Дело № 2 – 779/2013 Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2013 года город Северодвинск
Северодвинский гарнизонный военный суд под председательством судьи Феоктистова М.В., при секретаре судебного заседания Мамоновой Е.В., с участием заявителя Васильева С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № лейтенанта Васильева С.В. об оспаривании действий командующего войсками Западного военного округа, командиров войсковых частей № и № и начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу», связанных с назначением заявителя на воинскую должность,
УСТАНОВИЛ:
Приказом командующего войсками Западного военного округа от 27 сентября 2013 года №276 техник турбинной группы дивизиона движения электромеханической боевой части войсковой части № лейтенант Васильев С.В. в порядке продвижения по службе назначен на должность командира группы автоматики и телемеханики дивизиона движения войсковой части № с присвоением очередного воинского звания «старший лейтенант».
Полагая названный приказ незаконным, Васильев С.В. обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнений в судебном заседании, пояснил, что новая должность является для него вышестоящей и своего согласия, предусмотренного законом при перемещении на вышестоящую должность, он не давал. Ранее он неоднократно обращался к командованию с рапортами о переводе на любую офицерскую должность в войсковые части № или №, где, как ему известно, имелись вакансии, однако решения по указанным обращениям не принимались. В войсковой части № с 18 июня по 18 августа 2013 года проводились организационно-штатные мероприятия, по завершении которых занимаемая им должность сокращена. Вопреки его желанию и без надлежащего извещения 17 августа 2013 года командир войсковой части № через командира войсковой части № обратился к командиру войсковой части №, в состав которой входит войсковая часть №, с отношением о его, Васильева С.В., назначении на должность в войсковую часть №. Вместе с тем, 29 августа 2013 года он обратился к командиру вышестоящей войсковой части № с рапортом о назначении на любую офицерскую должность электромеханической боевой части войсковой части №, а с рапортом от 05 августа 2013 года о назначении на воинскую должность он не обращался, так как находился в отпуске. Однако, 12 сентября 2013 года командиром войсковой части № на основании вышеуказанного отношения командира войсковой части № он был представлен к назначению на должность командира группы автоматики и телемеханики дивизиона движения войсковой части №. В результате таких действий командиров войсковых частей № и № командующий войсками Западного военного округа 27 сентября 2013 года издал приказ №276, с которым он не согласен в части, касающейся назначения на новую воинскую должность. По мнению Васильева С.В. именно наличие его согласия о назначении на вышестоящую должность является обстоятельством, определяющим законность оспариваемых действий и, в случае отсутствия такового, влечёт отмену приказа о назначении на должность и признание действий командования по указанному назначению незаконными.
Определениями Северодвинского гарнизонного военного суда от 21 и 25 октября 2013 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены начальник ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» и командир войсковой части №, соответственно.
В судебном заседании Васильев С.В., заявленные требования поддержал и настаивал на их удовлетворении.
Командующий войсками Западного военного округа, надлежащим образом извещённый о месте и времени проведения судебного заседания, не прибыл и ходатайствовал о его поведении без своего участия. При этом в письменных возражениях на заявление Васильева С.В. представитель командующий войсками Западного военного округа, не соглашаясь с заявленными требованиями, просил суд отказать в их удовлетворении, так как заявитель ходатайствовал о назначении его на высшую воинскую должность и, рассмотрев кандидатуру Васильева С.В., командующий войсками Западного военного округа с учетом профессиональной подготовки военнослужащего назначил его на соответствующую воинскую должность. Назначение Васильева С.В. на должность было произведено по однопрофильной военно-учетной специальности с учетом имеющегося опыта служебной деятельности.
Командир войсковой части №, надлежащим образом извещённый о месте и времени проведения судебного заседания, не прибыл и ходатайствовал о его поведении без своего участия. При этом в письменных возражениях на заявление Васильева С.В. командир войсковой части №, не соглашаясь с заявленными требованиями, просил суд отказать в их удовлетворении, так как заявитель после окончания военного образовательного учреждения и получения им в связи с этим офицерского звания впервые назначен на воинскую должность, подлежащую замещению офицерами, что не требовало соответствующего согласия военнослужащего.
В судебное заседание командир войсковой части № и начальник ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу», будучи надлежащим образом уведомленные о месте и времени его проведения, не прибыли, просили суд рассмотреть дело без их участия.
Исследовав материалы, имеющиеся в деле, заслушав объяснения Васильева С.В., суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта.
Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока (п. 3 ст. 32 того же Закона).
Из анализа приведенных норм Федерального закона и контракта, заключенного заявителем с Министерством обороны Российской Федерации, следует, что место военной службы Васильева С.В. не предусмотрено в качестве условия контракта, и он добровольно принял на себя обязательство проходить военную службу не в конкретном месте, а в Вооруженных Силах Российской Федерации, то есть на всей территории России.
В соответствии со статьей 43 вышеназванного Закона назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождении военной службы.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указам Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года (далее - Порядок), военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую (в том числе находящуюся в другой местности) в пределах Вооруженных Сил Российской Федерации, при этом, перевод к новому месту военной службы с назначением на равную воинскую должность производится без согласия военнослужащего, за исключением случаев:
а) при невозможности прохождения военной службы в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;
б) при невозможности проживания членов семьи военнослужащего (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним) в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;
в) при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
Таким образом, действующим законодательством установлено, что перевод к новому месту службы на равную воинскую должность по служебной необходимости производится по инициативе командования и не требует волеизъявления (желания) военнослужащего, у которого отсутствуют препятствующие к тому основания, перечень которых определен и является исчерпывающим.
Порядок прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации определен Приказом Министра обороны Российской Федерации «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» 2002 года №350.
В соответствии с п. 3 ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п. 10 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2002 года №350 (далее - Инструкция), военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии, в том числе и другой воинской части, свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность.
Согласно того же п. 10 Инструкции аттестационная комиссия воинской части, рассмотрев кандидатуры военнослужащих своей воинской части, а также документы других военнослужащих, дает заключение по рассмотренным кандидатурам. В случае если аттестационной комиссией воинской части предлагается к назначению на воинскую должность военнослужащий другой воинской части, то по решению командира (начальника) этой воинской части на имя командира (начальника) воинской части, где проходит военную службу отобранный кандидат, высылается отношение по форме согласно приложению №4 к настоящей Инструкции. Если аттестационной комиссией воинской части ходатайство кандидата по вопросу назначения на воинскую должность отклонено, то он об этом уведомляется в письменной форме в установленном порядке.
Командир (начальник) воинской части, получивший отношение на военнослужащего, обязан в установленном порядке направить на него по команде представление в кадровый орган, подчиненный должностному лицу, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность. Указанная норма права, закрепленная в Инструкции, носит императивный, то есть обязательный характер и является обязанностью командира (начальника), а не его правом.
Правом принятия решения в отношении назначения военнослужащего обладает должностное лицо, которому предоставлено право назначения на данную должность в соответствии с Порядком реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, утвержденным приказом Министра обороны от 17 декабря 2012 года № 3733.
Так, назначение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, увольнение с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу.
Основанием для подготовки документов по переводу военнослужащих являются планы замены и перевода, решения должностных лиц Вооруженных Сил, принимаемые в соответствии с предоставленными им полномочиями, а также основания, определенные законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.11 Порядка военнослужащие могут быть назначены на первую воинскую должность, высшую воинскую должность, равную воинскую должность или низшую воинскую должность.
Воинская должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий – более высокий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.
Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия) либо по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).
При этом военнослужащий должен отвечать требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. Учитываются уровень его профессиональной подготовки, психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства, предусмотренные Порядком. Назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности.
Зачисленные в распоряжение соответствующих командиров (начальников) военнослужащие назначаются на воинские должности в возможно короткий срок.
Таким образом, желание военнослужащего проходить военную службу на иной вакантной воинской должности является юридическим фактом, влекущим правовые последствия в виде запрета на его увольнение с военной службы (п.п.«а» п.4 Положения о порядке прохождения военной службы). На указанном основании желание военнослужащего проходить военную службу на иной вакантной воинской должности должно учитываться органами военного управления в любом случае.
Следовательно, должностные лица органов военного управления в связи с проведением организационно-штатных мероприятий должны выяснять мнение военнослужащего относительно его дальнейшего прохождения военной службы, в том числе и на иной низшей или высшей вакантной воинской должности.
В случае если командир имеет особое мнение по вопросу перевода военнослужащего к новому месту службы, то он имеет право выразить его в представлении к назначению.
В соответствии с приказом командира войсковой части № от 8 сентября 2010 года лейтенант Васильев С.В. на основании приказа командира войсковой части № от 27 июля 2010 года №25 полагается принявшим дела и должность техника турбинной группы дивизиона движения электромеханической боевой части войсковой части №.
Во исполнение директив командующего войсками Западного военного округа от 6 мая 2013 года № и начальника штаба Северного флота от 23 мая 2013 года № в войсковой части № с 18 июня по 18 августа 2013 года проведены организационно-штатные мероприятия, в результате которых занимаемая Васильевым С.В. должность техника турбинной группы дивизиона движения электромеханической боевой части войсковой части № сокращена.
17 августа 2013 года командиром войсковой части № на имя командира войсковой части № выслано отношение о назначении Васильева С.В. на должность командира группы автоматики и телемеханики дивизиона движения войсковой части №.
С 18 августа 2013 года заявитель на основании приказа командира войсковой части № от 14 октября 2013 года №231 полагается сдавшим дела и должность техника турбинной группы дивизиона движения электромеханической боевой части войсковой части № и ему установлено денежное довольствие как военнослужащему, проходящему военную службу в распоряжении командования.
29 августа 2013 года Васильев обратился с рапортом к вышестоящему командиру войсковой части № о назначении на любую офицерскую должность войсковой части №.
12 сентября 2013 года заявитель представлен командиром войсковой части № к назначению на воинскую должность командира группы автоматики и телемеханики дивизиона движения войсковой части №.
Приказом командующего войсками Западного военного округа от 27 сентября 2013 года №276 техник турбинной группы дивизиона движения электромеханической боевой части войсковой части № лейтенант Васильев С.В. в порядке продвижения по службе назначен на должность командира группы автоматики и телемеханики дивизиона движения войсковой части № с присвоением очередного воинского звания «старший лейтенант».
Изложенные обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Васильев С.В., будучи освобожденным в результате организационно-штатных мероприятий от должности, с 18 августа 2013 года проходил военную службу не на воинской должности, а в распоряжении соответствующего командира.
Воинская должность командира группы автоматики и телемеханики дивизиона движения электромеханической боевой части, на которую заявитель назначен приказом командующего войсками Западного военного округа от 27 сентября 2013 года № 276, является одной из первичных воинских должностей, подлежащих замещению выпускниками высших военных учебных заведений.
Принимая во внимание, что с сентября 2010 года, то есть сразу по окончании высшего военного учебного заведения, Васильев С.В. занимал должность техника турбинной группы дивизиона движения электромеханической боевой части, подлежащую замещению рядовым и старшинским составом, от исполнения обязанностей которой был освобожден 18 августа 2013 года в связи с сокращением должности и в дальнейшем изъявил желание продолжить военную службу, дав согласие о назначении на любую офицерскую должность, дополнительных условий, при которых требовалось согласие заявителя на перевод к новому месту службы, не имелось.
Доводы заявителя о незаконности оспариваемого приказа о том, что в своем рапорте от 29 августа 2013 года он просил назначить его в конкретную воинскую часть (№), суд находит несостоятельными, поскольку действующее законодательство связывает согласие военнослужащего с назначением на низшую или высшую воинскую должность, а не с конкретной воинской частью, где военнослужащий желает проходить военную службу.
Назначение Васильева С.В. на должность командира группы автоматики и телемеханики дивизиона движения электромеханической боевой части произведено с учётом уровня его профессиональной подготовки, психологических качеств, состояния здоровья, по однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности, то есть заявитель полностью отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. Более того, указанное перемещение военнослужащего произведено не только в пределах Вооруженных Сил Российской Федерации, но и в пределах одного субъекта Российской Федерации – войсковая часть №, в которой желал проходить службу Васильев С.В., и войсковая часть №, в которую он назначен оспариваемым приказом, дислоцируются в Мурманской области.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого приказа, поскольку он издан уполномоченным воинским должностным лицом, в пределах предоставленной ему компетенции и в соответствии с действующим законодательством, при этом сомневаться в служебной необходимости такого перевода, принимая во внимание обстоятельства, указанные представителями должностных лиц и не оспоренные заявителем, у суда оснований не имеется.
Поскольку в удовлетворении требований заявителя судом отказано, основания для возмещения Васильеву С.В. судебных расходов, в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части № лейтенанта Васильева С.В. об оспаривании действий командующего войсками Западного военного округа, командиров войсковых частей № и № и начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу», связанных с назначением заявителя на воинскую должность, а также в возмещении судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Северодвинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий по делу (подпись) М.В. Феоктистов
Верно: Председательствующий по делу М.В. Феоктистов
Секретарь судебного заседания Е.В. Мамонова
31.10.2013