УИД 63RS0027-01-2021-000017-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2021 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего федерального судьи Магда В.Л.,
с участием представителя истца Терентьева В.А. – Терентьевой О.М.,
представителя ответчика администрации муниципального района Ставропольский Самарской области Дюжакиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2–796/2021 по исковому заявлению Терентьева Виталия Александровича к администрации м.р.Ставропольский Самарской области, Министерству строительства и коммунального хозяйства Самарской области о признании права на дополнительную площадь, обязании предоставить жилое помещение, признании права на внеочередное получение жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение, обязании рассмотреть вопрос о предоставлении субсидии, обязании предоставить субсидию,
УСТАНОВИЛ:
Терентьев Виталий Александрович предъявил в Ставропольский районный суд Самарской области исковое заявление к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права на дополнительную площадь, обязании предоставить жилое помещение, признании права на внеочередное получение жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение, обязании рассмотреть вопрос о предоставлении субсидии, обязании предоставить субсидию, указав при этом следующее.
Терентьев В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, являясь инвалидом второй группы, страдающим тяжким хроническим психическим заболеванием, не имеет жилого помещения в собственности или по договору социального найма.
23.12.2019г. Терентьев В.А. обратился в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением о принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, к указанному заявлению был приложен пакет документов, подтверждающих право Терентьева В.А. на постановку на учет, который был получен ответчиком 27.12.2019г.
30.01.2020г. на основании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области ему рекомендовано подать заявление о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении в соответствии с утвержденной формой лично либо через уполномоченного (законного) представителя. С данным решением Администрации муниципального района Ставропольский он не согласился и обратился в суд с исковым заявлением за восстановлением своего нарушенного права. Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 08.06.2020г. действия Администрации муниципального района Ставропольский по вынесению решения от 30.01.2020г. признаны незаконными, на Администрацию муниципального района Ставропольский возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Терентьева В.А. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от 23.12.2019г.
04.08.2020г. на основании решения комиссии по жилищным вопросам отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в виду отсутствия заполненной формы заявления по утвержденной форме.
03.11.2020г. состоялось заседание жилищной комиссии, где было вынесено следующее:
Во исполнение решения Ставропольского районного суда Самарской области от 08.06.2020г., вступившего в законную силу 14.07.2020г.
- решение комиссии по жилищным вопросам при администрации м.р.Ставропольский Самарской области от 04.08.2020г. (протокол №), принятое по вопросу № «Рассмотрение решения Ставропольского районного суда Самарской области от 08.06.2020г., вступившего в законную силу 14.07.2020г. - отменить;
- принять Терентьева Виталия Александровича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении с даты принятия решения о включении в список очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
12.11.2020г. Терентьев В.А. был уведомлен, что его приняли на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в Администрации м.р.Ставропольский Самарской области с даты вынесения решения жилищной комиссии.
Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области поставила Терентьева В.А. в очередь на учет граждан нуждающихся в жилом помещении под №, без учета прав Терентьева В.А. на получение жилого помещения вне очереди.
С учетом изложенного, Терентьев В.А. был вынужден обратиться за защитой своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов в Ставропольский районный суд Самарской области с соответствующим административным исковым заявлением, предъявленным в рамках административного дела №2а-493/2021.
Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 17.02.2021г. в силу ст.136 КАС РФ требования административного истца с 3 по 8, а именно:
- признании права Терентьева В.А. на дополнительную жилую площадь на основании справки ВК №, выданной ДД.ММ.ГГГГ в психоневралогическом диспансере г.Тольятти и Приказа МЗ РФ №991н;
- обязании Администрации м.р.Ставропольский Самарской области предоставить Терентьеву В.А., как инвалиду, страдающему тяжким психическим заболевание, жилое помещение по договору социального найма в размере 33 кв.м. общей площадью, 18 кв.м. дополнительной жилой площади, с правом увеличения нормы не более чем в два раза;
- признании права Терентьева В.А. на внеочередное получение жилого помещения, в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ;
- обязании Администрации м.р.Ставропольский Самарской области предоставить жилое помещение Терентьеву В.А. вне очереди, то есть сразу;
- обязании Администрации м.р.Ставропольский Самарской области предоставить официальные данные о наличии или отсутствии жилья в муниципалитете, для заключения договора социального найма с Терентьевым В.А. в соответствии с его статусом инвалида, страдающего тяжким хроническим заболеванием, и не имеющего никакого жилья;
- обязании Администрации м.р.Ставропольский Самарской области рассмотреть вопрос о предоставлении Терентьеву В.А. денежной субсидии, на приобретение жилья, соответствующего требованиям Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» и требованиям ЖК РФ для лиц, страдающих тяжким заболеванием, требующим диспансерного наблюдения, с правом дополнительной жилой площади, и увеличения нормы не более чем в два раза.
выделены в отдельное производство, поскольку судом признано целесообразным раздельное рассмотрение заявленных требований.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не подлежат рассмотрению по правилам КАС Российской Федерации дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
После выделения в отдельное производство указанные исковые требования неоднократно изменялись, уточнялись и дополнялись, в результате чего истец Терентьев Виталий Александрович окончательно просит суд:
Признать право Терентьева В.А. на дополнительную площадь на основании приказа Минздрава России от 29.11.20212г. №987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и ст.51, 58 ЖК РФ;
Обязать Администрацию м.р.Ставропольский Самарской области предоставить Терентьеву В.А., как инвалиду, страдающему тяжким психическим заболеванием, жилое помещение по договору социального найма в размере 33 кв.м. основной площади и 18 кв.м дополнительной социальной жилой площади, с правом увеличения нормы предоставления не более чем в два раза;
Обязать Администрацию м.р.Ставропольский Самарской области предоставить Терентьеву В.А. жилое помещение вышеуказанной площади, не далее чем в 5 км от места его диспансерного наблюдения в психоневралогическом диспансере г.Тольятти в соответствии с заболеванием, требующим активного диспансерного наблюдения (АДН);
Обязать Администрацию м.р.Ставропольский Самарской области предоставить Терентьеву В.А. жилое помещение, оснащенное электрической плитой и центральным отоплением, не выше 2 этажа;
Запретить Администрации м.р.Ставропольский Самарской области предоставлять Терентьеву В.А. жилое помещение с газовой плитой и газовой колонкой, в целях безопасности и самого инвалида с психическим заболеванием, так и окружающих людей (жильцов, посетителей, врачей и т.п.);
Обязать Министерство строительства и коммунального хозяйства Самарской области направить правовые и медицинские правоустанавливающие документы (по форме указанной в Постановлении Правительства РФ №614) на имя Терентьева Виталия Александровича в Министерство строительства и коммунального хозяйства РФ для получения субвенций из средств Федерального Бюджета, согласно Постановлению Правительства РФ от 15.10.2005г., №614, в течение 30 дней после вступления решения в законную силу;
Обязать Министерство строительства и коммунального хозяйства Самарской области направить финансовую субвенцию из средств федерального бюджета РФ в адрес Администрации м.р.Ставропольский Самарской области, с целью выравнивания бюджетной обеспеченности данного муниципального района, в течение 30 дней после вступления решения в законную силу;
Обязать Администрацию м.р.Ставропольский Самарской области приобретенное на средства федерального бюджета РФ жилое помещение предоставить Терентьеву В.А., по договору социального найма, либо в собственность;
Признать право Терентьева В.А. на внеочередное получение жилого помещения, в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ;
Обязать Администрацию м.р.Ставропольский Самарской области предоставить жилое помещение Терентьеву В.А. вне очереди, то есть сразу после вступления решения суда в законную силу.
Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 12.03.2021г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области.
Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 29.04.2021г. ответчик Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области по ходатайству представителя истца Терентьева В.А. – Терентьевой О.М. заменен на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области. Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Истец Терентьев В.А. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ просил о рассмотрении дела без своего участия. При этом, воспользовался своим правом, предусмотренным ч.1 ст.48 ГПК РФ, на ведение дела через представителя.
Представитель истца Терентьева О.М., действующая на основании доверенности № от 17.12.2019г. (л.д.59 том 1), в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточненных исковых заявлениях и письменных дополнительных пояснениях (л.д.5-10, 39-40, 61- 62 том 1). Дополнительно пояснила, что истец Терентьев В.А. на основании заключения ГБУЗ СО «Тольяттинский психоневралогический диспансер» страдает хроническим психическим заболеванием, является <данные изъяты>, что подтверждается справкой ВК № от ДД.ММ.ГГГГ., и подходит под пункт № приказа МЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. По имеющему заболеванию на основании приказа МЗ РФ от 30 ноября 2012, №991Н имеет право на дополнительную жилую площадь. Терентьев В.А. не имеет в собственности или пользовании никакого жилого помещения. Инвалиды, семьи, имеющие инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий на очереди после ДД.ММ.ГГГГг. обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством РФ. Полагает, что к правоотношениям, возникающим между истцом и ответчиком, подлежат применению положения федерального законодательства, а не регионального. Считает, что жилое помещение должно быть предоставлено Терентьеву В.А. не дальше 5 км. от учреждения, в котором он состоит на медицинском учете с 2010г., в силу положений ФЗ РФ «Об оказании психиатрической помощи» (ст.5, 16). Инвалидам может быть предоставлено помещение по договору социального найма, общая площадь которого превышает норму площади на одного человека, но не более, чем в два раза. С учетом положений законодательства Терентьев В.А. имеет право на получение жилого помещения, общей площадью 33 кв.м, как одиноко проживающий гражданин, и 18 кв.м дополнительной жилой площади. Исходя из списка, предоставленного администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области, Терентьев В.А. в настоящее время состоит в списке под номером 36.
Представитель ответчика Дюжакина О.Н., действующая на основании доверенности от 11.03.2021г. №2253 (л.д.78 том 1) в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявление (л.д.72-77 том 1, л.д. 161 – 167 том 1), а именно согласно представленных возражений указала на следующее.
Комиссией по жилищным вопросам при администрации м.р.Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. (протокол №) вынесено решение о принятии Терентьева В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с постановлением администрации м.р.Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № Терентьев В.А. включен в список очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениям.
Согласно представленных сведений Терентьев В.А. имеет вторую группу инвалидности, страдает хроническим психическим заболеванием, в связи с чем включен в список очередности инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (постановление от ДД.ММ.ГГГГ. №).
В настоящее время согласно постановления правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан» на органы местного самоуправления возложена обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (постановка на учет, ежегодное формирование списков, утверждение списков, направление отчетной информации).
Обеспечение социальными выплатами отдельных категорий граждан осуществляется при поступлении в местный бюджет из областного бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области, возникающих при выполнении отдельных государственных полномочий РФ, переданных для последующей передачей органами местного самоуправления, и отдельных переданных государственных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, указанных в ч.2 ст.2 Закона (ветераны, инвалиды боевых действий, инвалиды ВОВ, участники ВОВ и др., вставшие на учет до 01.01.2005г.)
Терентьев В.А. в соответствии с предоставленными сведениями относится к категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, указанных в ч.4 ст.2 Закона Самарской области – инвалиды. По данной категории граждан, указанные выше полномочия, в рамках которых происходит обеспечение социальными выплатами, на уровень органов местного самоуправления не переданы.
Таким образом, администрация м.р.Ставропольский Самарской области не наделена полномочиями по предоставлению социальной выплаты Терентьеву В.А. как лицу, относящемуся к отдельным категориям граждан.
По состоянию на 05.03.2021г. Терентьев В.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма при администрации м.р.Ставропольский Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ. под №.
В списке инвалидов и семей, имеющий детей инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации м.р.Ставропольский Самарской области под №, с ДД.ММ.ГГГГ
Терентьев В.А. зарегистрирован на территории с.п.Выселки м.р.Ставропольский Самарской области.
В настоящее время у администрации м.р.Ставропольский Самарской области на территории с.п.Выселки жилые помещения, свободные от прав третьих лиц, отсутствуют, однако, по мере освобождения жилых помещений, относящихся к жилищному фонду района, они будут предоставлены в установленном законом порядке.
При этом признание органом местного самоуправления права гражданина на дополнительную жилую площадь законодательно не закреплено. Право на дополнительную жилую площадь учитывается при обеспечении граждан жилым помещением по договору социального найма при наличии подтверждающей информации.
Размер предоставления дополнительной жилой площади при обеспечении жильем по договору социального найма законодательством не утвержден.
Размер дополнительной жилой площади заключается в разнице между нормой предоставления жилого помещения и площадью предоставляемого жилого помещения, в случае если предоставляемое жилье больше нормы предоставления.
При предоставлении гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда не подлежат обязательному удовлетворению требования о предоставлении жилого помещения в определенном доме, определенном районе или на определенном этаже.
Таким образом, администрация м.р.Ставропольский Самарской области может предоставить Терентьеву В.А. жилое помещение на территории м.р.Ставропольский Самарской области, отвечающее установленным санитарным нормам и техническим правилам и нормам в соответствии с нормой предоставления, действующей на момент обеспечения жильем с учетом права на дополнительную площадь.
Учет заявленных требований относительно этажности, удаленности нахождения от психоневрологического диспансера, отсутствия (наличия) газификации не находят законодательного закрепления.
В настоящий момент средства из федерального бюджета РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а именно инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в жилье после 01.01.2005, в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области, не поступают. Следовательно, у администрации муниципального района Ставропольский Самарской области отсутствует возможность приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с документами, находящимися в учетном деле, подтверждено наличие у Терентьева В.А. тяжелой формы хронического заболевания, при котором ст.57 ЖК РФ предусмотрено предоставление жилого помещения вне очереди.
Дополнительно пояснила, что на основании приказа Минздрава России от 29.11.2012г. право на дополнительную жилую площадь возникает при выделении жилого помещения, согласно предоставленных документов. Нормативом является жилое помещения, общей площадью 33 кв.м, в случае предоставления жилого помещения больше указанной нормы, оставшиеся квадратные метры идут как дополнительная жилая площадь, размер в 18 кв.м не утвержден. Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области не наделена полномочиями на выделение денежной субсидии.
Представитель ответчика Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом посредством направления судебного извещения на электронную почту, а также почтовым отправлением. В соответствии с письменным отзывом, направленным в адрес суда, просил в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, исключить министерство из числа соответчиков по настоящему делу, указав при этом следующее. Министерство является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области, в связи с чем вопросы, касающиеся предоставления жилого помещения по договорам социального найма, признания права на внеочередное получение жилого помещения, не относятся к сфере деятельности министерства.
Представитель третьего лица Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом посредством направления судебного извещения почтой, просил в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дела без участия представителя. Согласно представленного отзыва просил суд в удовлетворении требования о предоставлении денежной социальной субсидии на приобретение жилья отказать, удовлетворение требований, касающихся предоставления жилого помещения в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ (то есть внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найму муниципального жилищного фонда) оставил на усмотрение суда (л.д.53-56, 214-219 том 1).
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие оснований для отложения судебного разбирательства по делу, которое может повлечь за собой нарушение сроков его рассмотрения, предусмотренных процессуальным законодательством, суд в соответствии с ч.ч. 3, 4, 5 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика и представителя третьего лица.
Выслушав пояснения представителя истца, возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Терентьев В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом второй группы с детства, бессрочно, страдает хроническим психическим заболеванием и подходит под пункт № приказа МЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №, код №, что подтверждается справкой ВК № от ДД.ММ.ГГГГ. и справкой МСЭ – № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.19).
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
В статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Будучи исключением из общего правила, позволяющим таким гражданам встать на учет независимо от характеристик занимаемого ими жилого помещения, данная гарантия установлена как в интересах самих граждан, страдающих соответствующими заболеваниями, так и в интересах иных лиц, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне.
Такой перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и действовал до 1 января 2018 г. В настоящее время действует приказ Минздрава России от 29 ноября 2012г. N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 08.06.2020г. установлены следующие обстоятельства:
27.12.2019г. по почте в администрацию муниципального района Ставропольский поступило заявление от Терентьева Виталия Александровича о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Согласно заявления текст заявления составлен Терентьевой О.М. - действующей по доверенности. При этом доверенность представителя в пакете документов отсутствовала.
Решением комиссии от 30.01.2020 г. рекомендовано Терентьву В.А. подать заявление о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма в администрацию муниципального района Ставропольский в соответствии с утвержденной формой лично либо через уполномоченного представителя.
Указанным решением, действия администрации муниципального района Ставропольский по вынесению решения от 30.01.2020г. признаны незаконными, на администрацию муниципального района Ставропольский возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Терентьева В.А. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от 23.12.2019г. (л.д.83-88 том 1).
03.11.2020г. состоялось заседание жилищной комиссии, где было вынесено следующее:
- во исполнение решения Ставропольского районного суда Самарской области от 08.06.2020г., вступившего в законную силу 14.07.2020г., решение комиссии по жилищным вопросам при администрации м.р.Ставропольский Самарской области от 04.08.2020г. (протокол №), принятое по вопросу № «Рассмотрение решения Ставропольского районного суда Самарской области от 08.06.2020г., вступившего в законную силу 14.07.2020г. - отменить;
- принять Терентьева Виталия Александровича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на учет граждан нуждающихся в жилом помещении с даты принятия решения о включении в список очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
11.11.2020г. главой администрации муниципального района Ставропольский Самарской области вынесено постановление № о включении Терентьева В.А. в список очередности инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.116 том 1).
11.11.2020г. главой администрации муниципального района Ставропольский Самарской области вынесено постановление № о включении Терентьева В.А. в список очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.119 том 1).
11.11.2020г. главой администрации муниципального района Ставропольский Самарской области вынесено постановление № о включении Терентьева В.А. во внеочередной список очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.117 том 1).
12.11.2020г. Терентьев В.А. получил извещение о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору найма, с составом семьи 1 человек (л.д.118 том 1).
Для предоставления жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после 1 марта 2005г.), на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления данной категории граждан жилых помещений вне очереди действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
Как указывалось ранее судом установлено, что Терентьев В.А. состоит на учете в качестве нуждающегося, страдает хроническим психическим заболеванием, при котором предусмотрено предоставление жилого помещения вне очереди.
Таким образом, судом установлено, что Терентьев В.А., являясь лицом с наличием хронического психического заболевания, имеет право на получение жилого помещения вне очереди.
В соответствии со ст.58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии со статьей 50 ЖК РФ норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. Для отдельных категорий граждан законами субъектов РФ могут устанавливаться иные нормы предоставления и учетные нормы площади жилого помещения.
Под нормой предоставления понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Постановлениями Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 25.11.2015 № 188, 189 для инвалидов и участников ВОВ, тружеников тыла и иных категорий граждан норма предоставления площади составляет 33 кв.м для одиноких граждан (л.д.79 -80 том 1).
В силу ст.5 Закона Самарской области от 11.07.2006г. №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающий на территории Самарской области» в Самарской области устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в пунктах 2.2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением; для категорий граждан, указанных в пунктах 2 и 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 18 квадратных метров общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением.
Размер предоставления дополнительной жилой площади при обеспечении жильем по договору социального найма законодательно не утвержден.
При этом, требования Терентьева В.А. об обязании ответчиком предоставить ему жилое помещение не далее чем в 5 км от места его диспансерного наблюдения в психоневралогическом диспансере г.Тольятти в соответствии с заболеванием, требующим активного диспансерного наблюдения (АДН); обязании ответчиком предоставить Терентьеву В.А. жилое помещение, оснащенное электрической плитой и центральным отоплением, не выше 2 этажа; запрещении ответчику предоставлять Терентьеву В.А. жилое помещение с газовой плитой и газовой колонкой, в целях безопасности и самого инвалида с психическим заболеванием, так и окружающих людей (жильцов, посетителей, врачей и т.п.) удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
На основании ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст.17 ФЗ РФ №181 от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ» жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Исходя из п.5,6 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 этого Кодекса.
Согласно ст.14 Закона Самарской области от 05.07.2005г. №139-ГД «жилище» по договору социального найма жилое помещение муниципального жилищного фонда должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В силу п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст.3 Закона РФ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, место жительства физического лица определяется местом его регистрации.
Терентьев В.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой, выданной главой сельского поселения Выселки (л.д.108).
В силу п.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания может быть предоставлено жилое помещение на территории муниципального образования, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в соответствии с нормой предоставления, действующей на момент обеспечения жильем с учетом права на дополнительную площадь.
Законодательством не закреплено обязанности по предоставлению жилого помещения на определенном этаже, удаленности нахождения от психоневралогического диспансера, отсутствия (наличия) газификации.
Таким образом, администрации Ставропольского района Самарской области необходимо предоставить Терентьеву Виталию Александровичу с составом семьи из одного человека вне очереди по договору социального найма жилое помещение, пригодное для проживания инвалида, страдающего тяжким заболеванием, благоустроенное применительно к условиям Ставропольского района Самарской области, отвечающее предъявляемым к жилому помещению с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, общей площадью не менее 33 кв.м., с учетом права на дополнительную жилую площадь, находящееся в черте Самарской области.
Далее истцом заявлены требования об обязании администрации муниципального района Ставропольский Самарской области предоставить Терентьеву В.А., жилое помещение, приобретенное на средства федерального бюджета РФ, по договору социального найма или в собственность, обязании администрации м.р.Ставропольский Самарской области предоставить жилое помещение Терентьеву В.А. вне очереди, то есть сразу после вступления решения суда в законную силу.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В отношении граждан, поставленных на учет и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний важно отменить, что предусмотренное пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ «внеочередное» обеспечение в толковании Верховного суда Российской Федерации означает, что жилье должно быть предоставлено немедленно (Указанная позиция отражена в практиобразующих постановлениях ВС РФ от 30.09.2008г. №85-В08-03, от 08.02.2011г. №85-В10-7 и от 03.05.2011г. №85-В112).
Между тем, принимая во внимание ограниченность финансовых возможностей публичной власти, федеральный законодатель закрепил в статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации также в качестве общего правила, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете как нуждающиеся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их принятия на такой учет (часть 1). Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 9 февраля 2017 года N 215-О, обеспечивается справедливое распределение жилых помещений из жилищного фонда социального использования.
Как следует из письменного отзыва администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в настоящий момент средства из федерального бюджета РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а именно инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в жилье после 01.01.2005г., в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области не поступают. В настоящее время у администрации муниципального района Ставропольский жилые помещения, свободные от прав третьих лиц, на территории сельского поселения Выселки отсутствуют.
Согласно ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (п. 1 ст. 35 ГПК РФ).
В свете изложенного стороны по настоящему спору, действуя добросовестно, обязаны добровольно исполнить решение суда. Неисполнение решения суда добровольно влечет его принудительное исполнение, для реализации которого в соответствии со статьей 428 ГПК РФ суд выдает исполнительный лист.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьям 13, 209 и 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 12 Постановления Пленума от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.
Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
Таким образом, по смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая "судебного разбирательства". С учетом этого суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Суд считает, что срок исполнения решения суда в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Далее, истцом заявлены требования об обязании Министерства строительства и коммунального хозяйства Самарской области направить правовые и медицинские правоустанавливающие документы (по форме указанной в Постановлении Правительства РФ №614) на имя Терентьева Виталия Александровича в Министерство строительства и коммунального хозяйства РФ для получения субвенций из средств Федерального Бюджета, согласно Постановлению Правительства РФ от 15.10.2005г., №614, в течение 30 дней после вступления решения в законную силу; об обязании Министерство строительства и коммунального хозяйства Самарской области направить финансовую субвенцию из средств федерального бюджета РФ в адрес Администрации м.р.Ставропольский Самарской области, с целью выравнивания бюджетной обеспеченности данного муниципального района, в течение 30 дней после вступления решения в законную силу;
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают иные вопросы местного значения.
Как следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в ст. 14 - 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В силу ч. 4 ст. 14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно п.5 статья 2 Закона Самарской области от 11.07.2006г. №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающий на территории Самарской области» обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, перечисленных в пунктах 2 и 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В настоящий момент согласно постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006г. №77 «О утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан» на органы местного самоуправления возложена обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (постановка на учет, ежегодное формирование списков, утверждение списков, направление отчетной информации).
01.07.2019г. между Администрацией сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области и Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области заключено соглашение №1 о передаче осуществления части полномочий сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области на уровень муниципального района Ставропольский Самарской области по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности в части:
- распоряжения имуществом и земельными ресурсами на территории сельского поселения при межведомственном взаимодействии;
- обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, в части:
· ведения в установленном порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,
· определения порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда,
· установление нормы предоставления жилой площади по договору социального найма жилого помещения
· осуществление учета муниципального жилищного фонда, проведение его технической инвентаризации и технической паспортизации и т.д.
Таким образом, именно администрация муниципального района Ставропольский Самарской области является надлежащим ответчиком по делу.
Обеспечение жилыми помещениями нуждающихся граждан, в том числе лиц, страдающих хроническими заболеваниями согласно Перечню, является прямым полномочием муниципального образования, осуществляемым им без использования средств других бюджетов.
Законодателем запрещается одновременное осуществление аналогичных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (пункт 4 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
При этом законодатель не предусмотрел возможности внеочередного обеспечения жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, указанным гражданам должно быть предоставлено именно жилое помещение по договору социального найма.
Таким образом, предъявляя требования к Министерству строительства и коммунального хозяйства Самарской области Терентьев В.А. выбрал неверный способ защиты своего нарушенного права.
Выбор ответчика, к которому надлежит предъявить иск, является исключительным правом истца, а исходя из системного толкования положений ч. 2 ст. 41, ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд не вправе произвольно выходить за установленные таким образом истцом пределы.
В силу того, что, по мнению суда, Терентьев В.А. предъявил иск к ненадлежащему ответчику Министерству строительства и коммунального хозяйства Самарской области, такие требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, в соответствии со ст.49, 51, 57, 58 ЖК РФ руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Терентьева Виталия Александровича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, Министерству строительства и коммунального хозяйства Самарской области о признании права на дополнительную площадь, обязании предоставить жилое помещение, признании права на внеочередное получение жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение, обязании рассмотреть вопрос о предоставлении субсидии, обязании предоставить субсидию – удовлетворить частично.
Признать право инвалида, страдающего тяжким заболеванием, Терентьева Виталия Александровича, на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Возложить на администрацию Ставропольского района Самарской области обязанность предоставить Терентьеву Виталию Александровичу с составом семьи из одного человека вне очереди по договору социального найма жилое помещение, пригодное для проживания инвалида, страдающего тяжким заболеванием, благоустроенное применительно к условиям Ставропольского района Самарской области, отвечающее предъявляемым к жилому помещению с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, находящееся в черте Самарской области, общей площадью не менее 33 кв.м., с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Установить срок для исполнения решения - два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья подпись В.Л. Магда
Мотивированное решение составлено 04 июня 2021 года.
Судья В.Л. Магда