Дело № 2а-670/2021
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
р.п. Зубова Поляна 14 июля 2021 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Заренковой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Антоновой О.А.,
с участием в деле:
административного истца - Юсубовой Ш.В.к.,
административных ответчиков – Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, их представителя Устинова В.Л., действующего на основании доверенности,
административного ответчика - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», его представителя Пономаревой М.А., действующей на основании доверенности,
административного ответчика – начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» Денисова В.С.,
заинтересованного лица – Мамедова Д.В.о.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Юсубовой Ш.В.к. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о признании незаконными действий (бездействия), выраженных в не предоставлении ответа на обращение, и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
установил:
Юсубова Ш.В.к обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (далее по тексту УФСИН России по Республике Мордовия, Управление), Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее по тексту – ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, исправительное учреждение) о признании незаконным действий (бездействия), выраженных в не предоставлении ответа на обращение и возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Требования мотивированы тем, что ее брат Мамедов Д.В.о отбывает назначенное приговором суда наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия. Она является его единственным близким родственником, проживающей на территории Российской Федерации. 10 января 2021 г. на имя начальника указанного исправительного учреждения, а также в порядке надзора в Прокуратуру Республики Мордовия ею направлены обращения о переводе осужденного Мамедова Д.В.о в другое исправительное учреждение, расположенное ближе к месту проживания его родственников, а именно в Калининградскую область. 15 марта 2021 г. из Дубравной прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на территории Республики Мордовия ей поступило уведомление о перенаправлении ее обращения в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия. Однако до настоящего времени ответы на ее заявления из указанного исправительного учреждения не поступили. На основании статей 124, 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просит признать незаконным бездействие УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, выразившееся в не предоставлении ответа на обращение, возложить обязанность устранить допущенное нарушение и перевести осужденного Мамедова Д.В.о в исправительное учреждение для отбывания наказания по месту ее жительства – в Калининградскую область.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в порядке статей 41, 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены начальник ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Денисов В.С., Федеральная служба исполнения наказаний России (далее по тексту ФСИН России), в качестве заинтересованного лица – Мамедов Д.В.о.
Определением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 02 июля 2021 г. требование административного истца о переводе осужденного Мамедова Д.В.о в исправительное учреждение по месту жительства заявителя в Калининградскую область выделено в отдельное производство и 05 июля 2021 г. заявление на основании части 1 статьи 129 КАС РФ возвращено подателю без рассмотрения по существу.
Административный истец Юсубова Ш.В.к в судебное заседание, о времени и месте которого извещена надлежащим образом, не явилась.
В судебном заседании представитель ФСИН России Устинов В.Л., выступающий также в качестве представителя УФСИН России по Республике Мордовия, представитель ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Пономарева М.А. просили в удовлетворении административных исковых требований Юсубовой Ш.В.к отказать, ввиду отсутствия доказательств нарушения прав административного истца действиями (бездействием) ответчиков. Относительно УФСИН России по Республике Мордовия представитель Устинов В.Л. также пояснил, что указанный подконтрольный орган Федеральной службы исполнения наказаний является ненадлежащим ответчиком, поскольку не имеет полномочий по решению вопроса, поставленного административным истцом в ходатайстве о переводе осужденного Мамедова Д.В.о в другое исправительное учреждение. Кроме того пояснил, что в 2021 г. от Юсубовой К.В.к в адрес УФСИН России по Республике Мордовия какие-либо обращения не поступали.
Заинтересованное лицо Мамедов Д.В.о в судебном заседании просил требования административного искового заявления удовлетворить.
Административный ответчик – начальник ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Денисов В.С. в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился.
Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Мамедов Д.В.о 12 апреля 2011 г. осужден Ростовским областным судом за совершение преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 210 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 30, пунктам «а, г» части 3 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 30, пунктам «а, г» части 3 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, с применением части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации, к наказанию в виде 19 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 800 000 руб.
Наказание по названному приговору отбывает в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия.
26 февраля 2021 г. от сестры осужденного Юсубовой Ш.В.к в адрес указанного исправительного учреждения поступило обращение о переводе Мамедова Д.В.о для дальнейшего отбывания наказания ближе к месту ее проживания – на территорию Калининградской области.
Согласно части 1 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения.
Перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного (часть 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения в другое установлен Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 г. № 17.
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что по письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению ФСИН России при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Перевод осуществляется ФСИН России на основании мотивированного заключения территориального органа УИС о переводе (далее - заключение о переводе) (пункт 13 Порядка).
В заключении о переводе должны содержаться следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии) осужденного; место регистрации до ареста; гражданство; сведения о судимостях; отбывал ли ранее наказание в местах лишения свободы; дата вынесения судом приговора, каким судом вынесен приговор, статья(и) Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой(ым) осужденный привлечен к ответственности, назначенный срок и вид наказания, режим исправительного учреждения, информация о вступлении приговора суда в законную силу; начало и конец срока наказания; в отношении осужденных, подлежащих направлению в тюрьму, - назначенный срок отбывания наказания в тюрьме; начало и конец срока отбывания наказания в тюрьме - в отношении осужденных, подлежащих переводу из тюрьмы в исправительную колонию; номер исправительного учреждения, в котором содержится осужденный; информация об исправительных учреждениях (СИЗО УИС), в которых содержался осужденный до прибытия в данное исправительное учреждение, с указанием оснований перемещения; сведения о том, на каком виде специального и профилактического учета состоит или состоял; информация об отсутствии (наличии) у осужденного противопоказаний для отбывания наказания в отдельных местностях Российской Федерации в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний.
Заключение о переводе утверждается начальником территориального органа УИС либо лицом, его замещающим.
Утвержденное территориальным органом УИС заключение о переводе с материалами направляется во ФСИН России.
К заключению о переводе должны прилагаться: характеристика; справка о поощрениях и взысканиях; письменное заявление осужденного на перевод (за исключением случаев реорганизации или ликвидации исправительного учреждения) либо письмо начальника исправительного учреждения, согласованное начальником территориального органа УИС либо лицом, его замещающим; при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, - справка оперативного управления (отдела, группы) территориального органа УИС с указанием мер, принятых территориальным органом УИС для устранения обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении; справка медико-санитарной части (филиала медико-санитарной части) ФСИН России (пункт 15 Порядка).
Из указанного следует, что ФСИН России на основании заявления родственника делает запрос в территориальный орган УИС о предоставлении необходимых документов.
В соответствии с пунктом 148 Регламента Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного приказом ФСИН России от 14 августа 2020 г. № 555 «Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний» в случае если у территориального органа ФСИН России недостаточно полномочий или информации для ответа на поставленные в обращении вопросы, начальник территориального органа ФСИН России в течение 7 дней с момента регистрации обращения направляет его на рассмотрение в ФСИН России с указанием срока регистрации обращения в территориальном органе ФСИН России.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Из справки начальника канцелярии ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Шуляевой Е.А. и пояснений представителя административного ответчика Пономаревой М.А. судом установлено, что обращение Юсубовой Ш.В.к о переводе Мамедова Д.В.о для дальнейшего отбывания наказания в Калининградскую область, поступившее в исправительное учреждение 26 февраля 2021 г., ввиду отсутствия у ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия полномочий по решению поставленного в обращении вопроса, 03 марта 2021 г. перенаправлено в ФСИН России согласно требованиям части 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, о чем свидетельствует соответствующее сопроводительное письмо, копия которого 03 марта 2021 г. направлена для сведения административному истцу.
Факт направления указанной корреспонденции Юсубовой Ш.В.к подтверждается реестром исправительного учреждения по состоянию на 03 марта 2021 г., номер отправления 14/ТО/58/8-3.
Таким образом, бездействие административного ответчика ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, выразившееся в не предоставлении ответа на обращение, незаконным признано быть не может. Передача по компетенции поступившего в исправительное учреждение Республики Мордовия обращения в ФСИН России для рассмотрения и принятия решения, соответствовала положениям Регламента Федеральной службы исполнения наказаний и Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в связи с чем, в удовлетворении требований о признании незаконными действий (бездействия), выраженных в не предоставлении ответа на обращение, и возложении обязанности устранить допущенное нарушение, надлежит отказать.
Поскольку каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что административными ответчиками были нарушены права, свободы и законные интересы административного истца суду не представлено, напротив, исследованные в судебном заседании доказательства, опровергают доводы Юсубовой Ш.В.к, приведенные ею в административном исковом заявлении, а также принимая во внимание, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) должностных лиц исправительного учреждения требованиям закона и нарушение этими действиями (бездействием) прав и свобод административного истца отсутствует, основания для удовлетворения исковых требований истца у суда не имеются.
Разрешая административные исковые требования Юсубовой Ш.В.к, заявленные к УФСИН России по Республике Мордовия, суд исходит из того, что указанный подконтрольный орган Федеральной службы исполнения наказаний не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку какие-либо обращения от административного истца в адрес Управления в 2021 г. не поступали, что подтверждается справкой начальника ОД и АР УФСИН России по Республике Мордовия Гурдевой Т.В. от 09 июля 2021 г.
Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Юсубовой Ш.В.к. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о признании незаконными действий (бездействия), выраженных в не предоставлении ответа на обращение, и возложении обязанности устранить допущенное нарушение отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Судья Зубово-Полянского
районного суда Республики Мордовия Л.Н. Заренкова
Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2021 г.
Судья Зубово-Полянского
районного суда Республики Мордовия Л.Н. Заренкова