Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-690/2017 ~ М-230/2017 от 30.01.2017

Дело №2-690/2017                                    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2017 года     г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.

при секретаре Ждановой К.В.    

с участием истцов Б., К., В., представителя истца В.Е. по устному ходатайству, представителя третьего лица Администрации Пермского муниципального района Г. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б., В., К. к ответчику С. об обязании ликвидировать строительные отходы, навалы размываемого грунта, рекультивации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с последними уточненными требованиями к ответчику С. (л.д.134-138), где просят обязать ликвидировать навалы размываемого грунта, незаконно размещенные строительные отходы промышленного бетона, спрятанные под размываемым грунтом и провести рекреационную (восстановление в первоначальном виде) рекультивацию с восстановлением нарушенного плодородного слоя почвы по адресу: <адрес>

Свои требования мотивировали тем, что ответчик С. организовал свалку строительных отходов, а затем все спрятал под размываемыми грунтами напротив домов и расположенных по адресу: <адрес> данном участке С. осуществил размещение строительных отходов и размываемых грунтов. Какие-либо разрешительные документы, подтверждающие предоставление ему в пользование участка береговой зоны <адрес> для строительного мусора и грунта отсутствует. 24.08.2016г. сотрудниками инспекции по экологии и природопользованию Пермского края проведено обследование территории напротив домов и расположенных по вышеуказанному адресу, где были зафиксированы навалы размываемого грунта на площади около 50 кв.м., что является нарушением Водного Кодекса РФ, ответственность за которое предусмотрена ч.1ст.8.42 КоАП РФ. По выявленному факту в отношении С. выдано предписание с требованием ликвидировать навалы размываемого грунта с 50кв.м. прибрежной защитной полосы <адрес>. Из ответа администрации Фроловского сельского поселения от 30.08.2016г. следует, что С. за несогласованную с администрацией отсыпку отходами промышленного бетона и грунта по <адрес> привлечен к административной ответственности. Противоправные действия ответчика нарушают их права на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании истцы доводы искового заявления поддержали, просили удовлетворить. Пояснили, что ранее они могли пользоваться данным земельным участком, у них там дети гуляли, играли в футбол, было место отдыха. Сейчас сплошная грязь, а под ней строительный мусор, который сейчас большими глыбами торчит из грунта. Ранее спускались на рыбалку к реке в специально предусмотренном оборудованном ступенями месте, сейчас к лесенкам нельзя подойти, т.к. они полностью завалены строительным мусором и грунтом.

Представитель истца В. в судебном заседании требования поддержал.

Ответчик в судебное заседание не пришел, надлежащее извещен, о чем имеется СМС сообщение. Ранее в судебном заседании с требованиями не согласился. Пояснил, что с разрешения администрации Фроловского сельского поселения укреплял берег реки, поскольку его затопляло, что он не мог добраться до дома. Он привозил несколько машин битого кирпича и грунт. Кто привозил большие куски бетона и крупногабаритный мусор он не знает.

Представитель третьего лица Администрации Пермского муниципального района с требованиями согласилась.

Третьи лица Администрация Фроловского сельского поселения, Государственная инспекция по экологии природопользованию Пермского края, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Отдел архитектуры и градостроительства Пермского муниципального района надлежащее извещены судом о дне судебного заседания. Представителей в суд не направили, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.

Суд, выслушав стороны, участвующие в судебном заседании, пришел к следующему.

В материалы дела представлен фотоматериал из <адрес>, напротив домов и , из которого видно груды крупногабаритного строительного мусора в виде бетонных отходов, а так же грунт (л.д.10-11,39-40,162-163,192-193).

Из предписания администрации Фроловского с/п от 31.08.2016г. следует, что в результате проверки выявлены нарушения С., а именно в районе <адрес> д. Замулянка организована свалка грунта на площади 200 кв.м. чем нарушаются правила благоустройства муниципального образования. Установлен срок для устранения нарушений (л.д. 41).

Постановлением государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 14.10.2016г. С. признан виновным в совершении административного правонарушения в области окружающей среды, выразившееся в использовании прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности и на него наложен штраф в размере 3 000 рублей. Наложенный на С. штраф, последним уплачен, о чем имеется квитанция (л.д.17-21,157).

Так же государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края С. выдано предписание от 14.10.2016г. по устранению выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, а именно: ликвидировать навалы размываемого грунта с 50 метровой прибрежной защитной полосы реки Мулянка, размещенные напротив домов и по <адрес> в срок до 10.06.2017г. (л.д.22-23).

Кадастровым инженером ООО «КадастрСтройИнжиниринг» 19.05.2017г. произведена схема расположения земельного участка, засыпанного строительными отходами и размываемым грунтом по адресу: <адрес>

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

При этом пунктом 2 указанной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ч. 1 ст. 22 этого же закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен один из основных принципов земельного законодательства - принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель (статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества (ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения").

Как следует из п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

В соответствии с п. 3 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67, рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

В соответствии с п. п. 3, 5 указанных Основных положений рекультивации подлежат земли, нарушенные, в частности, при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

Пунктом 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ установлен запрет на размещение в границах водоохранных зон кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.

Из системного толкования приведенных положений действующего законодательства следует, что они преследуют своей целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Указанные требования федерального законодательства нарушены несанкционированным размещением строительных отходов и отвалом грунта.

На момент рассмотрения дела в суде ответчиком С. предписание государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края не выполнено, размываемый грунт не ликвидирован, строительный мусор не убран. Суду доказательств обратного не предоставлено.

Разрешая спор, руководствуясь указанными выше правовыми нормами, и установив, что несанкционированная свалка крупногабаритного строительного мусора и отвалы размываемых грунтов в границе прибрежной защитной полосы реки Мулянки находится на земельном участке, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию в местах общего пользования образованная гражданином С..

Суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку непринятие мер по ликвидации несанкционированных производственных отходов и размываемых грунтов приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

В соответствии со ст. 204 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд находит, что месячный срок, после вступления решения в законную силу, в течение которого ответчик С. должен устранить нарушения, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.

На основании ст. 98 ГПК РФ при удовлетворении исковых требований с ответчика подлежит взысканию в пользу истцов государственная пошлина.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

                

РЕШИЛ:

Исковые требования Б., В., К. к ответчику С. об обязании ликвидировать строительные отходы, навалы размываемого грунта, рекультивации нарушенного плодородного слоя почвы по адресу: <адрес>, напротив домов и удовлетворить.

Обязать С. ликвидировать навалы размываемого грунта с 50-метровой прибрежной защитной полосы <адрес> и строительные отходы промышленного бетона, находящееся под размываемыми грунтами с проведением рекультивации нарушенного плодородного слоя почвы размещенные напротив домов 8 и 10 по <адрес> в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с С. в пользу Б., В., К. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей каждому.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения решения суда.

Решение в окончательной форме изготовлено 30.06.2017г.

Судья (подпись)

Копия верна:

Судья Е.В. Овчинникова

2-690/2017 ~ М-230/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васев Антон Александрович
Быков Александр Фомич
Катнова Екатерина Алексеевна
Ответчики
Софьин Вячеслав Ревович
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края
Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района
Администрация Пермского муниципального района
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Отдел Архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района
Камское бассейновое водное управление
Администрация Фроловского сельского поселения
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Овчинникова Елена Валерьевна
Дело на сайте суда
permsk--perm.sudrf.ru
30.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2017Передача материалов судье
02.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.03.2017Предварительное судебное заседание
31.03.2017Предварительное судебное заседание
26.04.2017Предварительное судебное заседание
22.05.2017Предварительное судебное заседание
19.06.2017Судебное заседание
30.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2017Дело оформлено
25.12.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее