Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2013 года город Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Е.Н.
с участием помощника Куйбышевского транспортного прокурора ФИО7
при секретаре Хохрине В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3527/13
по иску Камского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Камский транспортный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» с иском о признании незаконным бездействия ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», выразившиеся в непринятии мер по обеспечению транспортной безопасности железнодорожных вокзалов станций <данные изъяты>; обязывании ОАО «РЖД» в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» обеспечить государственную охрану железнодорожного вокзала <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> вокзала <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> вокзала ст. <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Куйбышевского транспортного прокурора ФИО6 исковые требования конкретизировал, просил суд: признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД», выразившееся в непринятии мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры – зданий железнодорожных вокзалов <данные изъяты>; обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» обеспечить государственную охрану объектов транспортной инфраструктуры – здания железнодорожного вокзала <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> здания железнодорожного вокзала <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> и здания железнодорожного вокзала <данные изъяты> Расположенного по адресу: <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении уточнённых исковых требованиях..
Представитель ответчика ФИО8 действующая на основании доверенности, уточнённые исковые требования не признала в полном объеме, подтвердил обстоятельства, изложенные в письменном отзыве на исковые требования.
Выслушав пояснения помощника Куйбышевского транспортного прокурора ФИО9 представителя ответчика, действующей на основании доверенности, ФИО10 изучив материалы дела, суд считает уточнённые исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
В Федеральном законе от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране" раскрыто понятие "государственная охрана" как деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер. Определяющим в указанном понятии "охрана" является обеспечение безопасности охраняемого объекта.
Используя указанное понятие применительно к охране железнодорожного вокзала, можно сделать вывод, что как субъект транспортной инфраструктуры - ОАО "РЖД" осуществляет деятельность по обеспечению безопасности и защите вокзала на основании различных мер, в том числе охранных.
Вопросы, связанные с безопасностью перечисленных в перечне объектов Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587, в том числе железнодорожных вокзалов, регулируются иными законодательными актами.
Федеральным Законом Российской Федерации "О транспортной безопасности" регулируются отношения, связанные с защищенностью объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране. В соответствии с пунктом 15 данного перечня к таким объектам, в частности, отнесены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования.
Как установлено в судебном заседании, нежилые здания вокзалов на <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, вокзала <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес> вокзала <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес> принадлежат на праве собственности ОАО «Российские железные дороги» и находятся на балансе Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД».
В ходе проведения Камской транспортной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности выявлены нарушения, в том числе, установлено, что охрана железнодорожных вокзалов станций <данные изъяты> осуществляется частным охранным предприятием ООО «Частное охранное предприятие <данные изъяты>
Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года между ОАО «Российские железные дороги» в лице начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» и ООО «ЧОП <данные изъяты> заключён договор № на оказание охранных услуг. Срок действия договора установлен с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 10-20).
Согласно п. 1.1. договора Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию следующих услуг: обеспечение защиты жизни и здоровья на объектах Заказчика; охрана имущества (в том числе при транспортировке) железнодорожный вокзал <данные изъяты>, железнодорожный вокзал <данные изъяты>, железнодорожный вокзал <данные изъяты>; обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на объектах; обеспечение порядка в местах проведения Заказчиком массовых мероприятий; обеспечение по мере необходимости организации дополнительных постов в полосе отвода железных дорог для пресечения доступа сторонних лиц на незаконно используемые земельные участки; консультирование и подготовка рекомендаций Заказчику по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.
ООО «Частное охранное предприятие ФИО11 на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности выдана лицензия 40 № 0306 от 15.05.2012г.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» - транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании; объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; транспортный комплекс - объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства, акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Согласно ст. 2 ч. 1 вышеуказанного Закона - целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Понятие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования дано в статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а именно: инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Здания железнодорожных вокзалов <данные изъяты> являются объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и подлежат государственной охране в соответствии с п. 15 Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 587.
Однако, как установлено в ходе проверки, охрану зданий железнодорожных вокзалов <данные изъяты> осуществляет ООО «ЧОП «<данные изъяты> что является нарушением действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального Закона Российской Федерации "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Приказом Министерства транспорта России от ДД.ММ.ГГГГ года № утвержден порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, согласно которому обязанность по разработке плана возложена на субъект транспортной инфраструктуры.
Конкретные Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, предусмотрены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 43 от 8 февраля 2011 года, изданным во исполнение ст. 8 Федерального закона "О транспортной безопасности".
В соответствии с п. 2 Приказа Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В силу п. 5.5 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и\или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности или на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности.
Кроме того, согласно п. 5.6 Требований на субъект транспортной инфраструктуры возложена обязанность разработать, принять и исполнять организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, являющихся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом, ОАО "РЖД" должно принять конкретные меры по обеспечению транспортной безопасности, которые в силу ст. 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" должны быть предусмотрены в Планах обеспечения транспортной безопасности.
Поскольку судом установлено отсутствие утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности, постольку очевидно неисполнение ответчиком обязанностей по выполнению Требований по обеспечению транспортной безопасности, так как организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, являются частью указанного плана.
Ответчиком не предпринято каких-либо мер к обеспечению зданий железнодорожных вокзалов <данные изъяты> государственной охраной, следовательно, бездействие ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», выразившиеся в непринятии мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры – зданий железнодорожных вокзалов Набережные Челны, Нижнекамск и Бугульма, являются незаконными и на него надлежит возложить обязанность по обеспечению государственной охраной объектов транспортной инфраструктуры – зданий железнодорожных вокзалов Набережные Челны, Нижнекамск и Бугульма.
Доводы представителя ответчика о том, что стороны свободны в заключении договора, а требования истца представляют собой понуждение к заключению договора, является несостоятельным, поскольку Камский транспортный прокурор, требуя обеспечить государственной охраной здания указанных железнодорожных вокзалов, не указывает с кем конкретно должен быть заключен договор и условия договора, в связи с чем нельзя утверждать, что нарушена свобода договора.
Ответчик как собственник объекта транспортной инфраструктуры, во исполнение требований закона, вправе инициировать заключение договора на государственную охрану железнодорожного вокзала.
Ссылка представителя ответчика на отсутствие правового механизма реализации права является неосновательной, поскольку отсутствие механизма права не должно нарушать само право.
Обеспечение безопасности на объектах транспортной инфраструктуры является приоритетной задачей Правительства Российской Федерации, о чем предусмотрено в Постановлении Правительства РФ от 15.12.2001 г. № 848 (в ред. от 27.12.2012 г. «О федеральной целевой программе «Развития транспортной системы России (2010-2015 годы).
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что государственная охрана, т.е. транспортная безопасность зданий железнодорожных вокзалов должна быть обеспечена в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального Закона РФ «О транспортной безопасности» силами самого субъекта транспортной инфраструктуры – ОАО «РЖД», а не иных органов и лиц.
По мнению суда, понуждение ответчика к принятию мер по обеспечению государственной охраны, под которой необходимо понимать обеспечение транспортной безопасности самим субъектом транспортной инфраструктуры, соответствует требованиям Федерального закона РФ «О транспортной безопасности».
Учитывая, что принятие указанных мер безопасности направлено на предотвращение появления угрозы безопасности, поэтому меры по обеспечению безопасности должны приниматься и соблюдаться в строгом соответствии с действующими нормами независимо от наличия или отсутствия реальной угрозы безопасности, в силу ст. 206 ГПК РФ суд считает целесообразным установить срок, в течение которого должны быть совершены действия по обеспечению государственной охраны зданий железнодорожных вокзалов – в течении месяца со дня вступления решения в законную силу. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198, 320 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», выразившееся в непринятии мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры – зданий железнодорожных вокзалов <данные изъяты>
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» обеспечить государственную охрану объектов транспортной инфраструктуры – здания железнодорожного вокзала <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> здания железнодорожного вокзала <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> здания железнодорожного вокзала <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На данное решение могут быть поданы в порядке апелляции жалоба, представление в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары.
Решение изготовлено в окончательной форме 18.11.2013 г.
Председательствующий (подпись) Е.Н. Емельянова