Дело № ****** |
Мотивированное решение изготовлено 23.04.2018 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17.04.2018 |
<адрес> |
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием
представителя истца ФИО4,
представителя ответчика ФИО5,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском, в котором просят признать незаконным уведомление ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 01.11.2017 № ****** об отказе в признании участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по Министерству обороны Российской Федерации; обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска ФИО7 указали, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходил военную службу в 33 Центральном научно-исследовательском и испытательном институте МО РСФСР в должности старшего инженера-испытателя – заместителя начальника отдела. В этот период времени ему предоставили для проживания служебное жилое помещение на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № ******. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. До настоящего времени истцы проживают в служебной квартире. В июне 2017 годе истцы получили письмо ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ с требованием в двухнедельный срок освободить занимаемое жилое помещение. По причине отсутствия другого жилья истцы обратились к ответчику с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по Министерству обороны Российской Федерации. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ответчик отказал истцам в признании их участниками указанной подпрограммы. С таким решением ответчика истцы не согласны. Полагают, что приобрели право участвовать в подпрограмме, поскольку проживают на территории закрытого военного городка, к ним предъявлено требование о выселении из занимаемого истцами жилого помещения, иного жилья истцы не имеют, при этом ФИО1 достиг пенсионного возраста. Кроме того, в 1987 году ФИО1 подвергся радиационному воздействию во время ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО4 исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что требования о выселении к истцам в судебном порядке не предъявлялись. На учете нуждающихся в жилом помещении истцы в органе местного самоуправления не состоят.
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что ФИО7 обратились в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о признании их участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Уведомлением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и члену его семьи ФИО2 было отказано в признании участниками подпрограммы в связи с несоответствием требованиям, установленным подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № ******. В уведомлении ответчик указал, что ФИО1 было предоставлено служебное жилое помещение на период его работы на территории закрытого военного городка. В настоящее время его связь с Министерством обороны Российской Федерации утрачена. Сам факт проживания на территории закрытого военного городка не является основанием для предоставления государственного жилищного сертификата по подп. «б» п. 5 указанных Правил. Согласно подп. «а» п. 22 Правил основанием для отказа в признании участниками подпрограммы является несоответствие граждан требованиям, установленным пунктом 5 Правил. Ответчик действовал в соответствии с действующим законодательством, нарушений прав ФИО7 допущено не было. ФИО7 не лишены права быть обеспеченными государственным жилищным сертификатом по подп. «е» п. 5 указанных Правил как граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно п. 18 Правил обеспечение граждан сертификатами по этому основанию осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Истцы ФИО7 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтвердил в судебном заседании представитель истца ФИО4 При этом ФИО8 в суд было направлено заявление, в котором они просили обеспечить проведение судебного заседания, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ в 10:40, путем использования систем видеоконференцсвязи.
Представитель третьего лица Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Информация о времени и месте рассмотрения дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда <адрес> в сети Интернет: https://oktiabrsky--svd.sudrf.ru.
С учётом мнения представителей сторон и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истцов и представителя третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, указанное Постановление утверждало федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а также предусматривало, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (п. 1). Утверждены прилагаемые Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (п. 2).
В редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, указанное Постановление утверждало Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Согласно подп. «б» п. 5 указанных Правил граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Подпункт «б» п. 5 указанных Правил в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривал, что правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы обладают граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в подпрограмме намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (поселка).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России. В настоящее время в указанном Перечне в разделе «<адрес>» значится <адрес>.
Согласно материалам дела, ФИО1 и его супруга ФИО2 зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. ФИО1 зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 – с ДД.ММ.ГГГГ.
В отношении указанного жилого помещения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма с домоуправлением войсковой части № ******. Как следует из содержания договора, он заключен на основании ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ № ******, выданного КЭЧ района <адрес>.
Таким образом, в связи с предоставлением ФИО1 указанной квартиры по договору найма он и его супруга ФИО2 приобрели право пользования жилым помещением на территории закрытого военного городка.
ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации направило ФИО1 уведомление № ******, в котором просило освободить служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>№ ******, <адрес>, в связи с утратой права проживания в жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением, в котором просил включить его и его супругу ФИО2 в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отказало ФИО1 и его супруге ФИО2 в признании участниками указанной подпрограммы на основании подп. «а» п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 – 2020 годы.
В уведомлении ответчик также указал, что в связи с наличием достаточного количества служебных жилых помещений для обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала, проходящих военную службу и трудоустроенных в воинских частях и организациях Министерства обороны Российской Федерации, как на территории закрытого военного городка, так и в близлежащих населенных пунктах, ФИО1 и члены его семьи не подлежат переселению из закрытого военного городка Вольск-18 и не могут быть признаны участниками подпрограммы.
Также из материалов дела следует, что ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, исключен из списков личного состава войсковой части 61469 с ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет истца в календарном исчислении составила 26 лет 9 месяцев.
В то же время это обстоятельство не являлось основанием для включения ФИО1 и его супруги в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
ДД.ММ.ГГГГ был принят Закон Российской Федерации № ****** «О статусе военнослужащих», которым предусматривалось следующее урегулирование вопроса обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.
Согласно пункту 6 статьи 15 указанного закона, в редакции, действовавшей на момент исключения ФИО1 из списков личного состава войсковой части, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
С ДД.ММ.ГГГГ Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О статусе военнослужащих» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Согласно ч 2.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом в силу ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта.
Согласно ст. 2 Федерального закона т ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
По смыслу вышеприведенных положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О статусе военнослужащих» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» нуждающимися в жилых помещениях могут и могли быть ранее признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву).
В ходе рассмотрения дела, не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что до увольнения с военной службы ФИО1 обращался к командиру воинской части с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, а также о том, что такой рапорт рассматривался на заседании жилищной комиссии воинской части, которая по результатам его рассмотрения приняла решение о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, и данное решение, оформленное протоколом, было утверждено командиром воинской части.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, ФИО1 не принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении органом местного самоуправления.
Таким образом, ФИО1 не приобрел право на обеспечение его жилым помещением в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О статусе военнослужащих» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Следовательно, обязанности по обеспечению ФИО1 и членов его семьи жилым помещением у Министерства обороны Российской Федерации не возникло.
Проживание истцов на территории закрытого военного городка само по себе не является самостоятельным основанием для выдачи им государственного жилищного сертификата. Правом на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем после увольнения с военной службы.
Проживание в течение определенного количества времени на территории закрытого военного городка гражданина, состоявшего в служебных (трудовых) отношениях с военным ведомством не является достаточным основанием для предоставления такой выплаты. Необходимым условием для разрешения вопроса о том, может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением. В рамках настоящего дела такого обстоятельства применительно к ФИО1 не установлено.
Предоставление жилищного сертификата по заявленному истцами основанию предусмотрено в случае реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Поэтому обязательным условием возникновения у гражданина права на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, является наличие решения о реализации процедуры переселения из закрытого военного городка или поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Согласно материалам дела, такого решения не принималось, переселения граждан из закрытого военного городка Вольск-18 не производилось.
Таким образом, ни ФИО1, ни его супруга не относятся к какой-либо категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата исключительно по факту проживания в закрытом военном городке, они не состояли на учете и не были признаны нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, которые предусмотрены законодательством, регламентирующим правовое положение военнослужащих.
Тот факт, что ФИО1 является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС также не имеет значения для разрешения настоящего спора.
В соответствии с подп. «е» п. 5 упомянутых выше Правил в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Вместе с тем, согласно подп. «в» п. 18 Правил в указанной редакции выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).
Аналогичные положения содержатся в Правилах в действующей редакции.
Таким образом, на федеральные органы исполнительной власти, каковым является Министерство обороны Российской Федерации, не возложена обязанность по обеспечению государственными жилищными сертификатами граждан, указанных в подп. «е» п. 5 Правил.
При таких обстоятельствах суд полагает, что ответчиком ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обоснованно принято решение об отказе в признании истцов участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Соответственно, отсутствуют основания для признания оспариваемого истцами решения ответчика незаконным, а также для возложения на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья И.В. Кайгородова