№ 2-6537/27-2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 ноября 2011 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Зариповой Е.В.,
при секретаре Легиной М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Довбыш В.Н. к Администрации Петрозаводского городского округа о постановке на учет, предоставлении жилья,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что он является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. При подаче заявления к ответчику о постановке на учет по улучшению жилищных условий и предоставлении жилья, истцу отказали в постановке на учет. Истец просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа поставить его на учет и предоставить жилье, как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Истец в судебное заседание не явился, извещен, не возражает о рассмотрении дела в свое отсутствие, так как является инвалидом, передвигается с трудом.
Представитель истца - Довбыш С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - Бондаренко М.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.
Третьи лица - Довбыш В.В., Довбыш К.В., привлеченные к участию в деле определением суда от 10 ноября 2011 года, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, с 01 марта 2005 года жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации другим категориям граждан, определенных федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации по договору социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. При этом могут предоставляться жилые помещения указанной категории граждан, в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных граждан жилыми помещениями.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы и участники ликвидации ее последствий, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом при соблюдении двух условий: если они относятся к числу лиц определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
На орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилых помещений с учетом требований ст.ст. 14, 49, 50, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Довбыш В.Н. относится к категории лиц участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением серии № №. Из справки № № усматривается, что истец является инвалидом <данные изъяты> группы. Согласно сведениям МКП «Петрозаводская паспортная служба» Довбыш В.Н. зарегистрирован по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, <адрес> №, №а, №. Кроме истца в указанной квартире зарегистрированы и проживают по месту жительства его дочери: Довбыш В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ и Довбыш К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ. Жилая площадь указанной квартиры составляет <данные изъяты> кв.м, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м.
Между Довбыш В.Н. и фамилия 2 (Довбыш С.В.) ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован брак, что подтверждается свидетельством о регистрации брака № №.
Довбыш С.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Кроме Довбыш С.В. в указанной квартире зарегистрированы:– мать Довбыш С.В. - фамилия 1 и дочь Довбыш С.В. - фамилия 2, что подтверждается справкой о регистрации МКП «Петрозаводская паспортная служба» от ДД.ММ.ГГГГ, имеющейся в материалах дела. Жилая площадь указанной квартиры составляет <адрес> кв.м, общая площадь квартиры составляет <адрес> кв.м.
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Карелия, ГУП РК РГЦ «Недвижимость» сообщили об отсутствии объектов недвижимого имущества, зарегистрированных на праве собственности за Довбыш В.Н., Довбыш С.В. (<данные изъяты>
Семья Довбыш В.Н, состоящая из двух человек (Довбыш В.Н., Довбыш С.В.) проживает по адресу: <адрес> «А», <адрес>. <адрес>. Согласно сложившегося порядка пользования квартирой Довбыш В.Н., Довбыш С.В. проживают в комнате площадью <данные изъяты> кв.м, комнату площадью <данные изъяты> кв.м занимают Довбыш В.В., Довбыш К.В.
Из пояснений представителя истца усматривается, что у Довбыш В.Н. <данные изъяты>, из-за недостатка жилой площади истец с трудом передвигается <данные изъяты>. Указала, что сторона истца пыталась договориться с Довбыш В.В. и Довбыш К.В. о том, чтобы истец переехал в комнату площадью <данные изъяты> кв.м., однако дочери истца на указанное предложение ответили отказом. Также представитель истца не согласна с позицией Администрации Петрозаводского городского округа, согласно которой при решении вопроса о постановке Довбыш В.Н. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения была учтена площадь квартиры, распложенной по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, где Довбыш С.Н. зарегистрирована, однако в указанной квартире она не проживает, а проживает вместе с мужем по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, <адрес>.
Свидетель фамилия 1 допрошенная в судебном заседании, пояснила, что ее дочь - Довбыш С.Н. проживает вместе с Довбыш В.Н. по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, <адрес>. В квартире по месту регистрации Довбыш С.Н. не проживает. Также указала, что комната, в которой проживает семья Довбыш, очень маленькая, истец может передвигаться только на инвалидной коляске, которая с трудом размещается в комнате площадью <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Довбыш В.Н. обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о постановке истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В заявлении истец указал, что семья состоит из двух человек: Довбыш В.Н. и Довбыш С.В.
Согласно выписке из протокола № заседания городской жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в признании семьи Довбыш В.Н. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказано, т.к. семья обеспечена общей площадью жилого помещения на одного человека свыше учетной нормы. Из писем Комитета жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства строительства РК от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что размер общей площади жилого помещения на каждого члена семьи Довбыш превышает норму обеспеченности общей площадью жилого помещения для признания гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения по Петрозаводскому городскому округу.
В соответствии с п.п. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Пунктом 2 Решения Петрозаводского городского Совета № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» от 27 декабря 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Петрозаводске в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 7 ст. 17 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию аварии вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» правом на предоставление мер социальной поддержки на обеспечение жилой площадью пользуются граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01 января 2005 года. Указано, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (т.е. на общих основаниях).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что для предоставления Довбышу В.Н. мер социальной поддержки на строительство или приобретение жилого помещения правовых оснований нет, поскольку размер общей площади жилого помещения на каждого члена семьи Довбыш превышает норму обеспеченности общей площадью жилого помещения для признания гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения по Петрозаводскому городскому округу.
Условия постановки на учет четко определены нормами жилищного законодательства РФ и не предусматривают наличие каких-либо иных условий при разрешении данного вопроса.
Поскольку ответчиком правомерно отказано в постановке Довбыш В.Н. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, у суда не имеется оснований для того, чтобы обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить истцу жилое помещение.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Довбыш В.Н. к Администрации Петрозаводского городского округа о постановке на учет, предоставлении жилья отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья: Е.В. Зарипова
<данные изъяты>