тем, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 925 кв.м. по адресу: <адрес>. Разрешенное использование земельного участка «для индивидуальной жилой застройки». 07.08.2019 истец обратилась в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная кадастровым инженером. В соответствии с данной схемой предлагалось образовать земельный участок путем перераспределения за счет земельного участка с кадастровым номером <адрес> и земель государственной собственности. Образуемый земельный участок располагается в пределах кадастрового квартала <адрес> на территории п. Винзили Тюменского района. Площадь исходного участка составляет 925 кв.м., площадь образуемого земельного участка составляет 1 320 кв.м. 23.08.2019 ответчиком направлено в адрес истца письмо от 23.08.2019 об отсутствии оснований для принятия решения о перераспределении, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель, находящихся в собственности Российской Федерации. В связи с чем, у Департамента отсутствуют полномочия для принятия решения о перераспределении земельных участков. Дополнительно Департамент сообщает, что заявление подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено 4 случая перераспределения земли и земельных участков. Истец обратилась в Департамент имущественных отношений с заявлением о перераспределении земельного участка в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных максимальных размеров земельных участков. Согласно ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление, если оно не соответствует требованиям п. 2, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.3 данной статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков. Учитывая, что заявление не было возвращено по основанию подачи заявления в неуполномоченный орган, ссылка в письме Департамента имущественных отношений Тюменской области от 23.08.2019 на отсутствие полномочий не состоятельна. В целях выявления возможного пересечения с иными земельными участками истец обратилась в ООО «Измерение», согласно заключению кадастрового инженера, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (перераспределение земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности) подготовлена в соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказом Минэкономразвития России от 25.05.018 № 93 «Об утверждении требований к схеме размещения земельного участка на публичной кадастровой карте в форме электронного документа и требований к схеме размещения земельного участка на кадастровом плане территории в форме документа на бумажном носителе» на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости. Сведения о пересечении образуемого земельного участка на основании схемы расположения земельного участка с иными земельными участками, границы которых установлены в ЕГРН отсутствуют. Сведения о пересечении образуемого земельного участка с границами лесных участков ЕГРН отсутствуют. Земельный участок образуется в границах территориальной зоны – Зоны застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с правилами землепользования и застройки Винзилинского сельского поселения, утвержденных распоряжением ГУС ТО от 07.03.2018 № 030 – р. В соответствии с Генеральным планом поселка Винзили Тюменского муниципального района, утверждённого распоряжением Главного управления строительства Тюменской области № 090-Р от 27.10.2017, испрашиваемый земельный участок находится в границах муниципального образования поселка Винзили Тюменского муниципального района. В целях согласования данной схемы истец обратилась в Департамент лесного комплекса Тюменской области с заявлением от 30.07.2019. Согласно ответу Департамента лесного комплекса ТО в письме от 21.08.2019 испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда Тюменского лесничества, Богандинского участкового лесничества ур. Богандинского, лесной квартал № 1, лесотаксационный выдел № 9 защитные леса. Также указано, что на данные земли лесного фонда зарегистрировано право собственности Российской Федерации . В согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Департаментом лесного комплекса истцу было отказано. Однако, по сведениям ЕГРН границы земельного участка с кадастровым номером не установлены, следовательно вывод о пересечении испрашиваемого земельного участка с земельным участком с кадастровым номером не соответствует сведениям ЕГРН. Истец просит признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области, изложенное в письме от 23.08.2019 № 190823009/10-3, обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области утвердить схему расположения земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности на основании заявления Федына Д.А. от 07.08.2019 № , заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности.

    Истец Федына Д.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила.

Представитель истца - Горностаев Д.А., действующий по доверенности (л.д.37), подержал исковые требования в полном объеме, по изложенным основаниям, суду пояснил, что на испрашиваемом земельном участке лес не растет, земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

Представитель ответчика – Митина М.Ю., действующая по доверенности, исковые требования не признала, просила их оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.116-117), суду пояснила, что поскольку право собственности истицы на земельный участок с кадастровым номером возникло после 01.01.2016, правило об отнесении земельного участка к категории по сведениям ЕГРН, не применимо. Перераспределение земельных участков направлено на устранение недостатков в землепользовании, тогда как истица преследует цель увеличить площадь своего земельного участка на 1/3. Считает, что истец намеренно указала площадь перераспределяемого земельного участка – 395 кв.м., поскольку земельный участок площадью 400 кв.м, может быть предоставлен в аренду. Считает, что истец преследует цель в обход установленного порядка получить земельный участок.

Представитель третьего лица - Департамента лесного комплекса Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.

Представитель третьего лица - Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, направили в суд отзыв на исковое заявление, которым в удовлетворении исковых требований просят отказать, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в зоне земель лесного фонда Российской Федерации.

    Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

    Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , адрес: <адрес>., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости Управления Росреестра по Тюменской области. Право собственности зарегистрировано 01.07.2019 на основании договора дарения (л.д. 8-10).

    30.07.2019 истцом в Департамент лесного комплекса Тюменской области подано заявление о согласовании (утверждении) схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности, с разрешенным использованием: для индивидуальной жилой застройки в Тюменской области, Тюменском районе, п. Винзили, ул. 2-я Заречная (л.д. 15).

    06.08.2019 истцом в Департамент имущественных отношений Тюменской области подано заявление о перераспределении земельного участка с приложением схемы, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (л.д. 11).

    21.08.2019 в сообщении Департамент лесного комплекса Тюменской области указал, что в соответствии с положениями ст. 3.5 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений и направляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на согласование. Сопоставив представленные истцом сведения (схема расположения земельного участков на кадастровом плане территории) с данными содержащимися в государственном лесном реестре, установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда Тюменского лесничества, Богандинского участкового лесничества, ур. Богандинского, лесной квартал № 1 лесотаксационный выдел № 9 - защитные леса: целые леса – нереестроохранные полосы лесов. Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Земли лесного фонда Тюменского лесничества являются федеральной собственностью, право собственности Российской Федерации зарегистрировано в установленном законом порядке 25.12.2012 № , присвоен кадастровый номер (ранее выданные свидетельства о государственной регистрации права от 23.03.2005 № от 23.04.2010 № ). В связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда Департамент лесного комплекса Тюменской области не вправе принять решение о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером (л.д. 17-18).

    Сообщением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 23.08.2019 испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах земель, находящихся в собственности Российской Федерации и у Департамента отсутствуют основания для перераспределения земельного участка с кадастровым , находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности для индивидуального жилищного строительства в Тюменской области, Тюменском районе, п. Винзили, ул. 2-я Заречная. Дополнительно сообщают, что заявление о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, находящихся в государственной собственности подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (основной целью перераспределения земельного участка и земель, находящихся в государственной собственности, является устранение фактически сложившегося вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, что также установлено требованиями ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 13-14).

    Согласно заключению кадастрового инженера ООО «Измерение» предметом заключения является выявление пересечения земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, п. Винзили, в соответствии с о схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории с иными земельными участками. Сведения о пересечении образуемого земельного участка на основании схемы расположения земельного участка с иными земельными участками, границы которых установлены в ЕГРН отсутствует. Сведения о пересечении образуемого земельного участка с границами лесных участков в ЕГРН отсутствуют. Земельный участок образуется в границах территориальной зоны – Зоны застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с Правилами землепользования и застройки Винзилинского сельского поселения, утверждённых распоряжением ГУС ТО от 07.03.2018 № 030-р. В соответствии с Генеральным планом поселка Винзили Тюменского муниципального района, утвержденного распоряжением Главного управления строительства Тюменской области № 090-Р от 27.10.2017 испрашиваемый земельный участок находится в границах муниципального образования п. Винзили Тюменского муниципального района. Таким образом, на основании сведений ЕГРН сведения о пересечении земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с иными земельными участками не выявлено (л.д. 20).

    Согласно акту № 2361 от 15.08.2019 обследования земельного участка по адресу: Тюменская область, Тюменский район, п. Винзили, ул. 2-я Заречная для индивидуальной жилой застройки, установлено, что земельный участок свободен от объектов строительства, частично огорожен, зарос травой. На земельном участке расположены древесные насаждения, детская площадка, стога сена. Доступ (переход, проезд) к земельному участку возможен с ул. 2-я Заречная.

    Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Управления Росреестра по Тюменской области от 26.09.2019 земельный участок с кадастровым номером: , адрес: Тюменская область, Тюменский район, Тюменское лесничество (часть), категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства находится в собственности Российской Федерации, границы земельного участка не установлены (л.д. 52-108).

    Учитывая, что границы земельного участка с кадастровым номером: не установлены, заключение кадастрового инженера ООО «Измерение» не оспорено, допустимых доказательств, подтверждающих нахождение земельного участка, заявленного к перераспределению, в границах земель лесного фонда, ответчиком не представлено, суд приходит к выводу, что указанный земельный участок не является собственностью Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу положений пунктов 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены требования к образуемым и измененным земельным участкам, в частности:

образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    Суд приходит к выводу, что в результате перераспределения земельного участка истца в соответствии со схемой, будет нарушено требование ст.11.9 ЗК РФ, поскольку граница вновь образуемого земельного участка становится изломанной (участок вместо четырехугольного, становится многоугольным). Из представленной истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории следует, что запрашиваемый истцом земельный участок в границах точек 8,1,2,3,7,8 площадью 395 к.в.м. может быть увеличен по площади за счет свободных земель до земельного участка площадью превышающей 400 кв.м., который может быть предоставлен гражданам по договору аренды. В связи с этим, суд соглашается с мнением представителя ответчика о том, что истец имеет цель в обход процедуры проведения торгов получить право на дополнительный земельный участок, что является нарушением земельного законодательства.

    При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.

       Руководствуясь ст.194-199, 56 ГПК РФ, ст.11.7, 11.9, 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении исковых требований Федына Дарьи Александровны к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения, обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Тюменский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения, с которым стороны вправе ознакомиться 25.10.2019.

Федеральный судья     (подпись)                   Хромова С.А.

Мотивированное решение изготовлено судом 25.10.2019

2-2748/2019 ~ М-2492/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федына Дарья Александровна
Ответчики
Департамент имущественных отношений Тюменской области
Другие
Департамент лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу
Департамент лесного комплекса Тюменской области
Суд
Тюменский районный суд Тюменской области
Судья
Хромова Светлана Алексеевна
Дело на сайте суда
tumensky--tum.sudrf.ru
09.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2019Передача материалов судье
13.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2019Подготовка дела (собеседование)
04.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2019Судебное заседание
25.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2020Дело оформлено
13.11.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее