Дело № 2-144/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 января 2014 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атамановой Т.П., при секретаре Сараевой М.Н., с участием прокурора Душковой К.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Димитровграда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП Елисеевой Е.А. о признании бездействия незаконным, понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, понуждении к проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Димитровграда обратился в суд с указанным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП Елисеевой Е.А., в обоснование исковых требований указав на то, что прокуратурой г. Димитровграда проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в деятельности ответчика, в ходе которой было выявлено, что ответчиком в нарушение требований действующего законодательства об охране труда не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.
У ответчика работает * производственный мастер, * сварщика контактно-сварочных машин, * слесарей механосборочных работ, * штамповщика, * уборщик, которые в соответствии со ст.213 Трудового кодекса Российской Федерации и Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н, должны проходить медицинские осмотры.
В нарушение указанного законодательства проведение медицинских осмотров ответчиком не организовано.
Прокурор г.Димитровграда просил признать незаконным бездействие ИП Елисеевой Е.А. по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, а также просил признать
незаконным бездействие ответчика по не обеспечению проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и обязать ответчика организовать проведение указанных медицинских осмотров.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Душкова К.Б. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске, просила суд установить ответчику срок до * 2014 года для устранения недостатков, указанных в иске прокурора. Дополнительно суду пояснила, что ранее 07.12.2012 года решением Димитровградского городского суда ИП Елисеева Е.А. была обязана в срок до * 2013 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда и организовать проведение медосмотров работников, занятых на вредных работах и работах с вредными и опасными производственными факторами. Однако, данное решение было не исполнено, исполнительное производство было прекращено определением Димитровградского городского суда по тем основаниям, что ИП Елисеева Е.А. не является ИП и не ведет предпринимательскую деятельность. В ходе проверки в * 2013 года прокуратурой г.Димитровграда было установлено, что ИП Елисеева Е.А. с 2008 года зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, ведет предпринимательскую деятельность по производству частей и принадлежностей автомобилей, имеет штат указанных в иске работников, и не провела аттестацию рабочих мест по условиям труда, а так же не организовала проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и работах с вредными и опасными производственными факторами. Поскольку возможность исполнения решения суда от 07.12.2012 года утрачена в связи с прекращением исполнительного производства, то защита прав и интересов работников ИП Елисеевой Е.А. возможна только подачей настоящего иска, который просила удовлетворить.
Ответчик ИП Елисеева Е.А., будучи извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
В соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Заслушав пояснения помощника прокурора Душкову К.Б., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г.Димитровграда обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ответчик Елисеева Е.А. с * 2008 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра ИП от * 2013. Основным видом деятельности ответчика является оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, дополнительными видами деятельности являются: розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями; производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей; организация перевозок грузов.
Согласно Списку работников ИП Елисеевой за период с * по * 2013 года, табелю учета рабочего времени за * и * 2013, книге учета движения трудовых книжек и платежной ведомости за * 2013 у ИП Елисеевой Е.А. предусмотрены должности слесарей механосборочных работ (* ед.), штамповщиков (* ед.), производственного мастера (* ед.), уборщика (* ед.).
Таким образом, ИП Елисеева Е.А. по отношению к своим работникам выступает в качестве работодателя. Таким образом, отношения между ответчиком и его работниками должны регулироваться трудовым законодательством, в частности, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований).
В соответствии с ч. 1 ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
Частью 3 ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры, порядок их проведения, определяются нормативными правовыми актами, утвержденными в порядке, установленном Правительством РФ.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 № 302н утверждены Порядок проведения обязательных предварительных ( при поступлении на работу) и периодических медицинском осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Приложение №3) ( далее по тексту- Порядок); Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (Приложение №2).
Согласно пункту 2 указанного Порядка обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее - предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - периодические осмотры) проводятся в целях:
1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний;
2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;
4) своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
5) предупреждения несчастных случаев на производстве.
Согласно п.6 Порядка обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.
Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ.
Согласно п.16 Порядка периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ.
В соответствии с п.17 Порядка работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно.
Согласно п.19 Порядка периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.
Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники:
подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что ИП Елисеевой Е.А. проведение обязательных предварительных и периодических осмотров работников, занятых на вредных работах и работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, не организовано. Доказательств, подтверждающих в настоящее время надлежащее соблюдение требований трудового законодательства об организации и проведении медицинских осмотров в установленном законом порядке, устранении недостатков, указанных в иске прокурора, суду ответчиком не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о правомерности требований прокурора, соответственно исковые требования прокурора г. Димитровграда подлежат удовлетворению, следует признать незаконным бездействие ИП Елисеевой Е.А. по не обеспечению проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и работах с вредными производственными факторами; а также обязать ответчика организовать проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и работах с вредными производственными факторами, в срок до * 2014 года.
В силу ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Приказом Минздравсоцрадвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н был утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, действующий с 1 сентября 2011 года.
Согласно п. 8 указанного Порядка сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.
Пунктом 6 данного Порядка предусмотрено, что аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. Аттестующей организацией является юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации. Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.
Из материалов дела следует, что ответчиком организация работ по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда не проводилась, в связи с чем следует признать бездействие ИП Елисеевой Е.А. по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда незаконным и обязать ответчика организовать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в срок до * 2014 года.
Учитывая, что исковые требования прокурора г.Димитровграда судом удовлетворены, с ответчика в доход местного бюджета в соответствии со ст.103 ГПК РФ надлежит взыскать государственную пошлину в размере * руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области, заявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ИП Елисеевой Е.А. по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и по не обеспечению проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Обязать ИП Елисееву Е.А. провести в срок до * 2014 года аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Обязать ИП Елисееву Е.А. в срок до * 2014 года организовать проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Взыскать с ИП Елисеевой Е.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере * рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца.
Судья подпись Т.П. Атаманова