Дело № 2-665/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Ирбит 08 августа 2011 года
Ирбитский районный суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи Логинова М.Л.
при секретаре Юрге И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ирбитского Межрайонного прокурора в интересах Пальшиной Е.А. к администрации муниципального образования город Ирбит о признании заключения незаконным и обязании организовать повторное обследование многоквартирного жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Ирбитский Межрайонный прокурор в интересах Пальшиной Е.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Ирбит о признании заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании жилого помещения, расположенного по <адрес> пригодным для постоянного проживания» - незаконным и обязании Главы администрации МО г. Ирбит организовать повторное обследование многоквартирного жилого дома № по <адрес> для решения вопроса о пригодности для проживания с учетом физического износа данного дома в месячный срок с момента вынесения решения.
В судебном заседании помощник прокурора Швейцаров В.А. уточнил исковые требования в части признания незаконным заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании жилого помещения, расположенного по <адрес> пригодным для постоянного проживания» - незаконным
В обоснование иска прокурор в заявлении указал, что Ирбитской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению многодетной матери, воспитывающей семерых несовершеннолетних детей, Пальшиной Е.А., о принятии мер прокурорского реагирования и принуждении администрации МО г. Ирбит к выполнению своих обязанностей по капитальному ремонту аварийного жилого дома, в котором она проживает.
Проведенной проверкой установлено, что Пальшина Е.А. проживает в деревянном многоквартирном доме по <адрес> совместно со своими детьми.
В ходе проверки 06.07.2011 года истребованы сведения из филиала «Ирбитского межрайонного БТИ и РН» и выявлено, что физический износ жилого дома, расположенного по <адрес> составляет 71 %, по состоянию последней инвентаризации на 02.10.2008 года.
Межведомственной комиссией, собранной администрацией МО г. Ирбит по требованию Ирбитской межрайонной прокуратуры № от 15.06.2011 года, ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование жилого помещения, расположенного по <адрес> По результатам которого, ДД.ММ.ГГГГ под № составлено заключение о признании вышеуказанного жилого помещения пригодным для постоянного проживания.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации, порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок отнесения жилых домов к категории непригодных для постоянного проживания регламентирован Разделом IV Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.06 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с п. 2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 года № 529 (далее - Положение) - жилые дома независимо от групп их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований. К непригодным для постоянного проживания жилым домам отнесены:
1) каменные дома с физическим износом свыше 70%; 2) деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Жилой дом № по <адрес> с учетом физического износа 71%, повреждений конструкций дома и уровня внутреннего благоустройства отвечает названным выше критериям и относится к категории жилых домов непригодных для постоянного проживания.
В соответствии со ст. 30 Устава МО г. Ирбит (далее - Устав) администрация МО г. Ирбит - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных п. 5 Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Свердловской области. В соответствии с п. п. 10-11, 13-14 ч. 1 ст. 30 Устава, к полномочиям администрации по решению вопросов местного значения городского округа относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям закона.
В настоящее время администрацией МО город Ирбит вопрос о пригодности вышеуказанного многоквартирного дома решен не верно, без учета процента износа данного дома, что противоречит вышеуказанному законодательству.
Таким образом, со стороны ответчика допускается грубое нарушение жилищных прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания в жилом доме, находящимся в муниципальной собственности, а также невыполнение своих обязанностей при обследовании дома, а именно, игнорирование сведение об износе дома.
Ирбитский межрайонный прокурор, в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано с целью защиты семьи, материнства, детства; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, в том числе и в защиту Пальшиной Е.А., проживающей в доме № квартире № по <адрес>
Помощник прокурора Швейцаров В.А. иск поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям и дополнил, что обследование проводилось по требованию прокурора, на основании заявления Пальшиной Е.А., однако не указан в акте процент износа. Из сведений БТИ и управляющей компании следует, что процент износа дома составляет - 71. Цель повторного обследования в том что бы установить, что износ жилого дома не позволяет безопасно для здоровья проживать семье Пальшиной.
Истец Пальшина Е.А. суду пояснила, что иск поддерживает, просит его удовлетворить. Проживает в данной квартире с рождения, в настоящее время 7 детьми возрастом от 3 до 17 лет и братом. Дочь 17 лет болеет астмой, сын 14 лет состоит на учете в тубдиспансере, сын 8 лет инвалид. В квартире стены отходят от печки и коридора, пол шатается, в кухне в выгребную яму упала балка. Детей в туалет не пускает, так как унитаз упал с полом в яму. Потолок на кухне обваливается, провисает и висит рельса между кухней и туалетом разрушается стена, ставит опоры, сама ремонтирует. Все это из-за того, что под полом находится выгребная яма, которая находилась возле дома и разрушилась. Крыша в доме протекает. В течение 5 лет обращается в администрацию, услуги за это время не оплачивает, так как считает, что их не предоставляют, как только сделают ремолнт, сразу оплатит долг в размере 14 000 руб. Комиссия была, осмотрели квартиру, дом снаружи, в другие квартиры не заходили. Каково состояние других квартир в доме ей не известно.
Представитель органа опеки и попечительства Оплетаева О.В. считает, что иск подлежит удовлетворению в интересах детей, так как их здоровью угрожает опасность с учетом износа дома в 71%.
Представитель ответчика Юрьева С.А. суду пояснила, что иск признает в части признания незаконным заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» так как обследование проведено с нарушениями и повторном обследовании только жилого помещения № расположенного в многоквартирном доме № по <адрес> а не всего дома, поскольку обследование проводилось только жилого помещения. В данном доме кроме семьи Пальшиной Е.А. проживают еще 3 семьи из которых 1 собственники жилого помещения и жалоб от других жителей не поступало, иск заявлен прокурором только в интересах Пальшиной Е.А. Установлено, что разрушение происходит только выгребной ямы и фундамента возле нее. Созданная комиссия решила, что необходимо провести ремонт выгребной ямы, составлен локальный сметный расчет. Пальшина Е.А. состоит в первоочередном списке под № 68. ФПИЖС разработал программу по обеспечению многодетных семей, они представили список в котором Пальшина Е.А. под № но учитывая, что строительство ведется на условиях софинансирования 20% - область и 80% семья, а у Пальшиной Е.А. нет таких средств.
Заслушав стороны, исследовав имеющиеся доказательства и оценив их в совокупности, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 2-4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а так же порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. (далее Положение)
Согласно пунктов 5, 6 Положения, жилым помещением признается:
жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем;
квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;
комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
На основании п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Пунктами 42 и 43 Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям установлена п. 44 и включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
В силу пунктов 46 - 48 Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1.
Согласно пункта 2.2 "Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания" (утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 № 529), к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Из представленной по запросу суда справки СОГУП «Областной центр недвижимости» Филиал «Ирбитское межрайонное БТИ и РН» следует, что жилой дом, расположенный по <адрес> находится в собственности МО город Ирбит и имеет общий процент физического износа 71%.
С учетом изложенных обстоятельств заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания», которым дом № расположенный по <адрес>, признан пригодным для проживания, является незаконным по следующим основаниям.
При проведении обследования комиссией не был однозначно определен объект обследования либо это квартира, либо многоквартирный дом, поскольку фактически из документов (акт, заключение) следует, что обследовалась квартира №, другие квартиры не обследовались, не указаны сведения о проведении оценки степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, однако заключение дано относительно всего жилого дома № по <адрес>.
Вопреки п. 7 Положения, в состав комиссии не были включены представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере пожарной (определение степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара).
К работе в комиссии не привлечен с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (собственник одной из квартир многоквартирного дома), в случае принятия заключения относительно всего дома.
В составе комиссии, акте обследования и заключении указаны, но не участвовали - заместитель главы администрации МО г. Ирбит и специалист СОГУП «Областной центр недвижимости» Филиал «Ирбитское межрайонное БТИ и РН», однако именно по данным СОГУП «Областной центр недвижимости» Филиал «Ирбитское межрайонное БТИ и РН» жилой дом, расположенный по <адрес> имеет общий процент физического износа 71%, в связи с чем не был правильно определен перечень дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Таким образом, процедура проведения обследования и сделанное заключение: «дом № является пригодным для проживания» не соответствует требованиям предъявляемым «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Поскольку заключение является незаконным, необходимо проведение повторного обследования жилого помещения № в доме № по <адрес>, в соответствии с требованиями «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Доводы прокурора о том, что необходимо обязать администрацию муниципального образования город Ирбит организовать повторное обследование всего многоквартирного дома суд находит несостоятельными, поскольку обследование проводилось по требованию прокурора в отношении одного жилого помещения, а именно квартиры № в доме № по <адрес>, иск подан прокурором в интересах одного нанимателя Пальшиной Е.А., а как установлено в судебном заседании в данном доме 2 квартиры занимают жильцы по договорам найма и 1 квартира находится в собственности, но наниматели и собственник данных жилых помещений в установленном законом порядке с заявлением в комиссию не обращались и данное право, а так же право на обращение в суд ими не утрачено, сведений о состоянии их жилых помещений, а так же оснований обращения прокурора в суд с заявлением в защиту их прав, свобод и законных интересов не представлено.
Кроме того, согласно п. 43 Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения <адрес> комиссия должна проверить как его фактическое состояние, так и провести оценку степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома <адрес> в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
А после проведения данных мероприятий, даже в отношении одного жилого помещения, принять одно из решений в виде заключения, указанное в п. 47 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 либо решения о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ирбитского Межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания», которым дом № расположенный по <адрес> признан пригодным для проживания.
Обязать администрацию муниципального образования город Ирбит организовать повторное обследование жилого помещения № расположенного в многоквартирном доме № по <адрес> для принятия межведомственной комиссией в течение 30 дней со дня вынесения решения суда, решения (в виде заключения), указанного в пункте 47 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, либо решения о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В остальной части иск Ирбитского межрайонного прокурора оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалоб через Ирбитский районный суд.
Решение изготовлено в окончательной форме 12 августа 2011 года.
Председательствующий-/подпись/
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>