Дело №2а-875/2024
73RS0001-01-2024-000167-79
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2024 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Сизова И.А.,
при секретаре Лысовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Февралёва Евгения Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании действий незаконными, об отмене уведомления об отказе государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, возложении обязанности произвести регистрацию,
установил:
Административный истец Февралёв Е.А. обратился в суд иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области.
В обоснование иска указано, что истцу Февралёву Е.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 217 +/- 5,15 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Собственником смежного земельного участка является Грачёв А.Д.
Так же на расположенном земельном участке находится жилой дом кадастровым номером №.
03.08.2023 года Февралёв Е. А. обратился с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности.
Административным ответчиком вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета государственной регистрации прав №.
Согласно данного уведомления зарегистрировать право за административным истцом невозможно ввиду того, что дом, расположенный по адресу: <адрес> не является многоквартирным.
Февралёв Е.А. не согласен с таким решением ответчика, считает его действия незаконными.
Согласно решению Ленинского районного суда г. Ульяновска от 08.09.2014 по делу №2-7058/2014 (л.д. 11) из заключения экспертов АНО «НЭКЦ» от 21.08.2014 домовладения № 92-96 по <адрес> в <адрес> в соответствии с идеальными долями между совладельцами Февралёвым Е.А., Макеевым И.В. и Грачёвым А.Д. не возможен, но возможен раздел домовладения и выделение долей каждому из сособственников, при отступлении от их идеальных долей.
Экспертом определена возможность раздела спорного домовладения, при котором: у Февралёва Е. А. - <адрес>, в <адрес>, площадью 33,04 кв.м.; у Грачёва А. Д. - <адрес>, в <адрес>, площадью 62,79 кв.м..; у Макеева И. В. - снесенный жилой дом общей площадью 62,47 кв.м.
Просил суд:
-признать действия административного ответчика, выразившиеся в отказе осуществлять государственную регистрацию права – незаконными;
-отменить уведомление об отказе государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав от 14.11.2023 года №;
-возложить обязанность на административного ответчика произвести регистрацию права собственности на <адрес>, в <адрес>, площадью 33,04 кв.м.
В судебном заседании административный истец Февралёв Е.А. участия не принимал, извещался.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее Управление) в удовлетворении иска просил отказать.
В судебном заседании заинтересованное лицо Грачёв А.Д. просил в иске отказать.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 08.09.2014 по гражданскому делу №2-7058/14 по иску Февралёва Евгения Александровича, Макеева Ивана Викторовича к Грачёву Александру Дмитриевичу о разделе жилого дома и выделе земельного участка, постановлено:
Исковое заявление Февралёва Евгения Александровича, Макеева Ивана Викторовича удовлетворить.
Произвести раздел жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> между Февралёвым Евгением Александровичем, Макеевым Иваном Викторовичем и Грачёвым Александром Дмитриевичем следующим образом:
Признать за Февралёвым Евгением Александровичем право собственности на <адрес>, общей площадью 33,04 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Признать за Грачёвым Александром Дмитриевичем право собственности на <адрес>, общей площадью 62,79 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Произвести раздел земельного участка при домовладении № по <адрес> в <адрес> между Февралёвым Евгением Александровичем, Макеевым Иваном Викторовичем и Грачёвым Александром Дмитриевичем следующим образом:
Признать право собственности Грачёва Александра Дмитриевича на земельный участок, площадью 278,62 кв.м. в следующих границах: <данные изъяты>
Признать право собственности Февралёва Евгения Александровича на земельный участок, площадью 216,61 кв.м. в следующих границах: <данные изъяты>
Признать право собственности Макеева Ивана Викторовича на земельный участок, площадью 278,61 кв.м. в следующих границах: <данные изъяты>
Взыскать в пользу Февралёва Евгения Александровича в счет отклонения от стоимости идеальных долей совладельцев денежную сумму с Макеева Ивана Викторовича в размере 73 075 руб. 80 коп.; с Грачёва Александра Дмитриевича в размере 79 048 руб. 20 коп.
Прекратить право общей долевой собственности Февралёва Евгения Александровичем (28/100 доли в праве), Макеева Ивана Викторовича (36/100 доли в праве) и Грачёва Александра Дмитриевича (36/100 доли в праве) на земельный участок, площадью 773,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Прекратить право общей долевой собственности Февралёва Евгения Александровичем (28/100 доли в праве), Макеева Ивана Викторовича (36/100 доли в праве) и Грачёва Александра Дмитриевича (36/100 доли в праве) на жилой дом, площадью 153,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение вступило в законную силу.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН), регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Федеральный закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации).
В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного федерального закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 названного Закона).
Из содержания пункта 216 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 года N. 278, а также из положений статьи 26 и 27 Закона о регистрации следует, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки подлежат установлению следующие обстоятельства: наличие всех необходимых документов; полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением; необходимость направления межведомственного запроса; действительность поданных заявителем документов; соответствие поданных документов требованиям законодательства; соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.
21.01.2015 решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 08.09.2014 по делу №2-7058/14 было Управлением исполнено путем прекращения прав Грачёва А.Д., Февралёва Е.А., Макеева И.В. на жилой дом (кадастровый №) и земельный участок (кадастровый №) по адресу <адрес>.
03.08.2023 в Управление обратился Февралёв Е.А. с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на квартиру №2, расположенную по вышеуказанному адресу.
14.08.2023 на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации (не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав) учетно-регистрационные действия были приостановлены.
Согласно ч.1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Управлением было установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, является ранее учтенным, то есть его технический учет был осуществлен организацией технической инвентаризации в порядке, установленном до дня вступления в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Согласно входящему в состав реестрового дела техническому паспорту от 30.09.2008, подготовленному УОГУП БТИ, наименование рассматриваемого объекта недвижимости - жилой дом, его площадь - 153,8 кв.м.
Вместе с тем, Февралёв Е.А. обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру.
В силу ч.3 ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В свою очередь, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме; многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. №47).
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч.1 ст. 8 Закона о регистрации).
В соответствии с ч.2 ст. 8 Закона о регистрации к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате строительства и реконструкции зданий, сооружений, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 ч. 2 ст. 14 Федерального закона.
Согласно ч.3 ст. 8 Закона о регистрации к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Законом. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Законом.
В соответствии с п.9, 1 1 ч.3 ст. 8 Закона о регистрации сведения о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом, гараж), если объектом недвижимости является здание, и наименовании здания, сооружения, помещения при наличии такого наименования, вносятся в кадастр недвижимости как дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества.
Также согласно порядку ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденному Приказом Росреестра от 01.06.2021 № 11/0241 в записи кадастра недвижимости о здании указываются сведения о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом, гараж) (подп.2.1), и наименовании здания в случаях, установленных законодательством РФ (подп.4) как дополнительные сведения (п.28).
Исходя из вышеуказанного, в случае если для изменения назначения здания с кадастровым номером № реконструкция не требуется, сведения о назначении здания могут быть изменены в ЕГРН на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об изменении назначения здания с «жилое» (жилой дом) на «многоквартирный дом» без проведения реконструкции либо, если была осуществлена реконструкция, то на основании соответствующего Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и технического плана.
В силу п.2 ч.3 ст. 14 Закона о регистрации в случае образования объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно.
Как установлено п.3 ч.1 ст.15 Закона о регистрации при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости.
В данном случае решением суда из исходного объекта (здания), правообладателями которого являлись несколько сособственников, образованы два объекта недвижимого имущества (квартиры), соответственно, осуществление учетно-регистрационных действий возможно только по заявлениям всех правообладателей исходного объекта недвижимого имущества.
Согласно сведениям ЕГРН и представленному решению суда от 08.09.2014 собственниками исходного объекта недвижимости являются также другие лица (Грачёв А.Д.).
На основании вышеизложенного, в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 14.08.2023 № для осуществления учетно-регистрационных действий было рекомендовано всем собственникам здания с кадастровым номером № обратиться в Управление с заявлениями об изменении наименования жилого дома с приложением акта органа местного самоуправления об изменении назначения здания с «жилое» (жилой дом) на «многоквартирный дом» без проведения реконструкции или в случае, если была осуществлена реконструкция, то с заявлениями об учете изменений основных характеристик объекта недвижимости на основании соответствующего разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и технического плана.
В материалах дела не имеется сведений о том, что собственники жилого дома в установленном законом порядке обращались в орган местного самоуправления с заявлением об изменении сведений кадастрового учета, в том числе целевого назначения земельного участка, а также статуса жилого дома на многоквартирный.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении исковых требований.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
Руководствуясь ст.175 -180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.02.2024 ░.
░░░░░ ░░░░░ ░.░.