Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2-4382/2017 ~ М-3767/2017 от 31.07.2017

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 сентября 2017 г. Промышленный районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Кривошеевой Е.В.,

при секретаре Семеновой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-43825/17 по иску Кузьминой Раисы Кондратьевны к Администрации г.о.Самара, Кудинову Сергею Александровичу, Болотову Анатолию Михайловичу о признании права собственности на часть жилого дома в реконструированном виде, прекращении права общей долевой собственности, выделе доли,

установил:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, указав следующее.

Кузьмина Р.К. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обосновании своих требований указав, что ей на основании решения Кировского районного народного суда г.Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ. принадлежит 1/5 доли в общей долевой собственности на жилой дом, находящийся на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>. Остальными владельцами объекта недвижимости являются Кудинов С.А. <данные изъяты> доли) и Болотов A.M. (<данные изъяты> доли).

Согласно определению об утверждении мирового соглашения, заключенного между Кузьминой Р.К. и Кудиновым С.А., после раздела общего двора площадь земельного участка Кузьминой составляет <данные изъяты> кв.м. и имеет ширину <данные изъяты> м. и длину <данные изъяты> м. Совместно с истцом зарегистрированы и проживают в доме: сын - Кузьмин Виталий Юрьевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ., внук - Кузьмин Анатолий Витальевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ., сын - Смоляков Сергей Александрович, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ.

В 1993 году истцом была произведена реконструкция части жилого дома для улучшения жилищных условий. Также в целях повышения благоустройства она сделала пристройку – литера А3а.

Истец обращалась в Администрацию Промышленного района г.Самары за выдачей разрешения на оформление и ввод в эксплуатацию самовольных пристроев к дому, однако, ей разъяснено о необходимости обращения в суд.

ДД.ММ.ГГГГ. государственная регистрация права собственности на вышеуказанный объект недвижимости была приостановлена, впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ. истцу отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу по её заявлению , по причине реконструкции в связи с тем, что на государственную регистрация не представлены документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации прав.

В связи, с чем истец обратилась в суд за защитой своих законных прав и интересов.

Согласно выводам экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Самарского бюро экспертиз и исследований» по инженерно-техническому обследованию помещения части жилого дома: «Строительный объект - помещение квартиры жилого дома <адрес>, соответствует действующим нормам и правилам, требованиям, предъявляемым к данному строению, согласно функционального значения...».

Согласно выводам экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ. часть жилого дома (литер А 1, А 2, А 3, а) по адресу: <адрес>, соответствует государственным санитарным нормам и правилам; СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Согласно экспертному заключению ООО «Эксперт Пожарной Безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ. «О соответствии требованиям пожарной безопасности объемно-планировочных и конструктивных решений объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>», в рамках проведенной экспертизы установлено соответствие объемно-планировочных и конструктивных решений объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома) требованиям пожарной безопасности, действующим на территории Российской Федерации. Здание объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома), расположенного по адресу: <адрес> пригодно для дальнейшего использования по своему функциональному назначению, на момент рассмотрения исключена возможность превышения значений допустимого пожарного риска, при условии соблюдения в процессе эксплуатации обязательных требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР - 390).

Жилое помещение истца фактически является обособленной частью жилого дома, поскольку имеет отдельный вход, не имеет мест общего пользования, а также коммуникаций предназначенных для обслуживания более одного помещения в доме, данное помещение предназначено для пользования только одной семьей, бремя содержания полностью лежит на истце.

Дом построен в ДД.ММ.ГГГГ году, произведенная реконструкция соответствует строительным нормам и правилам, не угрожает жизни и здоровью граждан, истец не может оформить свое право в ином порядке, в связи с этим вынуждена обратиться в суд.

На основании изложенного, просит суд выделить в собственность Кузьминой Раисе Кондратьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, реконструированную часть жилого дома, состоящую из помещений - литера А1А2АЗа, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>,

прекратить право общей долевой собственности Кузьминой Раисы Кондратьевны в виде 1/5 доли в общей долевой собственности на жилое строение, расположенное по адресу: <адрес>,

признать за Кузьминой Раисой Кондратьевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на реконструированную часть жилого дома, состоящую из помещений - литера А1А2А3а, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании судом поставлен на разрешение вопрос об оставлении искового заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка обращения в суд.

Истец Кузьмина Р.К. и ее представитель Востриков С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании разрешение данного вопроса оставили на усмотрение суда.

Ответчики в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суд не уведомили.

Ответчики, представитель третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомили.

Заслушав лиц, участвующих в деле, суд полагает, что исковое заявление Кузьминой Р.К. подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 131 ГПК РФ, в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон.

В соответствии со ст. 132 ГПК РФ, к исковому заявлению прилагаются доказательства, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно положениям части 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу ст. 48 ГрК РФ получению разрешения на строительство предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч. 2, ч. 11 ст. 48 ГрК РФ).

Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

Согласно ст. 55 ГК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Следовательно для данной категории дел, предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора.

В соответствии с п. 29. Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" Положения статьи 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.

Согласно ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:

1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.

4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.

5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

В соответствии со ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

В соответствии с п.2.3. Постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 75 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации", результатом предоставления муниципальной услуги являются: оформление разрешения на строительство; отказ в выдаче разрешения на строительство; продление срока действия разрешения на строительство; отказ в продлении срока действия разрешения на строительство; внесение изменений в разрешение на строительство; отказ во внесении изменений в разрешение на строительство.

Системный анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что органам исполнительной власти предоставлено право принимать самостоятельные решение о возможности сохранения самовольно перепланированных и переустроенных либо реконструированных строений.

Действующим законодательством предусмотрен разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.

При этом суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления в решении поставленных перед ним задач при наличии у него соответствующих полномочий.

Предоставленный истцом в материалы дела ответ Администрации Промышленного района г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ на обращение истца о выдаче разрешения на оформление и ввод в эксплуатацию самовольных пристроев к дому, о том, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, не является обстоятельством, подтверждающим соблюдение досудебного порядка для данной категории рассматриваемого дела в соответствии с требованиями Жилищного и Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, истцом не представлено доказательств произведения переустройства, перепланировки, либо реконструкции жилого помещения относительно его первоначального вида, в чем именно они заключались, в пределах границ какого земельного участка с какими координатами оно первоначально было построено и какую площадь земельного участка в каких границах и с какими координатами оно занимает в настоящее время, не предоставлено и доказательств возможности выдела спорного жилого помещения с учетом произведенных изменений целостности жилого помещения, как истцу, так и другим собственникам спорного жилого помещения. Не представлено также доказательств возникновения нового объекта недвижимого имущества реконструкции, отличающегося от прежнего размерами, конфигурацией, площадью. Испрашиваемая часть жилого помещения находится в пределах границ земельного участка, предоставленного Кудинову С.А. под индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства, определение мирового судьи с.у. <адрес> не содержит оснований для перехода права собственности к истцу на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковое заявление Кузьминой Р.К. подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 222, 224,225 ГПК РФ, суд

определил:

Исковое заявление Кузьминой Раисы Кондратьевны к Администрации г.о.Самара, Кудинову Сергею Александровичу, Болотову Анатолию Михайловичу о признании права собственности на часть жилого дома в реконструированном виде, прекращении права общей долевой собственности, выделе доли - оставить без рассмотрения.

Разъяснить истцу, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с исковым заявлением в общем порядке.

На определение может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд через Промышленный районный г. Самары суд в течение 15 дней.

Председательствующий     Кривошеева Е.В.

2-4382/2017 ~ М-3767/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
Истцы
Кузьмина Р.К.
Ответчики
Кудинов С.А.
Болотов А.М.
Администрация г.о.Самара
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
Востриков С.В.
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Кривошеева Е. В.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
31.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2017Передача материалов судье
03.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2017Судебное заседание
08.09.2017Судебное заседание
11.09.2017Судебное заседание
20.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2017Дело оформлено
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее