Дело № 2-3501/2019
64RS0045-01-2019-004045-32
Решение
Именем Российской Федерации
28 ноября 2019 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Шевчука Г.А.,
при помощнике судьи Поляковой А.С.,
с участием представителя истца Смирновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубкова С.А. к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» об обязании обеспечить проведение ремонта общего имущества многоквартирном доме, перерасчете платы, возмещении убытков, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов,
установил:
Зубков С.А. обратился в суд с указанным исковым заявлением к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее Фонд капитального ремонта), мотивируя требования следующим.
Истец является собственником жилого помещения № в <адрес>.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года №800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.
В данную программу включен <адрес>. Установлены сроки проведения капитального ремонта общего имущества дома – крыши и внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения в 2016 году.
Однако работы по капитальному ремонту не проведены.
Ответчик, являющийся региональным оператором, обязательства по капитальному ремонту не исполнены.
Ссылаясь на положения Жилищного кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей», в связи с обращением в суд Зубков С.А. просил обязать Фонд капитального ремонта произвести перерасчет, списав начисление взносов за капитальный ремонт с истца за период с января 2016 года по июнь 2019 года в размере 6762 рублей, взыскать с ответчика в пользу истца сумму материального ущерба в размере 50000 рублей, неустойку в размере 50000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 200000 рублей, штраф, расходы на представителя в размере 10000 рублей.
Истец Зубков С.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца Смирнова Н.Н., неоднократно уточнив исковые требования, просила обязать Фонд капитального ремонта произвести перерасчет, списав начисление взносов за капитальный ремонт с истца за период с января 2016 года по июль 2019 года в размере 11259,23 рублей, при этом списать задолженность с октября 2014 года по сентябрь 2016 года в размере 3914 рублей в связи с истечением срока давности, взыскать с ответчика в пользу истца сумму материального ущерба в размере 50000 рублей, неустойку в размере 50000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 200000 рублей, штраф, расходы на представителя в размере 10000 рублей и транспортные расходы в размере 2850 рублей, понесенных представителем истца. В обоснование требований пояснила, что в связи с невыполнением Фондом обязательств по проведению работ по капитальному ремонту собственники и наниматели жилых помещений провели капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома согласно представленным актам. Дом, хотя и не признан аварийным, но находится в аварийном состоянии. В результате не проведения капитального ремонта у истца происходят заливы, в связи с чем его квартире причинен ущерб, размер которого он оценивает в 50000 рублей. Фонд должен оказывать надлежащим образом услуг по капитальному ремонту. В связи с тем, что она не оказана, истцу причинен моральный вред. Просит исковые требования удовлевторить.
Представитель ответчика Фонда капитального ремонта, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, представила возражения на исковое заявление, в котором указало, что истцом не представлены доказательства наличия вины ответчика в причиненном ущербе.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Суд, с учетом положений статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно статьям 17, 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов; осуществление прав одним человеком не должно нарушать права и свободы других лиц.
Пунктом 5 части 1 статьи 167 ЖК РФ определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
В силу части 1 статьи 168 ЖК РФ предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
В соответствии с частью 2 указанной выше статьи региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта (часть 3 статьи 168 Жилищного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Законом Саратовской области от 27 июня 2013 года № 103-ЗСО «Орегиональном операторе в Саратовской области» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме Саратовской области- регионального оператора.
Распоряжением Правительства Саратовской области от 19 июля 2013 года №171-Пр «О создании регионального оператора» создана специализированная некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» в организационно-правовой форме – фонд, целью деятельности которого является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно части 7 статьи 168 ЖК РФ, в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
В судебном заседании установлено, что истец Зубков С.А. является собственником жилого помещения № в <адрес>
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года №800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.
В данную программу включен <адрес>, работы по капитальному ремонту крыши запланированы на 2017 год.
Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29 сентября 2017 года № 505-р ( в редакции от 05 марта 2019 года) утвержден областной краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2018 - 2020 годы, в который включены работы по капитальному ремонту крыши указанного многоквартирного дома, завершение которых планировалось в 2018 году.
Капитальный ремонт общего домового имущества в указанном в доме Фондом капитального ремонта не произведен, что не оспаривалось ответчиком.
Обращаясь в суд, истец указывает, что в результате бездействия Фонда капитального ремонта собственниками и нанимателями жилых помещений был произведен капитальный ремонт общего имущества дома, в обоснование которого представлены акты проверки выполнения работ по капитальному ремонту дома.
Так, согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ непосредственным управлением многоквартирного <адрес> проведены работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения, проведены работы по капитальному ремонту системы водоснабжения в жилых помещениях № Выполнены работы пол капитальному ремонту системы водоснабжения в подвальном помещении (частично) многоквартирного дома; проведены работы по капитальному ремонту внутридомовой системы электроснабжения (частично); заменена электрозащита с проведением работ обеспечения бесперебойного электроснабжения подвального помещения, подъездов, жилых помещений многоквартирного дома, проведены работы по капитальному ремонту крыльцовой площадки подъезда № по причине изношенности, проведены работы по капитальному ремонту люка крыши – полная реконструкции (замена); проведены ремонтные работы по устранению протечек кровли крыши (частично); проведены работы по устройству фонарей на входах в подъезды многоквартирного дома.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ непосредственным управлением многоквартирного <адрес> проведены работы по капитальному ремонту внутридомовой системы электроснабжения с полной заменой электрооборудования, приборов, работы по замене входной двери с утеплением подъезда №, по опилке деревьев на придомовой территории многоквартирного дома по причине угрозы их обрушения, работы по благоустройству придомовой территории многоквартирного дома. При оказании материальной поддержки депутата Приволжского муниципального образования Марксовского муниципального района
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ непосредственным управлением многоквартирного <адрес> проведены работы по капитальному ремонту отмостки дома, крыльцовой площадки подъезда № по причине изношенности, работы по замене входной двери с утеплением подъезда №, внутридомовой инженерной системы теплоснабжения в жилых помещениях №№
Также истец указывает, что в результате непроведения ремонта в его квартире произошел залив, в результате которого причинен ущерб, который истец оценивает в 50000 рублей.
В обоснование понесенных убытков Зубковым С.А. представлены акты осмотра в том числе квартиры истца от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым имеются сильные протечки по всему жилому помещению, на стенах намокли обои, отстали от стен, имеются грибковые образования, электропроводка по причине затопления вышла из строя. Также расчет стоимости поврежденного имущества на общую сумму 50000 рублей, договор от ДД.ММ.ГГГГ между Зубковым С.А. и Тарасовым М.В. на замену системы электроснабжения, закупку и доставку материалов, необходимых для выполнения работ.
Разрешая заявленные требования о списании задолженности по оплате вносов на капитальный ремонт и возмещении причиненного ущерба, суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Как следует из материалов дела решением общего собрания собственников, нанимателей жилых помещений многоквартирного <адрес>, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, выбрана форма управления домом путем непосредственного управления.
В соответствии с частью 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно абз. 2 подп. «а» пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее по тексту решения – Правила), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту приведенных 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пункт 11 Правил).
Исходя из пункта 18 Правил, текущий ремонт общего имущества проводится для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов.
Согласно пункту 4.6.1.1 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в частности, исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; чистоту чердачных помещений и освещенность; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Пунктом 4.6.1.2 указанных Правил установлено, что следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Согласно пункту 4.6.1.10 с учетом Приложения 2 Правил неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в срок от 1 до 5 суток.
Из положений пункта 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года №290, следует, что в работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, входят, в частности: проверка кровли на отсутствие протечек; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Таким образом, устранение отдельных нарушений, приводящих к протечкам крыши, относится к минимальному перечню работ, выполняемых в целях надлежащего содержания крыши многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, до проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного <адрес> обеспечение проведения текущего ремонта общего имущества дома должно осуществляться при непосредственном управлении собственниками помещений дома по заключенными с соответствующими организациями и лицами договорам.
А, следовательно, ответственность за причиненный собственникам ущерб в случае ненадлежащего исполнения обязательств должна быть возложена именно на указанные организации или лиц.
Поскольку Фондом капитального ремонт не был произведен капитальный ремонт крыши дома и системы холодного водоснабжения, на ответчика не может быть возложена в данном случае ответственность по возмещению истцу ущерба в результате залива.
Кроме того, как следует из представленных актов осмотра помещений, залив в квартире истца имел место первоначально в феврале 2018 года. Последующими актами осмотра жилых помещений установлены те же повреждения, что и при первоначальном заливе. Доказательств размера причиненного ущерба, устранения последствий первоначального ущерба, поврежденного имущества истцом не представлено.
В связи с чем требования истца о возмещении ущерба не подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
В силу части 7 статьи 170 Жилищного кодекса РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
В соответствии с частью 1 статьи 171 Жилищного кодекса РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на сентябрь 2014 года), обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Согласно частям 2 и 3 Жилищного кодекса РФ имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Денежные средства, полученные региональным оператором и образующие фонд капитального ремонта в соответствии с частью 1 статьи 170 настоящего Кодекса, учитываются на счете, счетах регионального оператора, открытых для размещения средств фондов капитального ремонта, и могут использоваться только в целях, указанных в статье 174 настоящего Кодекса.
В силу статьи 180 Жилищного кодекса РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Частью 4 статьи 179 Жилищного кодекса РФ допускается использование региональным оператором средств, полученных от собственников помещений в одних многоквартирных домах для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, но на возвратной основе. При определенных условиях средства фонда капитального ремонта возвращаются собственникам помещений в многоквартирных жилых домах (часть 2 статьи 174, статья 184 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из официального сайта администрации Марксовского муниципального образования, администрацией 13 ноября 2014 года № 2828-н принято постановление о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) выбранный ими способ не был реализован в установленный срок на территории Марксовского муниципального района.
Поскольку собственники помещений спорного многоквартирного дома не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, указанным постановлением способ формирования фонда капитального ремонта был определен на счете регионального оператора – Фонда капитального ремонта Саратовской области.
Таким образом, в силу приведенных положений законодательства у истца возникла обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт, который списанию не подлежат. Денежные средства на счете регионального оператора могут быть использованы как на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества спорного дома в будущем, так и других домов согласно части 4 статьи 179 Жилищного кодекса РФ
То обстоятельство, что Фондом капитального ремонта не исполнено обязательство по проведению капитального ремонта, само по себе не освобождает собственника жилого помещения от уплаты взносов на капитальный ремонт.
Ссылка истца на пропуск Фондом срока исковой давности начисления взносов на капитальный ремонт ха период с января 2014 года по сентябрь 2016 года основана на неправильном толковании положений законодательства об исковой давности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Исходя из приведенных положений, исковая давность применяется по заявлению стороны ответчика. При разрешении вопроса об уплате вносов на капитальный ремонт вопрос об исковой давности может быть поставлен при разрешении спора об их взыскании.
Учитывая, что основные требования истца оставлены без удовлетворения, не подлежит удовлетворению и требование о взыскании неустойки.
Также не подлежат взысканию с ответчика компенсация морального вреда и штрафа, помимо указанных выше оснований, также в силу следующего.
В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей», данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
При этом потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнителем в соответствии с абзацем 5 преамбулы Закона является организация, независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.
В данном случае региональный оператор (Фонд) обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома за счет фонда капитального ремонта. При этом Фонд указанные функции по отношению к собственникам помещений в многоквартирном доме осуществляются в силу закона безвозмездно.
В связи с тем, что спорные правоотношения возникли на основании норм ЖК РФ, то к разрешению данного спора положения Закона РФ «О защите прав потребителей» не применимы.
Поскольку судом отказано в удовлетворении основных требований, не подлежат возмещению и судебные расходы – расходы на представителя и его транспортные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Зубкова С.А. к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» об обязании обеспечить проведение ремонта общего имущества многоквартирном доме, перерасчете платы, возмещении убытков, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме — 05 декабря 2019 года.
Судья Г.А. Шевчук