Дело № 2-1642/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2021 года г. Уфа
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шарипкуловой А.Ф.,
при секретаре судебного заседания Хафизовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах Григорьевой Р. Ф. к Администрации Калининского района городского округа г. Уфы Республики Башкортостан, Администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании включить в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
у с т а н о в и л:
прокурор Калининского района г. Уфы, действующий в интересах Григорьевой Р.Ф., обратился в суд с иском к Администрации Калининского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан, Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании включить в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Указав, что в ходе проверки установлено, что Григорьева Р.Ф. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родилась ДД.ММ.ГГГГ. Решением Аскинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ мать Григорьевой Р.Ф - Загафранова Н.И. лишена в отношении нее родительских прав. Сведений об отце Григорьевой Р.Ф. не имеется.
Григорьева Р.Ф. проживала в Учалинском детском доме для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После выпуска из детского дома проходила обучение в полиграфическом лицее № <адрес>. До окончания учебы истец проживала и была зарегистрирована в общежитии указанного учебного заведения, расположенного по адресу: <адрес>.
В настоящее время Григорьева Р.Ф. проживает по адресу: <адрес> Закрепленного либо находящегося в пользовании жилого помещения у Григорьевой Р.Ф. не имеется.
Свое право для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «дети-сироты» до достижения возраста 23-лет и получение жилья Григорьевой Р.Ф. не реализовано.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, предусмотрена возможность включения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
Поскольку Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ, исключен возрастной ценз до 23 лет, Прокурор просил суд признать за Григорьевой Р.Ф. право на постановку на учет в качестве нуждающейся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Администрацию Калининского района ГО г.Уфа РБ включить Григорьеву Р.Ф. в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского района г. Уфы Валиуллина А.А., действующая в интересах Григорьевой Р.Ф., исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании истец Григорьева Р.Ф. и ее представитель, по устному ходатайству Нигаматьянов А.Р., исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить. На вопрос суда, Григорьева Р.Ф. пояснила, что в ноябре 2017 году Администрацией Калининского района ГО г. Уфы РБ ей было отказано во включении в список детей- сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с достижением возраста 23 лет. Решением Калининского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ее иска к Администрации Калининского района г.Уфы о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающего и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отказано. Апеляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ решение суда 1 истанции оставлено без изменения. После принятия Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, она в устном порядке обратилась в Администрацию Калининского района ГО г.Уфы о включении ее в Список. Сотрудник Администрации дала ей перечень документов, подлежащих предоставлению вместе с заявлением о включении в Список. Полагая, что включить ее в Список обязаны, на основании заявления и документов, предоставленных ею в ноябре 2017 году, она решила не подавать заявление повторно.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Калининского района ГО г. Уфа - Хусаинова И.Н., просила в иске отказать в связи с тем, что Григорьева Р.Ф., повторно после ДД.ММ.ГГГГ к ним с заявлением о включении в Список не обращалась, а по обращению истца в ноябре 2017 года о включении ее в Список принято решение об отказе, которое судом первой и апеляционной истанции признано законным.
В судебном заседание представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа, представители третьих лиц - Правительство Республики Башкртостан, Министерство Финансов Республики Башкортостан не явились, извещены надлежаще.
Изучив и оценив материалы гражданского дела, выслушав явившихся лиц, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского кодекса Российской Федерации Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
К иным категориям относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании установлено, что истец Григорьева (Загафранова) Р.Ф. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Матерью указана Загафранова Н.И., отцом Загафранов Ф.Х., что следует из свидетельства о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует справки отдела ЗАГС, сведения об отце Загафрановой Р.Ф. записаны по указанию матери.
Решением Аскинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ мать Григорьевой Р.Ф - Загафранова Н.И. лишена в отношении истицы и ее брата родительских прав. Загафранова Р.Ф. с братом переданы в орган опеки и поепечительства Аскинского района РБ.
Постановлением Администрации Аскинского района РБ за № от ДД.ММ.ГГГГ за несоверешеннолетней Загафрановой Р.Ф. закреплена жилая площадь по адресу <адрес>
Согласно имеющемуся в материалах дела свидетельству о смерти, мать истицы - Загафранова Н.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ за №, установлено, что Загафранова Р.Ф. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в Учалинском детском доме РБ.
ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между Григорьевым Р.Г. и Загафрановой Р.Ф. После заключения брака Загафрановой Р.Ф. присвоена фамилия Григорьева.
В настоящее время Григорьева Р.Ф. проживает по адресу: <адрес>
Как следует из справки Администрации сельского поселения Кунгаковский сельсовет муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан Григорьева (Загафранова) Р. Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно, как нуждающийся в улучшении жилищных условий на учете не состоит и закрепленного жилья не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ Григорьева Р.Ф., обратилась в <адрес> с заявлением о постановки на учёт граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был предоставлен заявителю ответ об отсутствии оснований для включения её в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по категории «дети-сироты».
Решением Калининского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований Григорьевой Р.Ф. к Администрации Калининского района г. Уфы о возложении обязанности поставить на учет и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью, не ниже установленных норм во внеочередном порядке отказано, по причине тго, что истец обратилась с заявлением о включении ее в список после достижения 23 летнего возраста.
На день окончания пребывания Григорьевой Р.Ф. в образовательном учреждении(ДД.ММ.ГГГГ) для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из их числа, действовали положения Жилищного Кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01 марта 2005 года) было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предостовляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Пунктом 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации
( в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года), предусматривалось предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена в действие с 01 января 2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действующей по состоянию на 14.07. 2004 год), было предусмотрено, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Анализ жилищного законодательства, действовавшего на период достижения Григорьевой Р.Ф. совершенолетия, позволяет сделать вывод, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежали обеспечению жилыми помещениями в льготном порядке только до достижения возраста 23 лет, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В силу названных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей - сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Приём заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
П.4 правил предусмотрено, что заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают:
а) законные представители детей-сирот, достигших возраста 14 лет, в течение 3 месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
б) дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности;
в) лица из числа детей-сирот, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;
г) лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи, с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших Григорьевой Р.Ф. обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.
Между тем, Прокуром не представлено объективных доказательств уважительности причин, препятствовавших Григорьевой Р.Ф. обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения ею возраста 23 лет.
Кроме того, постановка на учет предусматривает заявительный характер реализации права на предоставление жилого помещения для данной категории граждан, однако Григорьева Р.Ф. повторно с заявлением, после ДД.ММ.ГГГГ к ответчику не обращалась, при этом по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ решение ответчиком принято законное, о чем свиетельствует вступившее в законную силу решение Калининского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ по делу 2-1556/2018. Таким образом, Прокурором не доказано, какими действиями, либо бездействиями ответчика нарушено право Григорьевой Р.Ф. на включение в Список, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Учитывая изложенное, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требовании Прокурора Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан действующего в интересах Григорьевой Р. Ф. к Администрации Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании включить в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.
Судья А.Ф. Шарипкулова