Дело № 2- 1082/2015г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2015 года г.Маркс
Марксовский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Уварова А.С.,
при секретаре Рогожиной С.В.,
с участием старшего помощника Марксовского межрайпрокурора Михайлова А.Н.,
истца Шарненкова В.П.,
представителя ответчика ГАУ СО «ЦСЗН Марксовского района» по доверенности Лаптевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марксовского межрайонного прокурора в интересах Шарненкова В.П. к Государственному автономному учреждению Саратовской области «Центр социальной защиты населения Марксовского района», Министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
установил:
Марксовский межрайонный прокурор, действуя в интересах Шарненкова В.П., обратился в суд с иском к Государственному автономному учреждению Саратовской области «Центр социальной защиты населения Марксовского района», Министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. Заявленные требования мотивированы тем, что в Марксовскую межрайонную прокуратуру обратился Шарненков В.П. с жалобой о нарушении его социальных прав на бесплатное предоставление путевки на санатарно-курортное лечение. В ходе проведенной проверки было установлено, что Шарненков В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвали<адрес> группы. ДД.ММ.ГГГГ на основании справки для получения путёвки, выданной поликлиникой ГУЗ СО «Марксовская ЦРБ», он поставлена на учёт в ГАУ СО «Центр социальной защиты населения <адрес>» на обеспечение санаторно-курортным лечением по нозологии «болезни системы кровообращения». Однако, в нарушение положений Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 328, Положения о порядке обеспечения реабилитационными мероприятиями отдельных категорий граждан, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 627-П, Шарненков В.П. до настоящего, то есть до 08.09.2015 года путевка на санитарно-курортное лечение не предоставлена. Ввиду чего, существенно нарушаются его права, гарантированные статьей 39 Конституции РФ на социальное обеспечение. На основании изложенного, просил обязать Государственное автономное учреждение <адрес> «Центр социальной защиты населения Марксовского района» и Министерство социального развития Саратовской области предоставить Шарненкову В.П. путевку на санаторно-курортное лечение согласно заявлению от 28.01.2013 года.
В судебном заседании старший помощник Марксовского межрайпрокурора Михайлов А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме и дал пояснения, аналогичные изложенным в иске, просил обязать Государственное автономное учреждение Саратовской области «Центр социально защиты населения Марксовского района» и Министерство социального развития Саратовской области обеспечить Шарненкова В.П. путевкой на санаторно-курортное лечение согласно заявлению от 28.01.2013 года.
Истец Шарненков В.П. в судебном заседании заявленные исковые требования также поддержал и указал, что несмотря на то, что он имеет право на ежегодно получение путевки на санаторно-курортное лечение, а заявление на получении путевки вместе с соответствующей справкой он сдал в СО «ЦСЗН Марксовского района» еще 28.01.2013 году, до настоящего времени указанной путевкой он не обеспечен, и ему сообщают, что его очередь на путевку двадцатая.
Представитель ответчика - Министерства социального развития Саратовской
области по доверенности Леонова Н.В. в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, при этом представил письменные возражения, в которых указала, что непредставление Шарненкову В.П. санаторно-курортной путёвки вызвано объективными причинами, а именно недостаточностью финансирования из федерального бюджета на приобретение путёвок. Также ссылался на то, что действующее законодательство не содержит гарантий ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и ни одна из категорий граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, не имеет приоритетного права на обеспечение санаторно-курортным лечением. С учетом равных прав граждан-получателей набора социальных услуг санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путевки. На основании изложенного, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика - ГАУ СО «ЦСЗН Марксовского района» Лаптева Н.А., действующая на основании доверенности от 12.01.2015 года, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что в соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федеральным законом Российской Федерации от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Шарненков В.П. имеет право при наличии медицинских показаний на предоставление путевки на санатарно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. При этом, согласно Правил обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов санаторно-курортным лечением, утвержденных Постановлением Правительства Саратовской области от 28 января 2010 года № 29-П ГАУ СО «ЦСЗН Марксовского района» ведет постановку граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на учет. Постановка на учет осуществляется со дня подачи заявления. 28.01.2015 года Шарненков В.П. был поставлен на учет по обеспечению санаторно-курортным лечением по нозологии «болезни системы кровоорбращения», при этом по состоянию на 12.10.2015 года очередь Шарненкова В.П. на путевку № 20. Предоставление путевок осуществляется ГАУ СО «ЦСЗН Марксовского района» на основании разнарядки министерства социального развития Саратовской области по мере их приобретения в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. ГАУ СО ЦСЗН Марксовского района во исполнение требований вышеуказанного постановления Правительства Саратовской области ежеквартально направляло заявки на выделение путевок, в том числе по нозологии «болезни системы кровообращения». Однако, фактически было выделено незначительное количество путевок. В результате не выделения путевок на санаторно-курортное лечение министерством социального развития Саратовской области в соответствии с потребностью учреждения у ГА СО «ЦСЗН Марксовского района» отсутствовала возможность обеспечить Шарненкова В.П. путевкой на санаторно-курортное лечение.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека.
В Российской Федерации охраняется здоровье людей, обеспечивается
государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система
социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные
гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Конституция РФ признает право каждого гражданина на социальное
обеспечение. В частности, ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для
воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" (далее Закон N 181-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет
государственную политику в области социальной защиты инвалидов, в Российской
Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими
гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических
и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а
также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного
права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за
исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся
к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон) реабилитация
инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей
инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности,
реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную
компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со
стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации
инвалидов, достижения ими материальной независимости их интеграции в общество.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» - государство гарантирует инвалидам доведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и
услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи инвалидам предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.2 указанного Закона, в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включено, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Согласно ст. 6.3 Закона, учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в ст. 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, которым предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 3.1).
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года № 256 (п. 3.6).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (п. 3.9).
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2104-р от 30 декабря 2009 года утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Саратовской области о передаче правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В целях реализации указанного соглашения постановлением правительства Саратовской области от 28 января 2010 года № 29-П утверждены Правила оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п. 4 названных Правил, предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения в виде предоставления санаторно-курортных путевок и территориальные органы в виде выплаты компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно.
Из пункта 5 вышеназванных Правил следует, что УСПН ведется постановка граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на учет.
Положениями п. 9, 10, 14 Правил установлено, что УСПН обобщает и направляет в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путевок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года. На основании разнарядки министерства ответственные лица УСПН по доверенности, выданной УСПН, получают в министерстве путевки в санатории, отобранные министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Специалисты УСПН по месту жительства граждан, заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам путевки в соответствии с их заявлениями и справками.
В силу п. 23 Правил финансовое обеспечение расходов, предусмотренных настоящими Правилами, за исключением компенсации расходов на проезд междугородным транспортом к месту лечения и обратно и расходов по оплате услуг по оформлению и приобретению билетов на проезд к месту лечения и обратно, осуществляется за счет субвенции, поступившей из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий.
В судебном заседании установлено, что Шарненков В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвали<адрес> группы, что подтверждается справкой МСЭ № 0009776454.
25 января 2013 года Шарненкову В.П. выдана справка по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № 256, подтверждающая наличие у него медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения.
28.01.2013 года на основании справки для получения путёвки, выданной ГУЗ СО «Марксовская ЦРБ», Шарненков В.П. поставлена на учёт в ГАУ СО «Центр социальной защиты населения Марксовского района» на обеспечение санаторно-курортным лечением по нозологии «болезни системы кровообращения».
Однако до настоящего времени Шарненков В.П. не был обеспечен санаторно-курортной путевкой из-за значительного числа граждан, имеющих право на данный вид льгот, и недостаточности финансовых средств на эти цели.
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечения, суд считает, что ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Недостаточность финансирования расходов на приобретение санаторно-курортных путевок или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права. При этом учет права граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
Ответчики не могут быть освобождены от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч. 2 ст. 6.3 Закона N 178-ФЗ, так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Кроме того, по общему правилу, сформулированному в ст. 6.3 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и принятому в соответствии с данной статьей Порядке предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года, периодом предоставления гражданам социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения является календарный год и в случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальной услуги является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Положения п. 9 Правил оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденных постановлением правительства Саратовской области от 28 января 2010 года № 29-П, указанным требованиям закона не противоречат, поскольку предусматривают обязанность учреждений социальной поддержки населения по ежеквартальному направлению заявок граждан на предоставление путевок в министерство социального развития области.
Учитывая, что Шарненков В.П. приобрел право на получение социальной услуги в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение 25.01.2013 года, своевременно 28.01.2013 года обратилась в ГАУ СО «Центр социальной защиты населения Марксовского района» с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, суд считает, что данная социальная услуга должна была быть предоставлена Шарненкову В.П. на основании заявления от 28.01.2013 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Марксовского межрайонного прокурора в интересах Шарненкова В.П. к Государственному автономному учреждению Саратовской области «Центр социальной защиты населения Марксовского района», Министерству социального развития Саратовской области удовлетворить.
Обязать Министерство социального развития Саратовской области и Государственное автономное учреждение Саратовской области «Центр социальной защиты населения Марксовского района» обеспечить Шарненкова В.П. путевкой на санаторно-курортное лечение согласно заявлению от 28.01.2013 года.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Марксовский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Уваров