Дело № 2-504/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2019 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Царёвой Т.С., при секретаре судебного заседания Костиной М.Ю., с участием истца Зубовской Е.И. её представителя Кузьмичевой С.Е., представителя ответчика по доверенности Колобовой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубовской Е.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костроме Костромской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Зубовская Е.И. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что 16.07.2018 она подала заявление в ГУ- УПФР в г. Костроме о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В назначении досрочной пенсии ей было отказано, выдано решение об отказе в установлении пенсии от 26.10.2018 в связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Данное решение ответчика считает незаконным, необоснованным, нарушающим её права на пенсионное обеспечение. Истец полагает, что на момент обращения к ответчику за назначением досрочной пенсии она имела необходимый стаж, а ответчиком необоснованно из данного стажа исключены отдельные периоды, в том числе: дни сдачи крови и её компонентов, имевшие место в период трудовой деятельности в 1998, 1999, 2002, 2003, 2007, 2014, 2015, 2016, 2017 годах. Оснований для отказа по включению данных периодов трудовой деятельности у ответчика не имелось. В соответствии со ст. 186 ТК РФ, ст. 6 Закона Российской Федерации от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и её компонентов» дни сдачи крови, а также последующие дни отдыха подлежат включению в трудовой стаж, поскольку в эти дни за работником сохраняется заработная плата, с которой работодатель производит отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также, в стаж дающий право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не засчитан период работы в должности фельдшера фельдшерского здравпункта ОАО «Фанплит» с 01.01.1993 по 31.01.2003. Однако работая по данной специальности истица вела самостоятельный амбулаторный прием и лечение больных. В соответствии со штатным расписанием при ОАО «Фанплит» существовал именно фельдшерский здравпункт, так как в структуру входили 2 фельдшера, которые и оказывали медицинскую помощь. Здание медпункта, куда за медицинской помощью обращались работники предприятия, постоянно находилось на территории предприятия. Согласно приложению к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в п. 11 «врачи и другие медицинские работники» отнесены больничные учреждения всех типов и наименований, в том числе и здравпункты. Данным постановлением установлено: работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию независимо о ведомственной принадлежности учреждений или организаций. Должность фельдшера предусмотрена Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства от 29.10.2002 № 781. По штатным расписаниям спортивно-оздоровительный комплекс, здравпункт являлись в спорные периоды структурными подразделениями ОАО «Фанплит». Иное наименования медпункта не изменило его назначение и методы функционирования, истец продолжала исполнять свои обязанности при тех же условиях работы. На основании изложенного истец просила суд обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда в г. Костроме включить в её стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, дни сдачи крови и её компонентов в 1998, 1999, 2002,2003, 2007, 2014, 2015, 2016, 2017 годах, исключенные ответчиком, а также период работы в должности фельдшера фельдшерского здравпункта ОАО «Фанплит» с 01.01.1993 по 31.01.2003; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 26.10.2018.
В судебном заседании истец Зубовская Е.И. исковые требования уточнила, просила включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии дни сдачи крови и её компонентов, период работы в здравпункте ОАО «Фанплит с 01.01.1993 по 31.01.2003 с учетом отвлечений и периода по уходу за ребенком, назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, т.е. 16.07.2018.; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 рублей. По существу дела дополнительно пояснила, что работая в здравпункте ОАО «Фанплит» она выполняла обязанности медицинского работника, проводила медосмотры, делала прививки и назначения врачей, вела медицинскую документацию, вела доврачебный прием, производила подготовку к приемам врачей, производила обход цехов, занималась санитарно-просветительской работой. Завод был большой, на производстве случались несчастные случаи на станках, инсульты, она оказывала первую медицинскую помощь, снимала шоковое состояние, работала круглосуточно по сменам. Целью работы здравпункта было улучшение качества здоровья трудового коллектива, а также он работал для удобства работников, чтобы они не ходили в поликлиники города, а могли обратиться за медицинской помощью по месту работы. Фактически здравпункт замещал для работников предприятия медицинскую организацию. В здравпункте велись полноценные приемы, осуществляемые хирургом, гинекологом, терапевтом, невропатологом, осуществлялись профосмотры, диспансеризации, которые производились комиссиями врачей. В период реорганизации здравпункта её обязанности не менялись.
Представитель истца по устному ходатайству Кузьмичева С.Е. считала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Указала, что пенсионный орган ошибочно исключил из стажа работы истицы дни сдачи крови и время работы в здравпункте предприятия «Фанплит». Так, дни сдачи крови защищены социальными гарантиями, предусмотренными ст. 186 ТК РФ и Федеральным законом «О донорстве крови и её компонентов». В данные дни за работником сохраняется рабочее место, заработная плата, выплачиваются страховые взносы. Данные дни подлежат включению в трудовой и страховой стаж работника. Пенсионное законодательство не содержит каких-либо исключений, которые указывают на необходимость исключить донорские дни из трудового стажа работника. Относительно периода работы истца фельдшером в ОАО «Фанплит» данный период также подлежит включению в льготный стаж. Несмотря на изначальное нахождение здравпункта в составе спортивного комплекса, в нем всегда были медицинские должности - врачи, фельдшеры, медсестры, и велась медицинская деятельность. Здравпункт был организован руководством ОАО «Фанплит» по требованию государственных органов. Медицинская деятельность истца подтверждается медицинскими журналами, в которых указано на осуществление Зубовской Е.И. медицинской деятельности.
Представитель ответчика по доверенности Колобова Ю.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в заключении по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от 28.10.2018 и в решении об отказе в установлении пенсии от 26.10.2018 №. Пояснила, что отказ во включении периода работы истца на предприятии «Фанплит» до 2003 года связан с тем, что наименование структурного подразделения предприятия, куда входил здравпункт, не предусмотрено Списками, поскольку данное структурное подразделение наименовалось спортивно-оздоровительным комплексом. В 2003 году его наименование приведено в соответствие. Включение донорских дней не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, поэтому донорские дни также не включены в стаж работы истца. Кроме того, работодатель не предоставил сведений за донорские дни, в лицевом счете истицы в указанные дни пустые клетки.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица НАО «Свеза Кострома», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, их представителей, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с пп. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ, с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем Федеральном законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Так, согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста.
Согласно ч. 2 ст. 27 вышеназванного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с данной статьей постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В вышеуказанном Списке должностей «Наименование должностей» дающих право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения предусмотрена должность медицинской сестры, фельдшера, врачей всех специальностей.
Судом установлено, что Зубовская Е.И. 16.10.2018 обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Костроме Костромской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР от 26.10.2018 № в назначении пенсии Зубовской Е.И. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
По представленным документам страховой стаж работы Зубовской Е.И. рассчитан в размере 31 год 4 месяца 24 дня, льготный стаж – 22 года 6 месяцев 7 дней (с учетом отвлечений от основной работы).
Согласно решению УПФР об отказе в установлении пенсии в специальный стаж Зубовской Е.И. в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не включены следующие периоды работы:
- в АООТ «Фанплит» (ОАО по производству фанеры и древесно-стружечных плит «Фанплит») в должности фельдшера в спортивно-оздоровительном комплексе с 01.01.1993 по 31.01.2003 (с учетом отвлечений от основной работы и отпуска по уходу за ребенком);
- донорские дни: 03.05.1998, 08.10.1998, 07.05.1999, 10.06.2002, 12.12.2002, 08.07.2003, 19.12.2003, с 28.12.2007 по 31.12.2007, с 14.07.2014 по 15.07.2014, с 22.10.2014 по 23.10.2014. с 29.04.2015 по 30.04.2015, 16.07.2015, 18.07.2015, с 09.11.2015 по 10.11.2015, с 01.10.2016 по 10.10.2016, 03.10.2016, с 25.12.2016 по 26.12.2016, с 03.07.2017 по 04.07.2017, с 11.12.2017 по 12.12.2017.
Данные периоды работы не включены в страховой стаж истца, поскольку наименование структурных подразделений «спортивно-оздоровительный комплекс» и «здравпункт» не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 и п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», Перечнем учреждений, организаций и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397. Донорские дни не включены в стаж, поскольку это не предусмотрено п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.
Суд не соглашается с решением ответчика в части отказа во включении в специальный стаж истца вышеуказанных периодов работы по следующим основаниям.
Как следует из Списка профессий и должностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в разделе «Наименование должностей» указана должность заведующий фельдшерским здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра), в разделе «Наименование учреждений» указаны больницы всех наименований.
В Списке профессий и должностей, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (действовавшего с 06.09.1991 по 01.11.1999), указаны врачи, средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно абз. 5 п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе и во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.11.1999 № 395, указаны здравпункты (врачебные, фельдшерские), являющиеся структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Пунктом 15 Примечания к приказу Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 № 395 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинскойпомощи рабочим, служащим и учащимся.
Аналогичные положения содержаться в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 № 627 (ред. от 19.11.2008) «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения».
Кроме того, согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.03.2011 № 233Н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при острых, хронических профессиональных заболеваниях» здавпункт является структурным подразделением организации (предприятия), в составе которой он организован, и предназначен для оказания первичной медико-санитарной помощи работникам организации (предприятия), в том числе организации и проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья работников указанной организации (предприятия).
Таким образом, ранее действующее законодательство, как и законодательство, действующее в настоящее время, предусматривало включение в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения для досрочной пенсии - работу в здравпунктах (врачебных, фельдшерских) не только относящихся к учреждениям здравоохранения, но и являющихся структурными подразделениями любых иных организаций.
В соответствии с Методическими рекомендациями по организации цеховых и межцеховых комплексов на промышленных предприятиях, утвержденными Минздравом СССР от 27.01.1987, в цехах промышленных предприятий могут создаваться цеховые оздоровительные комплексы с целью послетрудового восстановления, оздоровления и нивелирования профессиональных вредностей. В зависимости от степени оснащенности цеховых оздоровительных комплексов штаты включают в себя единицы врача и 2 или 1 единицу медицинских сестер.
Как разъяснено в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В п. 18 того же постановления указано, что, исходя из п. 6 Правил № 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке № 781, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в данном Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте 6 Правил № 781, не поименованных в Списке № 781.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Зубовская Е.И. имеет среднее медицинское образование по специальности «фельдшер».
Согласно трудовой книжке истца и справке от 28.03.2018 №, выданной НАО «СВЕЗА Кострома», Зубовская Е.И. работала в должности фельдшера здравпункта спортивно-оздоровительного комплекса предприятия с 01.01.1993 г. по 29.12.2004.
По документам значится принятой 01.01.1993 в порядке перевода в спортивно-оздоровительный комплекс фельдшером здравпункта (приказ № от 10.01.1993).
01.05.2003 медицинский пункт реорганизован во врачебный медицинский пункт (приказ № от 31.04.2003).
29.12.2004 уволена переводом в МУЗ МСЧ «Северсталь» (приказ № от 29.12.2004).
Согласно приложению к справке, уточняющей особый характер работы Зубовской Е.И., Костромской фанерный комбинат преобразован в АООТ «Фанплит» с 03.11.1992 (приказ № от 29.12.1992). АООТ «Фанплит» переименовано в ОАО по производству фанеры и древесно-стружечных плит «Фанплит» с 21.06.1996 (приказ № от 21.06.1996), ОАО по производству фанеры и древесно-стружечных плит «Фанплит» переименовано в НАО «СВЕЗА Кострома» с 28.01.2015 (решение единственного акционера № от 19.01.2015).
Согласно акту документальной проверки от 20.06.2018, проведенной пенсионным органом, по ведомостям начисления и расчетным листкам по заработной плате за 1993 – 2004 годы Зубовская Е.И. значится в должности фельдшер в структурном подразделении «Спортивно-оздоровительный комплекс». Работала на полную ставку.
Согласно приказу Министерства здравоохранения СССР от 26.09.1978 № 900 были утверждены штатные нормативы медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов. Например, при численности жителей от 700 до 3000 человек устанавливалась 1 ставка заведующего ФАП (фельдшера, акушерки, медицинской сестры).
В штатных расписаниях ОАО «Фанплит» Зубовская Е.И. значится в следующих должностях: 1993 г., 1996-1999 г.г., 2001-2002 г.г. – спортивно-оздоровительный комплекс, должность «фельдшер». При этом по штатному расписанию количество должностей «фельдшер» предусмотрено 2 шт.ед.
По штатному расписанию в ОАО «Фанплит», действующего с 01.02.2003, сформирован раздел «Непромышленная группа». В спортивно-оздоровительном комплексе выделены структурные подразделения «Медпункт» и «Медпункт производства БФФ». С этого времени Зубовская Е.И. значится в «Медпункте производства БФФ» в должности «медсестра».
Согласно справке предприятия № от 05.09.2016, производство большеформатной фанеры ламинированных древесностружечных плит с 2001 года находится по адресу: <адрес>, в связи с чем на указанной территории был организован отдельный медицинский пункт – «Медпункт производства БФФ», где с 01.02.2003 числилась Зубовская Е.И.
Приказом руководства предприятия № от 30.04.2003 с 01.05.2003 медицинский пункт предприятия реорганизован во врачебный медицинский пункт. Утверждена структура и штат врачебного медицинского пункта в количестве 18 единиц, в том числе «Медпункт производства БФФ», где Зубовская Е.И. значится в должности медсестры.
Согласно штатному расписанию ОАО «Фанплит» на 01.05.2003 на 01.01.2004 в разделе «Непромышленная группа» значится «Врачебный медпункт», где выделено «Производство БФФ», в котором Зубовская Е.И. значится как медсестра.
Согласно представленным в материалы дела штатным расписаниям медицинский пункт, врачебный медицинский пункт являлись в спорный период структурными подразделениями ОАО «Фанплит», должность фельдшера Зубовской Е.И. указана в штатных расписаниях.
Несмотря на отсутствие в материалах дела лицензий предприятия на осуществление медицинской деятельности, из содержания штатных расписаний видно, что на предприятии изначально был создан медпункт, в котором работали фельдшеры и медсестры с целью оказания первой медицинской помощи сотрудникам предприятия, в нем осуществлялась медицинская деятельность, в последующем в медицинский пункт введены постоянные должности врачей.
То обстоятельство, что медицинская деятельность не являлась основным видом деятельности самого предприятия ОАО « Фанплит», и отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности само по себе с учетом вышеуказанных нормативных положений и установленных по делу обстоятельств, не имеет юридического значения при рассмотрении настоящего спора.
Факт осуществления истцом в спорные периоды медицинской деятельности повреждается объяснениями самой истицы, из которых следует, что она занималась непосредственной медицинской деятельностью и её работа ничем не отличалась от работы фельдшера в медицинском учреждении. Объяснения истца в соответствии со ст. 55 ГПК РФ суд принимает в качестве допустимого доказательства по делу. Осуществление медицинской деятельности также подтверждается представленными истцом медицинским документами: медицинскими карточками работников Фанплита – ФИО1., ФИО2., ФИО3., ФИО4., ФИО5., ФИО6., - в которых имеются записи с подписями Зубовской Е.И. об оказании медицинской помощи, и показаниями свидетелей, непосредственно допрошенных в судебном заседании: медицинской сестры медпункта, работавшей с истицей в спортивно-оздоровительном комплексе Фанплит, ФИО7. и работника ОАО «Фанплит» (НАО «Свеза») ФИО8., получавшей медицинскую помощь в медпункте и в частности от Зубовской Е.И. Факт работы указанных свидетелей в данном предприятии подтверждается копией трудовой книжки, справкой работодателя.
Указанные доказательства подтверждают то, что в спорный период времени Зубовская Е.И. осуществляла медицинскую деятельность по должности фельдшера, в том числе вела прием лиц, обратившихся за медицинской помощью, оказывала им медицинскую помощь в медпункте и в цехах, делала прививки, выдавала лекарства, участвовала в диспансеризации, исполняла назначения врачей и т.д.
Оказание медицинской помощи истцом в спорные периоды времени предусмотрена её должностными инструкциями, которые также исследовались в судебном заседании.
Согласно архивной копии положения о фельдшерском здравпункте, заверенной НАО «Свеза Кострома», фельдшерский здравпункт являлся амбулаторным подразделением, входящим в структуру поликлиники, обслуживал один, два и более подразделений – цехов предприятия, расположенных в радиусе 2-5 км. От других лечебно-профилактических учреждений с общей численностью населения до 3000 человек. Фельдшерский здравпункт является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения, обеспечивающим квалифицированную медицинскую помощь населению на доврачебном этапе. Штаты медицинского персонала фельдшерского здравпункта устанавливаются по действующим штатным нормативам. Основными задачами фельдшера здравпункта являются: проведение лечебных, восстановительных и профилактических мероприятий, контроль за выполнением назначенных врачами процедур, назначений, прописанных режимов и исполнением рекомендаций специалистов, организация мероприятий по подготовке и повышению квалификации среднего медицинского персонала, внедрение в практику новых методов профилактики и лечения, организация пропаганды здорового образа жизни, оказание консультативной помощи по рациональному режиму труда и отдыха.
Положением о врачебном медицинском пункте, утвержденном на предприятии Фанплит 11.09.2003, предусматривалось в составе функций медпункта круглосуточное оказание первой (доврачебной) помощи при травмах, отравлениях, острых заболеваниях, проведение медосмотров, проведение лечебно-реабилитационных мероприятий для больных по назначению врача, организация противоэпидемических мероприятий на предприятии, при этом медпунктом велся соответствующий документооборот (журналы амбулаторного приема, учета листов нетрудоспособности, регистрации инъекций, проведения профпрививок и др.)
То обстоятельство, что в определенный период времени структурные подразделения предприятия назывались медицинский пункт спортивно-оздоровительного комплекса, врачебный медицинский пункт, не свидетельствует о том, что назначение и цели функционирования медпункта были иные.
Суд полагает, что истцом представлено достаточно объективных и не опровергнутых доказательств того, что структурное подразделение ОАО «Фанплит» медицинский пункт спортивно-оздоровительного комплекса на базе ОАО «Фанплит», врачебный медицинский пункт на базе ОАО «Фанплит» осуществлял лечебную деятельность.
С учетом изложенного период работы истца в здравпункте ОАО «Фанплит с 01.01.1993 по 31.01.2003 подлежит включению в её специальный трудовой и страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.
Как следует из справки НАО «СВЕЗА Кострома», уточняющей занятость истца, от 28.03.2018 №, Зубовская Е.И. в период работы в спортивно-оздоровительном комплексе АООТ «Фанплит» (ОАО по производству фанеры и древесно-стружечных плит «Фанплит») в должности фельдшера находилась в отпуске по беременности и родам с января 1995 года по июнь 1995 года, а с 14.06.1995 по 23.09.1996 – в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, с 24.09.1996 по 23.03.1997 – в отпуске по уходу за ребенком до 2-х лет, с 24.03.1997 по 04.01.1998 – в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.
В соответствии с пунктом «в» ст. 92 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340 «О государственных пенсиях в РСФСР», как и с пунктом «в» ст. 92 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действовал до 01.01.2002) в общий трудовой стаж наряду с работой подлежали включению периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности.
Таким образом, период нахождения Зубовской Е.И. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет подлежит включению в указанный стаж её работы.
В специальный стаж истца ответчиком также не включены донорские дни: 03.05.1998, 08.10.1998, 07.05.1999, 10.06.2002, 12.12.2002, 08.07.2003, 19.12.2003, с 28.12.2007 по 31.12.2007, с 14.07.2014 по 15.07.2014, с 22.10.2014 по 23.10.2014. с 29.04.2015 по 30.04.2015, 16.07.2015, 18.07.2015, с 09.11.2015 по 10.11.2015, с 01.10.2016 по 10.10.2016, 03.10.2016, с 25.12.2016 по 26.12.2016, с 03.07.2017 по 04.07.2017, с 11.12.2017 по 12.12.2017.
Оценивая правомерность исключения из стажа в льготном исчислении донорских дней, суд принимает во внимание следующее.
В силу ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и её компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. В случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и её компонентов вышел на работу (за исключением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха. В случае сдачи крови и её компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и её компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и её компонентов, при этом работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Аналогичные положения содержались в действующей до 1 февраля 2002 года статье 114 Кодекса законов о труде Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 20.07.2012 «О донорстве крови и её компонентов», государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в письме Пенсионного фонда РФ от 07.12.1998 № 06-28/10740 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж донорских дней», работникам, являющимся донорами (ст. 114 КЗоТ РФ), день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку № 1 и 2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
С учетом системного толкования приведенных положений законодательства, донорские дни, подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку в эти дни за ней сохранялся средний заработок, рабочее место.
Действующее пенсионное законодательство каких-либо исключений об исчислении в календарном порядке для специального стажа указанных дней отдыха так же как и периодов временной нетрудоспособности, периодов очередного отпуска и выходных дней не содержит.
Оценивая доводы ответчика, о том, что работодатель не сдал сведения о донорских днях в пенсионный орган, суд исходит из того, что законодатель установил прямую зависимость пенсионных льгот от непосредственного характера выполняемой работы, и работник не в силах самостоятельно отвечать за сведения, представляемые его работодателем в пенсионный орган, а также откорректировать сведения, представленные ранее.
В силу положений Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального учета. Федеральный закон от 01.04.1996 № 173-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы ПФ РФ сведения (ст. 11), в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ (п. 5).
В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На момент обращения Зубовской Е.И. в УПФР специальный стаж определен ответчиком в размере 22 года 6 месяцев 7 дней. С учетом включения спорных периодов работы в здравпункте Фанплита и донорских дней в специальный стаж истицы, её специальный стаж на момент обращения 16.07.2018 к ответчику составит более 30 лет, что свидетельствует о возникновении у нее права на досрочную пенсию с указанной даты.
На основании изложенного, исковые требования Зубовской Е.И. подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в связи с обращением в суд в размере 300 рублей (чек-ордер от 21.11.2018 - л.д. 6).
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░
- ░ ░░░░ «░░░░░░░» (░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░») ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 01.01.1993 ░░ 31.01.2003 (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░);
- ░░░░░░░░░ ░░░: 03.05.1998, 08.10.1998, 07.05.1999, 10.06.2002, 12.12.2002, 08.07.2003, 19.12.2003, ░ 28.12.2007 ░░ 31.12.2007, ░ 14.07.2014 ░░ 15.07.2014, ░ 22.10.2014 ░░ 23.10.2014. ░ 29.04.2015 ░░ 30.04.2015, 16.07.2015, 18.07.2015, ░ 09.11.2015 ░░ 10.11.2015, ░ 01.10.2016 ░░ 10.10.2016, 03.10.2016, ░ 25.12.2016 ░░ 26.12.2016, ░ 03.07.2017 ░░ 04.07.2017, ░ 11.12.2017 ░░ 12.12.2017.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 16.07.2018.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░