Дело №2а-398/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2016 года пос. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., при секретаре Нестеровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Центрального банка Российской Федерации в лице Северо-западного главного управления Центрального банка Российской Федерации к Сельскохозяйственному потребительскому кредитно-сберегательному кооперативу «НАДЕЖДА» и его учредителям - Алексееву Н.В., Алексеевой И.В., Черкову В.В., Зайцеву О.П., Суолайнену Ю.Т., Дауровой В.Ю., Долгушину А.Н., Черковой Т.Ф., Алексеевой А.В., Белову И.В., Толмачеву Г.Я., Голубовой Т.П., Белянинову А.И., Хариковой Н.Д. о ликвидации Сельскохозяйственного потребительского кредитно-сберегательного кооператива «НАДЕЖДА» и возложении обязанности по осуществлению процедуры ликвидации,
у с т а н о в и л:
Банк России обратился в суд с административным исковым заявлением к Сельскохозяйственному потребительскому кредитно-сберегательному кооперативу «НАДЕЖДА» (далее – Кооператив) и его учредителям - Алексееву Н.В., Акимовой А.А., Алексеевой И.В., Черкову В.В., Зайцеву О.П., Суолайнену Ю.Т., Дауровой В.Ю., Долгушину А.Н., Черковой Т.Ф., Алексеевой А.В., Белову И.В., Толмачеву Г.Я., Голубовой Т.П., Белянинову А.И., Хариковой Н.Д. о ликвидации Сельскохозяйственного потребительского кредитно-сберегательного кооператива «НАДЕЖДА», по тем основаниям, что в соответствии с п.3 ст. 40.2 ФЗ от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» Сельскохозяйственный потребительский кредитно-сберегательный кооператив «НАДЕЖДА» обязан был предоставить в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности, а также отчет о персональном составе своих руководящих органов по форме, в сроки и в порядке, установленные Указанием Банка России от 09.10.2015 №3816-У. Кооператив указанные обязанности не выполнил, в связи с чем, Банком России в адрес ответчика направлялись предписания об устранении выявленных нарушений по адресу указанному в ЕГРЮЛ. До настоящего времени указанные предписания не исполнены, выявленные нарушения не устранены. На основании изложенного, ссылаясь на п.п.9 п.1 и п.3, п.п.11, п.1 ст. 40.2 Закона о сельскохозяйственной кооперации Центральный банк Российской Федерации просит ликвидировать Сельскохозяйственный потребительский кредитно-сберегательный кооператив «НАДЕЖДА», возложить на учредителей обязанность по осуществлению процедуры ликвидации Кооператива с установлением шестимесячного срока проведения ликвидационных мероприятий.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в административном исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Северо-Западного ГУ Банка России.
Административный ответчик Черков В.В. и его представитель Ш., действующий на основании доверенности, в интересах Черкова В.В. и Черковой Т.Ф. в судебном заседании исковые требования не признали, указали, что данное административное исковое заявление подлежит рассмотрению в Арбитражном суде, что у административного истца отсутствуют полномочия на подачу заявления о ликвидации кооператива, кроме того допущенные нарушения закона, связанные с не предоставлением отчетности не являются существенными, кооператив к административной ответственности не привлекался.
Административный ответчик Толмачев Г.Я. в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что, у кооператива отсутствует обязанность по предоставлению отчетности, у административного истца отсутствует право на подачу иска.
Административный ответчик Суомалайнен Ю.Т. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется телефонограмма, в которой просит рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что не является учредителем кооператива «Надежда».
Иные административные ответчики в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин не явки суду не сообщили, ходатайств не заявлено.
В соответствии с ч.2 ст. 289 КАС РФ, суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Определением суда от 25.11.2016 г. производство по настоящему административному делу к ответчику Акимовой А.А. прекращено в связи со смертью стороны.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, материалы учетного дела № СП КСК «Надежда», суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Сельскохозяйственный потребительский кредитно-сберегательный кооператив «НАДЕЖДА» зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №8 по Республике Карелия в качестве юридического лица 02.11.2009г., основной государственный регистрационный номер №. Учредителями общества являются Акимова А.А., Алексеева И.В., Черков В.В., Зайцев О.П., Суолайнен Ю.Т., Даурова В.Ю., Долгушин А.Н., Черкова Т.Ф., Алексеева А.В., Белов И.В., Толмачев Г.Я., Голубова Т.П., Белянинов А.И., Харикова Н.Д., председателем правления является Алексеев Н.В.. В Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об адресе места нахождения юридического лица: <адрес>.
Банком установлено, что СП КСК «Надежда» в нарушение пункта 3 статьи 40.2 Федерального закона от 08.12.1995г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и положений Указания Банка России от 09.10.2015г. №3816-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» (действовавшего на момент сдачи отчетности) не представлялись отчеты о своей деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов.
В связи с выявленными нарушениями Банком России в адрес СП КСК «Надежда», указанный в ЕГРЮЛ, направлялись предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Неисполнение указанных предписаний послужило основанием для обращения Банка России в суд с иском о ликвидации СП КСК «Надежда» на основании пункт 11 статьи 40.2 Федерального закона от 08.12.1995г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
Конституцией Российской Федерации гарантируются свобода экономической деятельности, составляющая одну из основ конституционного строя Российской Федерации (часть 1 статьи 8), а также такие основные неотчуждаемые права и свободы человека, как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34), право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2 статьи 35).
Вытекающие из указанных правовых гарантий и предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации имущественные права, принципы свободы предпринимательской деятельности в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом в целях достижения адекватного социально необходимого результата.
Такое ограничение предусмотрено в пункте 6 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым юридическое лицо ликвидируется по решению суда в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002г. №86-ФЗ (в ред. от от 03.07.2016) «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 13 статьи 40.1 Федерального закона от 08.12.1995г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» регулирование деятельности кредитных кооперативов, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных кооперативов осуществляется Банком России.
На основании пункта 14.1.7 статьи 18 Положения о территориальных учреждениях Банка России от 11.04.2016 N 538-П, утвержденного протоколом Совета директоров Банка России N 9 от 04.04.2016, территориальное учреждение представляет интересы Банка России в судебных, административных и иных органах в рамках установленных полномочий. Северо-Западное главное управление Центрального банка Российской Федерации является территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации, таким образом, истец правомерно, в пределах предоставленных законом полномочий, обратился в суд с административным иском о ликвидации юридического лица.
Пункт 11 статьи 40.2 Федерального закона от 08.12.1995г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае неоднократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 40.2 указанного Закона кредитный кооператив ежеквартально самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Кредитный кооператив ежегодно самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о персональном составе своих руководящих органов, а в случае изменения в составе своих руководящих органов обязан представлять указанный отчет не позднее чем в течение пятнадцати дней после таких изменений. Формы, сроки и порядок составления и представления кредитным кооперативом указанных документов устанавливаются Банком России. Формы, сроки и порядок составления и представления указанных документов определены Указанием Банка России от 09.10.2015г. №3816-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» (далее по тексту – Указание)
Согласно п. 3 Указания отчет о деятельности представляется за календарный год в два этапа - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года. В соответствии с п.4 отчет о персональном составе представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе, не позднее 15 календарных дней после окончания отчетного года или даты изменения сведений. Согласно пунктов 5 и 6 Указания отчет о деятельности и отчет о персональном составе (далее при совместном упоминании - отчетность) представляются в Банк России в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". Электронный документ, содержащий отчетность, подготавливается с помощью программы-анкеты, размещенной в свободном доступе на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 40.2 Закона «О сельскохозяйственной кооперации» в отношении кредитных кооперативов Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 40.3 настоящего Федерального закона.
Выявление Банком России нарушений сроков и порядка представления кредитными кооперативами документов отчетности в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 40.2 Закона «О сельскохозяйственной кооперации» является основанием для направления в адрес таких кооперативов обязательных для их исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.
В случае неоднократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок Банк России в соответствии с пунктом 11 статьи 40.2 Федерального закона от 08.12.1995г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» правомочен обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива.
Как следует из письменных материалов дела, в ходе осуществления надзора за деятельностью кредитных кооперативов административным истцом установлено неоднократное непредставление в Банк России СП КСК «Надежда» документов отчетности, а именно: отчета о деятельности за 2015 год, за первый квартал 2016 года, а также отчета о персональном составе руководящих органов СП КСК «Надежда» за 2015 год, что является нарушением требований пункта 3 статьи 40.2 Закона «О сельскохозяйственной кооперации» и положений Указания.
В данной связи, руководствуясь подпунктом 9 пункта 1 статьи 40.2 Закона «О сельскохозяйственной кооперации» и абзацем 1 статьи 76.5 Закона о Банке России, Банк России направил в адрес СП КСК «Надежда» предписания об устранении выявленных нарушений № от 08.02.2016г. (л.д.36-37), № от 12.02.2016г.(л.д.40-41), № от 17.05.2016г. (л.д.42-43), № от 19.05.2016г. (л.д.46-47), которые были возвращены за истечением срока хранения.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда N 61 от 30.07.2013 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" указано, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.).
В установленные сроки вынесенные в отношении СП КСК «Надежда» предписания исполнены не были. Также в Банк России ответчиком не представлены документы отчетности, подтверждающие устранение выявленных нарушений, что подтверждается актом осмотра личного кабинета участника финансового рынка на сайте Банка России от 14.07.2016 (л.д.33-35).
Неоднократное непредставление ответчиком документов отчетности и неисполнение предписаний Банка России является грубым нарушением положений пункта 3 статьи 40.2 Закона «О сельскохозяйственной кооперации» и в соответствии с абзацем 1 подпунктом 11 пункта 1 статьи 40.2 Закона «О сельскохозяйственной кооперации» служит основанием для обращения Банка России в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с п. 5 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (п. 2 ст. 62).
В силу ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 4 названного Закона государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
По смыслу названных норм единственным доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 22.07.2016 г., учредителями (участниками) СП КСК «Надежда» являются: Алексеев Н.В., Акимова А.А., Алексеева И.В., Черков В.В., Зайцев О.П., Суолайнен Ю.Т., Даурова В.Ю., Долгушин А.Н., Черкова Т.Ф., Алексеева А.В., Белов И.В., Толмачев Г.Я., Голубова Т.П., Белянинов А.И., Харикова Н.Д.. Лицом, имеющим право действовать от имени СП КСК «Надежда» без доверенности, является председатель правления СП КСК «Надежда» - Алексеев Н.В..
При таких обстоятельствах, поскольку при рассмотрении дела нашли свое подтверждение обстоятельства неоднократного непредставления ответчиком документов отчетности и неисполнение предписаний Банка России, что является основанием для ликвидации кооператива, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Банка России о ликвидации СП КСК «Надежда» подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика Толмачева Г.Я. о том, что у кооператива отсутствует обязанность по предоставлению отчетности не принимаются судом во внимание, поскольку данные обязанности прямо предусмотрены пунктом 3 статьи 40.2 законом «О сельскохозяйственной кооперации».
Также судом не принимаются во внимание доводы представителя ответчиков Ш. о не подведомственности данного административного иска суду общей юрисдикции и об отсутствии у административного истца полномочий на подачу иска о ликвидации Кооператива, поскольку в соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" дела по спорам о ликвидации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и других, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами. Как следует из устава СПКСК «Надежда» данный кооператив является некоммерческой организацией (п.1.1), следовательно рассмотрение данного спора подведомственно суду общей юрисдикции в соответствии с положениями Главы 27 КАС РФ.
Суд возлагает обязанность по ликвидации сельскохозяйственного потребительского кредитно-сберегательного кооператива «НАДЕЖДА» на его учредителей - Алексеева Н.В., Алексееву И.В., Черкова В.В., Зайцева О.П., Суолайнен Ю.Т., Даурову В.Ю., Долгушина А.Н., Черкову Т.Ф., Алексееву А.В., Белова И.В., Толмачева Г.Я., Голубову Т.П., Белянинова А.И., Харикову Н.Д.. Доводы ответчика Черкова В.В. и Суомалайнена Ю.Т. о том, что они не являются учредителями кооператива противоречат имеющимся в деле сведениям регистрационного дела и ничем объективным не подтверждены.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ в доход Пряжинского национального муниципального района с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 262-265 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Ликвидировать сельскохозяйственный потребительский кредитно-сберегательный кооператив «НАДЕЖДА», <данные изъяты>
Обязанность по ликвидации сельскохозяйственного потребительского кредитно-сберегательного кооператива «НАДЕЖДА» возложить на его учредителей (участников): Алексеева Н.В., Алексееву И.В., Черкова В.В., Зайцева О.П., Суолайнен Ю.Т., Даурову В.Ю., Долгушина А.Н., Черкову Т.Ф., Алексееву А.В., Белова И.В., Толмачева Г.Я., Голубову Т.П., Белянинова А.И., Харикову Н.Д. с установлением шестимесячного срока для проведения ликвидационных мероприятий.
Взыскать с сельскохозяйственного потребительского кредитно-сберегательного кооператива «НАДЕЖДА» в бюджет Пряжинского национального муниципального района государственную пошлину в сумме 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья С.А. Михеева
Мотивированное решение составлено 16 декабря 2016 года.