Дело № 2а-326/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лахденпохья Республика Карелия 26 октября 2020 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, поданное в его интересах ФИО2, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и понуждении к действиям,
установил:
ФИО3 обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением, поданным в его интересах представителем ФИО2
Заявленные требования мотивированны тем, что ФИО6, действующая в интересах ФИО3, обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) с заявлением (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в кадастровом квартале №, площадью № кв.м., адрес: <адрес>, Лахденпохский муниципальный район, Мийнальское сельское поселение, район <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством был дан ответ, который фактически содержал в себе отказ Министерства в удовлетворении заявления, в связи с составлением схемы с нарушением требований, предусмотренных ст. 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), поскольку испрашиваемый земельный участок расположен за границей населенного пункта <адрес> на землях сельскохозяйственного назначения на расстоянии не более 30-ти километров от указанного поселка, поэтому использование земельного участка будет противоречить требованиям статей 7, 42, 78 ЗК РФ.
С данным ответом административный истец не согласен, ссылаясь на положения ст. 11.10 и п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ, просил суд признать незаконным вышеуказанное решение Министерства, обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление об утверждении ФИО3 схемы расположения земельного участка.
В судебном заседании административный истец и его представитель, действующий на основании доверенности ФИО2, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также, пояснили, что в исковом заявлении была допущена описка в имени административного истца.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ходатайств об отложении судебного заседания не направил.
Представитель заинтересованного лица - администрации Мийнальского сельского поселения, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений и ходатайств не направили.
Выслушав административного истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 подготовлена схема расположения земельного участка в кадастровом квартале №, площадью № кв.м.
ФИО6, действующая на основании доверенности в интересах ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ №) обратилась в Министерство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале №, площадью № кв.м., адрес: <адрес>, №, на землях сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, для проведения аукциона на право заключения договора аренды.
В своем решении, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, Министерство на основании пп. 3 п. 16 ст. 11.10, ст.ст. 42 и 78 ЗК РФ отказало ФИО3 в удовлетворении поданного его представителем заявления, по тем основаниям, что представленная заявителем схема расположения испрашиваемого земельного участка не соответствует требованиям, установленным положениями ст. 11.9 ЗК РФ, а именно: образуемый земельный участок расположен за границей населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения на расстоянии не более 30-ти километров от населенного пункта <адрес>, в связи с чем его использование для ведения садоводства будет противоречить ст.ст. 7, 42, 78 ЗК РФ.
ФИО3, не согласившись с принятым решением Министерства, обратился в суд с настоящим административным иском.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 года № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков относится к компетенции административного ответчика.
Таким образом, принятие решений по вопросам об утверждении схемы расположения земельного участка относится к компетенции административного ответчика.
Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ установлено, что образование земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина, вместе с тем пп. 2 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ предусмотрено, что если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка, то гражданин обращается в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, при этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка.
В силу пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Административный ответчик ссылается на то, что согласно Карте границ населенных пунктов, входящий в состав Правил землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения Лахденпохского муниципального района, утвержденных решением Совета Мийнальского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, образуемый земельный участок расположен за границей населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения на расстоянии не более тридцати километров от границы населенного пункта <адрес>, являющегося согласно Закону Республики Карелия от 01.11.2004 № 813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в республике Карелия» сельским населенным пунктом, в связи с чем, не может использоваться для ведения садоводства, так как такое использование будет противоречить положениям ст.ст. 7, 42, 78 ЗК РФ.
С указанным доводом административного ответчика нельзя согласиться в соответствии с нижеследующим.
Согласно положениям ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов, таких как утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 ЗК РФ.
Статьей 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Из материалов дела следует, и не оспаривается сторонами, что испрашиваемый земельный участок располагается на землях сельскохозяйственного назначения.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ч. 1 ст. 77 ЗК РФ). Пунктом 1 ст. 78 ЗК РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов (п. 4 ст. 78 ЗК РФ).
В силу п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ граждане вправе обращаться за предоставлением земельного участка для ведения садоводства в индивидуальном порядке.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, сельскохозяйственное использование включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 – 1.18. Указанные коды включают в себя растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание лекарственных трав, ведение садоводства, которое подразумевает под собой осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и др.
Таким образом, ссылка административного ответчика на положения п. 4 ст. 78 ЗК РФ, по мнению суда, является несостоятельной, поскольку в силу ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вышеназванного Классификатора, на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, предусматривается ведение сельскохозяйственной деятельности (выращивание сельскохозяйственных культур).
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Министерства об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, по изложенным в нем основаниям, нельзя признать законным, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно пп. 3 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ уполномоченным органом проверяется наличие или отсутствие оснований, предусмотренных п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ и пп. 5-9, 13-19 п. 18 ст. 39.11 ЗК РФ, в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
Нарушенное право истца, должно быть восстановлено путем возложения на Министерство обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ вх. № об утверждении схемы расположения земельного участка.
К указанному выводу суд приходит в связи с тем, что земельное законодательство содержит значительный перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения о том, что иные основания для отказа проверялись административным ответчиком.
Суд в рамках административного судопроизводства не вправе предрешать рассмотрение вопроса по существу, входящего в полномочие другого органа.
Суд полагает, что при отсутствии иных оснований для отказа ФИО3 в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх. № Министерство должно утвердить ФИО3 схему расположения испрашиваемого последним земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
Административный иск удовлетворить.
Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе ФИО3 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории: кадастровый квартал: №, площадью № кв.м., по адресу: <адрес>, район <адрес>, для ведения садоводства, незаконным.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ вх.№ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории: кадастровый квартал: №, площадью № кв.м., по адресу: <адрес>, район <адрес>, для ведения садоводства.
По результатам рассмотрения заявления, при отсутствии иных оснований для отказа ФИО3 в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх.№, обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории: кадастровый квартал: №, площадью № кв.м., по адресу: <адрес>, район <адрес>, для ведения садоводства.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу ФИО3 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А. Сущевская
Мотивированное решение составлено 10.11.2020.